Saldo.ru

Публикации

05 февраля 2025, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .38, 2005

Регламент проверок перепишут еще раз
А.Ю. Крылов, корреспондент "УНП"

Законопроект, меняющий порядок проведения налоговых проверок, должен быть переписан. Такой вывод содержится в заключении комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, посвященном поправкам в первую часть Налогового кодекса. Как мы сообщали в прошлом номере (см. "УНП" ≤ 37, 2005, стр. 1), 7 октября проект был принят в первом чтении, но ко второму чтению депутаты пообещали "серьезно доработать" документ. Как именно будет меняться столь ожидаемый проект, мы выяснили, изучив заключение комитета.
Главная претензия комитета - поправки не делают регламент проверок более четким и не избавляют бизнес от излишнего давления со стороны налоговиков. Особое возмущение депутатов вызвала процедура камеральной проверки тех налогоплательщиков, которые претендуют на возврат налога. Законопроект позволяет налоговикам требовать десять видов документов (например, выписки банков, платежные поручения, счета-фактуры, лицензии), причем перечень бумаг оставлен открытым. По мнению членов комитета, такие полномочия превращают камеральную проверку в выездную. Поэтому в заключении предлагается "серьезнейшим образом" сократить объем документов, которые смогут потребовать налоговики.

Другая проблема - длительность выездных проверок. Согласно проекту, максимальный срок такого мероприятия может составлять 12 месяцев. Однако депутаты категорически настаивают на его сокращении. Комитет также предлагает запретить доначислять налоги в ходе "контрольных" выездных проверок, которые проводятся, скажем, вышестоящим управлением для оценки работы инспекции. По мнению народных избранников, наказывать после проведения этих "контрольных" мероприятий следует лишь "схалтуривших" представителей инспекции.

Кратко перечислим остальные нормы законопроекта, против которых возражает комитет по бюджету и налогам. Это обязанность налогоплательщиков, у которых работает более 100 человек, сдавать отчетность только в электронном виде; запрет на подачу уточненной декларации после принятия решения о выездной проверке; начисление пеней за неполную уплату авансовых платежей.

Впрочем, отметил комитет и положительные новшества. Так, проверять организации, имеющие любое количество обособленных подразделений, налоговики смогут не более трех месяцев. Сейчас срок составляет два месяца, а за каждый филиал прибавляется еще один месяц. А длительность выездной проверки перестанут увязывать с пресловутым "временем фактического пребывания" инспектора на территории налогоплательщика.

*************************************************************************

"Упрощенка" считает убытки
Л.Б. Александрова, корреспондент "УНП"

Весьма кстати для "упрощенцев", которые сейчас сдают девятимесячную отчетность, Минфин России обнародовал свою позицию по поводу разницы, возникающей между единым и минимальным налогом при упрощенной системе. В письме от 30.09.05 ≤ 03-11-04/2/93 специалисты финансового ведомства рассуждают о том, как учесть эту разницу, если объект налогообложения - доходы минус расходы.

Свои рассуждения Минфин России начинает с напоминания: как единый, так и минимальный налоги при упрощенной системе рассчитываются по итогам налогового периода (года). Далее их нужно сравнить, и если единый налог окажется меньше минимального, то в бюджет платится последний (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Соответственно разница между единым и минимальным налогами тоже появляется лишь в конце налогового периода. И ее, как и другие убытки, можно перенести на будущее (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Но вот учесть разницу в расходах в "любом квартале" следующего года не получится, пишет Минфин. "Скостить" единый налог на эту сумму
налогоплательщик сможет только в конце года, когда будет рассчитывать итоговую сумму доходов и расходов.

Так что если бухгалтер учтет прошлогоднюю разницу при расчете авансовых платежей за девять месяцев, это будет прямым нарушением главы 26.2 НК РФ, заключает Минфин.

*************************************************************************

"Приходник" для вычета НДС не нужен
С.В. Князева, эксперт "УНП"

Письмо Минфина России от 04.10.05 ≤ 03-04-04/1/03

(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 38, 2005)

Какие документы нужно иметь на руках для зачета НДС, если приобретенные товары, работы или услуги оплачиваются наличными? Споры по этому вопросу не утихают по сей день. Специалисты налоговых органов и Минфина России в один голос утверждают, что применить вычет можно только при наличии кассового чека и счета-фактуры (письма Минфина России от 17.06.04 ≤ 03-03-11/100, МНС России от 10.10.03 ≤ 03-1-08/2963/11-АЛ268). Хотя, на наш взгляд, для зачета НДС кассовый чек не обязателен*.

А как быть в этом случае с квитанцией к приходному кассовому ордеру? Ведь именно этот первичный документ подтверждает прием наличных денег в кассу организации. И его фирма-поставщик должна выдать вместе с чеком ККТ. Обратите внимание: выдать чек ККТ требует Федеральный закон от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ**. А выписать "приходник" нужно на основании порядка ведения кассовых операций***. Отсюда и возник вопрос: должен ли и "приходник" входить в комплект документов, подтверждающих правомерность вычета по НДС? На этот вопрос дал ответ Минфин России в письме от 04.10.05 ≤ 03-04-04/1/03.

Финансисты считают, что для вычета НДС квитанция к приходному кассовому ордеру не нужна. Аргументация такова. Для вычета НДС необходимо подтвердить фактическую оплату налога (ст. 172 НК РФ). А раз при наличных расчетах между организациями необходимо применять кассовый аппарат**, то единственным документом, подтверждающим оплату, является кассовый чек. Получается, что, имея на руках только счет-фактуру и кассовый чек, организация может не беспокоиться о судьбе налогового вычета.

