Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
М.Л. Макальская,к.э.н.,гл. редактор журнала "Некоммерческие организации в России
Материал предоставлен журналом "Некомерческие организации в России"

Налогообложение некоммерческих организаций в 2005 году

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Порядок взимания Государственной пошлины установлен главой 25.3. НК РФ.
Государственная пошлина . сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены на это, за совершением в юридически значимых действий.
К юридически значимым действиям относятся:

  • подача запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям;
  • нотариальные действия;
  • проставления апостиля;
  • выдача документов (их копий, дубликатов);
  • и т.д.
  • Сюда не включаются действия, совершаемые консульскими учреждениями Российской Федерации.
    Некоммерческая организация, как и другие юридические лица, может стать, плательщиком государственной пошлины в следующих случаях:
    1) если обращается за совершением юридически значимых действий к указанным выше органам и должностным лицам;
    2) если выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
    Порядок, сроки уплаты и размеры государственной пошлины даны в разделах 333.18-333.33 главы 25.3 НК РФ.
    Статьей 333.35 НК РФ установлены льготы по освобождению от уплаты государственной пошлины для отдельных организаций.
    В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии . за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.
    В подпункте 3 этой же статьи указаны отдельные случаи, при которых государственная пошлина не уплачивается, например, за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества.
    В главе 25.3 НК РФ установлены льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.
    Так, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
    истцы . по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
    организации и физические лица . при подаче в суд:
  • заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
  • жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
  • частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
  • прокуроры . по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    истцы . по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
    уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) . по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
    истцы . при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
    уполномоченный по правам человека в Российской Федерации . при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
    истцы . по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
    От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, если цена иска меньше 1 млн руб.5, освобождаются также, в частности:
  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы . по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
  • прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
  • От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, если цена иска меньше 1 млн руб.6, освобождаются, в частности, общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
    В главе 25.3 установлены льготы при обращении за совершением нотариальных действий. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
  • общественные организации инвалидов . по всем видам нотариальных действий;
  • школы-интернаты . за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, . за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
  • В главе 25.3 установлены льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния для органов управления образованием, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав . за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повторных свидетельств о смерти их родителей.
    В статьях 333.40 и 333.41 НК РФ указаны основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, а также особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.
    Проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины осуществляют налоговые органы.

    НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
    Налог на имущество организаций . это региональный налог. Но общие положения в отношении этого налога даны в главе 30 Налогового кодекса РФ.
    Освобождение от обложения этим налогом в НК РФ не предусмотрено. Некоммерческие организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на общих основаниях.
    Объект налогообложения . движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Не признаются объектами налогообложения:
    1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
    2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
    При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
    В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
    Налоговая база определяется налогоплательщиками.
    Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
    Налоговым периодом признается календарный год.
    Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
    Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
    По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
    Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
    Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
    По итогам налогового периода, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиками представляются Налоговые декларации.

    В качестве примера регионального налога рассмотрим Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года ≤ 64 "О налоге на имущество организаций".
    Этим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и формы отчетности по налогу.
    Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента.
    Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
    Налоговые льготы в НК РФ и в Законе г. Москвы приведены ниже в сопоставлении.
    Налоговый кодекс РФ, глава 30 "Налог на имущество организаций", статья 381 Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций", статья 4
    От налогообложения освобождаются:
    Организации . в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5) Организации . в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры, включенных в соответствии с Законом города Москвы от 14 июля 2000 года ≤ 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий и являющихся городской собственностью (пункт 8)
      Объединения собственников жилья, действующие в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 года ≤ 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (пункт 11)
      Организации, получившие Паспорт благотворительной организации в соответствии с Законом города Москвы от 5 июля 1995 года ≤ 11-46 "О благотворительной деятельности" (пункт 12)
    Религиозные организации . в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (пункт 2) Религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, . в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности (пункт 13)
    Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, . в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда . не менее 25 процентов, . в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, . в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (пункт 3)
    Общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, . в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности (пункт 14)
    Организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда . не менее 25 процентов, . в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота не распространяется: на имущество, сдаваемое в аренду организациями, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет менее 50 человек; на организации, занимающиеся реализацией брокерских и иных посреднических услуг, производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (пункт 7)
    Организации . в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (пункт 7)  
    Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций (пункт 14)  
    Формы налогового расчета по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу, а также порядок их заполнения утверждаются Правительством Москвы.

    ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
    Транспортный налог является также региональным. Общие правила его исчисления и уплаты содержатся в 28 главе НК РФ. Некоммерческие организации уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства. Для транспортных средств, применяемых НКО, характерно использование в качестве налоговой базы мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
    Налоговым периодом признается календарный год.
    Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
    Отдельные налоговые ставки Закона города Москвы от 23 декабря 2002 года ≤ 48 "О транспортном налоге" приведены ниже.
    Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
    (в рублях)
    Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
    . до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
    . свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 15
    . свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 20
    . свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 25
    . свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 35
    Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
    . до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно 6
    . свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
    . свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20
    Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
    . до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
    . свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 30


    Порядок исчисления налога
    Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, если не предусмотрено иное, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
    Уплата налога и представление налоговой декларации производится ими по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. По г. Москве этот срок . не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Налог за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются).
    Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены льготы по налогу. Законом г. Москвы предусмотрены льготы в основном в отношении физических лиц, некоммерческие организации как юридические лица их не имеют.

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
    Основными официальными документами, которыми регулируются правовые отношения, связанные с уплатой земельного налога, являются Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 года ≤ 136-ФЗ, Федеральный закон от 24 июля 2002 года ≤ 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закон РФ от 11 октября 1991 года ≤ 1738-1 "О плате за землю", Федеральный законом от 15 апреля 1998 года ≤ 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
    Земельный налог является одной из форм платы за землю. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи.
    Арендаторы за землю, полученную в аренду, уплачивают арендную плату. Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита используется понятие "нормативная цена земли".
    Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
    За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
    От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады (пункт 1 статьи 12);
  • учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры (пункт 4 статьи 12);
  • учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования (пункт 1 статьи 12);
  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в профсоюзной собственности ( из пункта 15 статьи 12).
  • Не взимается плата за землю, если земельные участки предоставлены в безвозмездное срочное пользование. На таких условиях земли могут быть получены религиозным организациями для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок их строительства.
    Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
    Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
    Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
    Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр. Этот размер налога определен для 1994 г. Этот размер надо применять с учетом коэффициентов индексации, а также деноминации рубля в 1998 году.
    Не позднее 1 июля отчетного года юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, должны представить в налоговые органы декларацию по земельному налогу за отчетный год. Форма налоговой декларации по земельному налогу и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 29 декабря 2003 года ≤ БГ-3-21/725. . По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента получения земельных участков.

    УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    Первоначально упрощенная система налогообложения предназначалась для коммерческих организаций малого бизнеса, но с 1 января 2003 года это ограничение было снято. Поэтому некоммерческие организации имеют право применять эту систему, если сочтут налогообложение при ее использовании менее обременительным. Причем даже тем некоммерческим организациям, которые не ведут деятельность, приносящую доход, переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) может быть выгоден.
    Организации, которые перешли на УСН, платят единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расходов. Единый налог заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН. Организации, перешедшие на УСН, не признаются также плательщиками НД, за исключением операций ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров.
    Помимо единого налога, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    При желании налогоплательщики, применяющие УНС, могут производить уплату страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. ≤ 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
    Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Например, уплачиваются при наличии объектов налогообложения транспортный налог, государственная пошлина, земельный налог.
    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
    Переход на УСН носит заявительный характер. Срок подачи заявления . с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик собирается перейти на УСН.
    УСН, исходя из сложившейся практики, применяется некоммерческими организациями чаще всего в следующих случаях:

    п/п
      Не уплачивается Уплачивается
    1 НКО ведут предпринимательскую деятельность, не имеющую льгот по налогообложению Налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расхода; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
    2 НКО ведут предпринимательскую деятельность, имеющую льготы только по отдельным налогам Налоги, по которым не имеется льгот. ЕСН Единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расхода; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
    3 НКО не ведут предпринимательскую деятельность Возможна уплата налога на имущество организаций, если не имеется льгот. ЕСН Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
    4 НКО ведут такую деятельность, при которой имеется риск налоговых споров Налоги, по которым возможны налоговые споры, штрафы, пени, присужденные за их своевременную неуплату, ЕСН Единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расхода (со всех поступлений); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
    5 НКО созданы в форме автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств и поступающие в них средств не освобождены от уплаты налога на прибыль Налог на прибыль, если эти НКО не занимаются благотворительной деятельностью, образованием, наукой, культурой или охраной окружающей среды,
    возможна уплата налога на имущество организаций, если не имеется льгот. ЕСН
    Единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расхода (со всех поступлений); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
    Ограничений в праве перейти на упрощенную систему налогообложения для большинства некоммерческих организаций не существует.
    Действительно, первое ограничение связано с доходом от реализации (не выше 11 млн руб. без учета НДС по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН. (НК РФ в ред. Федерального закона от 07.07.2003 ≤ 117-ФЗ.)
    Доходом от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
    Многие некоммерческие организации не выполняют услуги, они функционируют за счет благотворительных поступлений, пожертвований. А если услуги и выполняются, то выручка за них обычно не достигает такой суммы. Следовательно, этот критерий для них соблюдать легко.
    Второе ограничение предусмотрено для отдельных видов организаций.
    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
    1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
    2) банки;
    3) страховщики;
    4) негосударственные пенсионные фонды;
    5) инвестиционные фонды;
    6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    7) ломбарды;
    8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
    9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
    10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
    11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
    12) утратил силу. . Федеральный закон от 07.07.2003 ≤ 117-ФЗ; в нем содержался следующий текст:
    организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса;
    13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
    14) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда . не менее 25 процентов.
    Третье ограничение связано с численностью работников. Не вправе применять УСН организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек.
    При расчете средней численности работников теперь следует руководствоваться Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 ≤ 72.
    Четвертое ограничение связано со стоимостью основных средств и нематериальных активов. Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
    Пятое ограничение . наличие филиалов или представительств. В статье 55 ГК РФ филиал или представительство считается созданным, если сведения о нем указаны в учредительных документах организации. Следовательно, если организация имеет обособленные подразделения, не поименованные в таких документах, она вправе применять УСН.
    Как мы видим, существует не так много некоммерческих организаций, показатели которых подпадали бы под действие этих ограничений.
    В настоящее время УСН могут применять и те организации, которые переведены в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности.
    Некоммерческие организации, перешедшие на УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
    Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
    Несмотря на освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета, ведение такого учета не запрещается. Тем более что в этом случае при утере организацией права на применение упрощенной системы налогообложения ей будет гораздо легче вернуться к общепринятой системе налогообложения и соответствующей ей обязанности вести бухгалтерский учет.
    Сохраняется обязанность по ведению кассовых операций. В настоящее время обязанность ведения кассовых операций регламентируется Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. ≤ 18.
    Учет основных средств и нематериальных активов ведется в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. ≤ 26н, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. ≤ 91н.
    Сохраняется обязанность по представлению статистической отчетности.
    Сохраняется обязанность по использованию контрольно-кассовых машин. (Федеральный закон от 22 мая 2003 года ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
    Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами . первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
    Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
    Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
    Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации.
    Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
    Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    НКО, перешедшие на УСН, представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. По итогам налогового периода налоговые декларации представляются не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода . не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
    Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

    НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
    Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность (признающие это и выделяющие ее в бухгалтерском учете), в отдельных случаях переходят на систему налогообложения, в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
    Эта система налогообложения представлена в главе 26 НК РФ. Она применяется наряду с общей системой учета и налогообложения НКО по уставной непредпринимательской деятельности. Кроме того, эта система налогообложения может сочетаться и с УСН.
    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предусмотрена только для отдельных видов деятельности. Эта система налогообложения применяется, например, при оказании бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и некоторых других. Конкретный перечень услуг устанавливается по решению субъекта Российской Федерации.
    Уплата единого налога предусматривает замену других налогов аналогично УСН.
    При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
    В отличии от УСН, переход на которую осуществляется добровольно, введение НДФЛ является принудительным. Это означает, что если НКО не смогла обосновать свою деятельность как непредпринимательскую и виды этой деятельности входят в конкретный перечень услуг, установленный по решению субъекта Российской Федерации, то она обязана перейти по этой деятельности на уплату ЕНВД.
    Бухгалтерский учет в организациях, перешедших на ЕНВД, ведется в общем порядке.
    Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
    Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (таблица приведена в сокращении):
    Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей)
    Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7 500
    Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7 500
    Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 12 000
    Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Площадь стоянки (в квадратных метрах) 50
    Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3 . корректирующие коэффициенты базовой доходности.
    Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:
    К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком),
    где Коф . кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;
    Ком . максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;
    1000 . стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.
    Этот корректирующий коэффициент при определении величины базовой доходности в 2004 г. не применялся.
    Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 устанавливается региональным законом и может принимать значение от 0,005 до 1.
    Коэффициент-дефлятор К3 соответствует индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги).
    Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
    Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
    Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
    Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
    Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
    Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
    5 В пункте 3 статьи 333.36 НК РФ указан порядок исчисления пошлины, если сумма иска превышает 1 млн руб.
    6 В пункте 3 статьи 333.37 НК РФ указан порядок исчисления пошлины, если сумма иска превышает 1 млн. руб.


    Голосов: 7 Средний бал: 4.57
    Оцените статью: