Поскольку поправки, внесенные в главу 26.2 Налогового кодекса, вступят в силу с 1 января 2006 года, то в текущем году порядок перехода на УСН останется прежним. Вместе с тем нельзя не учитывать новые требования, с которыми столкнутся фирмы и предприниматели, решившие применять "упрощенку". Перед тем как подавать заявление, надо сопоставить все ее достоинства и недостатки. В этом вам помогут эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".
Право на переход дано не всем
Сегодняшняя редакция Налогового кодекса не разрешает применять "упрощенку" организациям и предпринимателям, перечисленным в статье 346.12. Дополнительный запрет установлен для организаций, чьи доходы от реализации за 9 месяцев текущего года превысили 11 миллионов рублей.
Закон от 21 июля 2005 г. ≤ 101-ФЗ (далее . Закон ≤ 101-ФЗ) увеличил лимит выручки до 15 миллионов рублей и позволил не включать в него доходы, полученные в рамках "вмененного" режима (новая редакция п. 2 и 4 ст. 346.12 НК). Однако эти поправки представляют интерес лишь для тех, кто задумается о переходе на УСН через год. Сейчас же при подготовке заявления нужно руководствоваться действующим нормативом. А значит, организациям, совокупная выручка которых за 9 месяцев 2005 года перешагнула 11-миллионный порог, рассчитывать на "упрощенку" в новом году не приходится (письмо Минфина России от 27 декабря 2004 г. ≤ 03-03-02-02/19).
Не стоит беспокоиться и тем, кто пока не поименован в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, но появится в нем после 1 января 2006 года. Речь идет о бюджетных учреждениях, филиалах иностранных компаний и адвокатских образованиях. В настоящее время у них есть формальное право на переход. Однако подавать заявление в инспекцию бессмысленно. Ведь уже в январе они перестанут соответствовать обновленным критериям "упрощенки" и должны будут отказаться от этого спецрежима (новая редакция п. 4 ст. 346.13 НК).
Пишем заявление
Новая форма заявления ≤ 26.2-1 утверждена приказом ФНС России от 17 августа 2005 г. ≤ ММ-3-22/395@, который был издан специально в связи с появлением Закона ≤ 101-ФЗ. По мнению Минюста (информационное письмо от 15 августа 2005 г.), подобные приказы содержат "правовые нормы", а следовательно, нуждаются в государственной регистрации. Соответственно, если этот документ не будет зарегистрирован, то применять его необязательно.
Кстати, Налоговый кодекс не требует, чтобы образец заявления был утвержден Минфином или ФНС. Поэтому его можно подать в произвольной форме. Но налоговая инспекция, скорее всего, будет настаивать на использовании официальных бланков. Спорить с ней по этому вопросу, на наш взгляд, нецелесообразно. Тем более что новая форма практически не отличается от старой. Как и раньше, в заявлении нужно подтвердить, что фирма соответствует всем критериям спецрежима, а также указать объем выручки за 9 месяцев, среднюю численность работников и остаточную стоимость внеоборотных активов.
Несколько слов о последнем показателе. И в текущем, и в следующем году определять остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов нужно по бухгалтерским правилам. Конкретнее . в соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. Но с 2006 года суммой в 100 миллионов рублей будет ограничиваться остаточная стоимость лишь того имущества, которое признается амортизируемым при расчете налога на прибыль (новая редакция подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК).
К сожалению, сейчас этим нововведением воспользоваться не удастся. Составляя заявление, бухгалтер должен ориентироваться на стоимость активов, отраженных в балансе. Таким образом, если в 2005 году 100-миллионный лимит превышен (например, за счет остаточной стоимости недорогой оргтехники), то у предприятия есть два выхода: либо оперативно списать "лишнее" имущество, либо отказаться от перехода на "упрощенку".
Пример
В 2005 году ООО "Хрусталь" платит налоги по обычной схеме и является участником договора о совместной деятельности. С 2006 года фирма решила перейти на упрощенную систему налогообложения. Из простого товарищества "Хрусталь" не выходит, поэтому в качестве объекта налогообложения общество может выбрать только разницу между доходами и расходами.
За 9 месяцев 2005 года сумма доходов от реализации в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса (без НДС) составляет 9 580 000 руб. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета на 1 октября равна 3 440 000 руб. Средняя численность работников за период с начала года . 38 человек.
В составе основных средств числятся два компьютера с остаточной стоимостью 8500 руб. каждый и принтер. Его остаточная стоимость составляет 6200 руб. Несмотря на то что с 2006 года эти объекты можно не включать в расчет 100-миллионного лимита, в заявлении о переходе на "упрощенку" бухгалтер ООО "Хрусталь" должен отразить их остаточную стоимость.
Новеньким без проблем не обойтись
До сих пор мы говорили о переходе на "упрощенку" действующих предприятий. Но право применять этот спецрежим есть и у тех, кто впервые будет зарегистрирован в госреестре в IV квартале 2005 года. Вновь созданным предприятиям нынешняя редакция Налогового кодекса позволяет применять УСН с момента регистрации, то есть уже в текущем году. Правда, лишь в том случае, если заявление о переходе на "упрощенку" было подано в налоговую инспекцию одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
Поскольку с 1 января 2004 года регистрация предприятий ведется по принципу "одного окна", отдельные заявления о постановке на учет в инспекции не подаются. В связи с этим налоговая служба пояснила, что заявление о переходе на "упрощенку" надо подавать одновременно с пакетом регистрационных документов. Причем указывать в этом заявлении дату начала применения спецрежима, а также ОГРН, ИНН и КПП не нужно (приказ МНС РФ от 7 июля 2004 г. ≤ САЭ-3-22/414).
Несложные, на первый взгляд, правила применения УСН новыми предприятиями на самом деле заключают в себе как минимум две проблемы. Во-первых, налоговые службы очень придирчиво относятся к слову "одновременно". С их точки зрения, задержка с подачей заявления хотя бы на один день автоматически означает, что свою деятельность новая фирма должна начать с применения обычной системы налогообложения, а переходить на УСН она может лишь с очередного календарного года на общих основаниях.
Естественно, столь формальное толкование закона довольно часто становится поводом для судебных разбирательств. И надо сказать, что судьи подходят к решению подобных вопросов более либерально. Например, Федеральный арбитражный суд Центрального округа встал на сторону фирмы, которая подала заявление о переходе на "упрощенку" через 23 дня после постановки на налоговый учет (постановление от 5 августа 2004 г. по делу ≤ А36-98/10-04). Аналогичные решения принимались в схожих обстоятельствах и другими судами (постановления ФАС Уральского округа от 21 марта 2005 г. по делу ≤ Ф09-885/05-АК, ФАС Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. по делу ≤ А05-6626/04-12, ФАС Московского округа от 11 ноября 2004 г. по делу ≤ КА-А40/10465-04 и др.).
Вторая проблема может возникнуть у тех, кто будет зарегистрирован в декабре 2005 года. Дело в том, что действующая редакция пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса позволяет вновь созданным предприятиям применять "упрощенку" лишь в текущем году, то есть до конца декабря. Чтобы платить единый налог в 2006 году, в инспекцию надо снова направить заявление по форме ≤ 26.2-1. Но если тот, кто зарегистрируется в октябре или ноябре, может успеть подать это заявление (срок истекает 30 ноября), то у фирмы, зарегистрированной в декабре, такой возможности не будет. Фактически с 1 января ей придется отказаться от УСН и в течение всего 2006 года платить налоги на общих основаниях.
В конце прошлого года законодатели решили исправить абсурдную ситуацию. Законом от 29 декабря 2004 г. ≤ 205-ФЗ они исключили из упомянутого пункта фразу "в текущем календарном году". Однако воспользоваться этой поправкой никому не удастся. Закон ≤ 205-ФЗ должен был вступить в силу через месяц после публикации, но не раньше 1-го числа очередного налогового периода по "упрощенному" налогу. Его опубликовали 31 декабря 2004 года, значит, впервые уточненной нормой можно будет руководствоваться лишь в 2006 году. Но с 2006 года порядок применения УСН вновь созданными предприятиями регулируется Законом ≤ 101-ФЗ. Таким образом, Закон ≤ 205-ФЗ, не успев вступить в силу, утратил свою актуальность и был отменен (ст. 3 Закона ≤ 101-ФЗ).
В результате положение предприятий, которые пройдут госрегистрацию в декабре 2005 года, фактически не изменилось. В такой ситуации учредителям, решившим открыть "упрощенную" фирму, можно посоветовать либо ускорить регистрацию (чтобы она закончилась в ноябре), либо, наоборот, отложить ее до января, когда проблема, связанная с переходом на спецрежим, исчезнет сама собой. Вновь зарегистрированным организациям и предпринимателям Закон ≤ 101-ФЗ разрешил подавать заявление о переходе на "упрощенку" в течение пяти дней после постановки на налоговый учет.
Если отложить регистрацию невозможно, то заявление о переходе на УСН в декабре все-таки стоит подать. Получив от инспекции отказ, следует обратиться в арбитраж. Исковое заявление можно аргументировать ссылкой на пункт 2 статьи 55 Налогового кодекса, согласно которому первым налоговым периодом для организаций, созданных в декабре, является период со дня создания до конца следующего календарного года.