С одной стороны, для организации - покупателя товаров, работ или услуг такой подход Минфина России на руку. Но это только в отношении налога на добавленную стоимость. Однако если фирма определяет доходы и расходы для налога на прибыль кассовым методом, отсутствие квитанции к приходному кассовому ордеру может обернуться негативными последствиями. Ведь "приходник" в отличие от кассового чека является первичным документом. И указанная на нем дата служит моментом возникновения расхода в налоговом учете по налогу на прибыль.

Более того, рекомендации Минфина о зачете НДС без квитанции к приходному кассовому ордеру некоторые организации-поставщики могут расценить как руководство к действию по упрощению кассовых расчетов. Что приведет к нарушению порядка ведения кассовых операций***.

В заключение отметим, что финансисты несколько припозднились с разъяснениями вопроса о необходимости квитанции ПКО для зачета НДС. Ведь такое условие для применения вычета по НДС, как оплата налога в стоимости приобретенных товаров, работ или услуг, доживает последние месяцы. С 1 января 2006 года зачесть налог можно будет без оплаты и подтверждающих этот факт документов. Соответствующие изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ внес Федеральный закон от 22.07.05 ≤ 119-ФЗ.
* Подробнее о возможности зачета НДС при отсутствии кассового чека см. в "УНП" ≤ 27, 2004, стр. 4 "Нужен ли чек для вычета по НДС?".
** Такой порядок установлен в статье 5 Федерального закона от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*** Пункт 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 ≤ 40.

*************************************************************************

Предпринимателей уберут с алкогольного рынка
Р.Ю. Ахмедова, корреспондент УНП

Подмосковные предприниматели скоро лишатся права торговать алкогольной продукцией - с нового года продажа горячительных напитков будет разрешена только юридическим лицам. И то далеко не всем. В Московской областной думе на уровне комитетов 11 октября обсуждался законопроект, вносящий изменения в Закон Московской области о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции (от 28.07.04 ≤ 110/2004-ОЗ).
Запланированные перемены вызваны принятием Федерального закона от 21.07.05 ≤ 102-ФЗ. Он внес поправки в закон о госрегулировании при производстве и обороте спиртсодержащей продукции (от 22.11.95 ≤ 171-ФЗ). В итоге со следующего года индивидуалам запретят торговать спиртным, а требования к организациям-продавцам станут жестче. Помимо этого закон ≤ 102-ФЗ дает субъектам РФ право самостоятельно определить минимальный размер уставного капитала для юрлиц, желающих получить лицензию на розничную продажу алкоголя (но не выше чем 1 млн рублей). Не мудрствуя лукаво, подмосковные власти в проекте предлагают принять этот максимальный уровень.
Со следующего года ожидаются и другие новации. Так, розничных торговцев могут обязать продавать алкоголь "только при наличии документов, удостоверяющих легальность производства и оборота продукции". "К примеру, накладная, сертификаты соответствия и т. д.", - пояснили корреспонденту "УНП" в областном комитете потребительского рынка.
Кроме того, в качестве еще одного лицензионного требования в проекте упоминается необходимость соблюдать ограничения по времени продажи спиртного. "Пока никаких ограничений мы не вводим. Но предусмотреть эту возможность решили заблаговременно", - прокомментировали нам эту норму в комитете потребительского рынка. То есть власти оставляют за собой право запретить торговлю крепкими напитками, к примеру после 22 часов.

На фоне подобной строгости особенно отрадно заметить несколько возможных приятных перемен. В частности, сейчас подмосковный закон предусматривает требование соблюдать минимальные цены, установленные в отношении отдельных видов алкоголя на федеральном уровне. В проекте это требование исчезает. Кроме того, если раньше срок действия лицензии ограничивался тремя годами, то сейчас - пятью.

*************************************************************************

Исключения для иностранного НДС
Р.Ю. Ахмедова, корреспондент "УНП"

Порядок начисления налога на добавленную стоимость на услуги, оказанные иностранными партнерами, имеет свои особенности. Какие - рассказывает письмо УФНС России по г. Москве от 20.09.05 ≤ 19-11/66705.

Объясним, о чем идет речь в документе. Порядок обложения НДС работ, выполненных зарубежными компаниями, напрямую зависит от места реализации, отмечают авторы. Налог начисляется, если местом реализации является Россия (п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь что под этим подразумевается? По общему правилу местом реализации считается территория, где осуществляет свою деятельность предприниматель или организация, выполняющая работы или оказывающая услуги (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). Проще говоря, это место деятельности продавца. Выходит, что работы (услуги), которые выполнены (оказаны) иностранной компанией, не подпадают под НДС.

Однако такая ситуация сохраняется не во всех случаях, подчеркивают авторы. Дело в том, что статья 148 кодекса предусматривает ряд исключений из общего правила. К примеру, для случаев, когда иностранная компания оказывает услуги по предоставлению персонала. И при этом сотрудники работают у нас в стране. Или же когда зарубежная фирма консультирует российские предприятия, оказывает им юридические и бухгалтерские услуги (подп. 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ). В этих случаях место реализации определяется по месту деятельности покупателя работ или услуг, подчеркивают налоговики. То есть местом реализации признается Россия. Соответственно эти работы (услуги) облагаются налогом на добавленную стоимость.

Напоследок авторы объясняют: подтвердить, что местом выполнения работ (оказания услуг) является именно Россия, можно с помощью контракта и документов о факте выполнения работ. Причем иностранец-продавец сам исчисляет и платит НДС только если зарегистрирован в налоговых органах РФ. Отметим, что в противном случае налог платит российская сторона, удерживая сумму из вознаграждения иностранного продавца (п. 2 ст. 161 НК РФ).


Голосов: 3 Средний бал: 5.00
Оцените статью: