Saldo.ru

Публикации

27 января 2025, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты "Федерального агентства финансовой информации"
Материал предоставлен "Федеральным агентством финансовой информации"

Публикации "Федерального агенства финансовой информации" от 20.10.05

НДС к "упрощенцам" неблагосклонен
Леонид Мендель, аудитор

Бухгалтер любой фирмы, работающей по УСН, хоть раз за свою практику задавался вопросом: что делать с НДС, если пришлось все-таки выписать счет-фактуру с выделенной суммой налога, и нужно ли подавать декларацию? По сути, "упрощенцы" плательщиками НДС не являются. Однако, к сожалению, это не означает, что в такой ситуации перечислять налог в бюджет им не придется.

Ситуация действительно весьма распространена. Не желая терять партнеров по бизнесу, фирма-"упрощенец" иногда вынуждена выставлять своим контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Но что делать дальше? Налоговый кодекс прямо отвечает на этот вопрос. Он обязывает организации и предпринимателей в подобном случае уплатить в бюджет сумму налога независимо от того, являются ли они плательщиками НДС или нет.
Что касается сроков уплаты налога на добавленную стоимость, то в кодексе сказано: плательщику необходимо рассчитаться с бюджетом по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Для НДС этот период определен либо как месяц, либо как квартал. Последнее возможно, если выручка от реализации у фирмы составляет не более одного миллиона рублей. Все эти факты бухгалтерам давно известны и не вызывают сомнения. Но они касаются именно плательщиков НДС. Однако фирмы, применяющие специальные налоговые режимы, к ним не относятся, даже при условии, что они выставили счет-фактуру с выделенной суммой НДС.
К сожалению, никаких официальных разъяснений по этому поводу налоговая служба до сих пор не дала. Ни в одном письме, посвященном порядку применения пункта 5 статьи 173 кодекса, специалисты ФНС не растолковали систему определения налогового периода у данной категории налогоплательщиков. В итоге инспекторы не вдаются в подробности и приравнивают "упрощенцев" к обычным плательщикам НДС.

Решения судов неоднозначны
Увы, но разобраться в столь сложной ситуации не могут и арбитражные суды. Решения, которые принимают судьи по данному вопросу, диаметрально противоположны. А ведь именно от них зависят и размер налоговых санкций, и сама возможность применения налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций и неуплату налога в бюджет.
Судьи не пришли к единому мнению, можно ли вообще штрафовать "упрощенцев", если они не уплатили в бюджет суммы НДС, указанные в выставленных ими счетах-фактурах, и не представили налоговые декларации. Остается открытым вопрос и о том, должны ли начисляться пени на неуплаченные в бюджет суммы налога. Например, постановлением ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. ≤ А54-88/03-С11-С2 фирма была освобождена от штрафа за неуплату НДС в бюджет. А вот судьи ФАС Западно-Сибирского округа приняли решение в пользу налоговой инспекции и оштрафовали фирму-упрощенца, руководствуясь статьей 122 Налогового кодекса (постановление от 18 августа 2004 г. ≤ Ф04-5769/2004(А27-3834-26).

Во что обойдется непослушание
Принимая решение о том, как ему поступать с "неродным" налогом, бухгалтер должен определиться, во что обойдется фирме выяснение отношений с инспекцией. Учитывая тот факт, что мнения судей неоднозначны, размеры санкций приобретают весомое значение.
Итак, за опоздание с подачей налоговой декларации на срок до 180 календарных дней по истечении установленной даты представления отчета, можно "заработать" штраф в размере 5 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц. При этом он не может превышать 30 процентов от указанной в декларации суммы, а также составлять меньше 100 рублей. Об этом сказано в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса.
Если же фирма не представила декларацию вовремя, а просрочка составила более 180 дней, то ее ждет более существенное наказание. Инспекторы могут насчитать штраф в размере 30 процентов от суммы налога и 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня просрочки. На это указывает пункт 2 статьи 119 кодекса.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или другого неправильного исчисления грозит фирме штрафом в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса.

Бухгалтеры на распутье
Анализируя судебные решения, можно сказать, что фирмы-"упрощенцы", выставившие счета-фактуры с НДС, все-таки должны уплатить налог в бюджет и предоставить в ИФНС декларации. Несмотря на то, что налоговый период для них не установлен, практикующие налоговые консультанты советуют определять его как месяц. Это самый удачный вариант для того чтобы избежать проблем с налоговой.
А те, кто все же хочет поспорить с налоговиками, должны обратить внимание, что наиболее обоснованными выглядят позиции судов, которые отменяют штрафные санкции, наложенные на "упрощенцев", на том основании, что наказание предусмотрено только для плательщиков НДС, коими не являются фирмы-"спецрежимники".
Правомерность начисления пеней также вызывает большие сомнения. Ведь налоговый период, по истечении которого и производится начисление пеней, для "упрощенцев" четко не определен. К тому же пени, по своей сути, являются компенсационной выплатой в пользу бюджета. Их можно начислить именно за несвоевременную уплату налога. Но что можно взять с того, кто плательщиком в принципе не является? Про эту категорию в кодексе ничего не сказано. Следовательно, обязанность "упрощенцев" по уплате пеней в случае несвоевременного перечисления в бюджет НДС в настоящее время законодательно не установлена.

В расходы не включить
Есть еще один неприятный момент в этом спорном вопросе. "Упрощенцы" не вправе включать в расходы суммы НДС, уплаченные в бюджет. Об этом еще в прошлом году предупредили специалисты Минфина в письме от 16 апреля 2004 г. ≤ 04-03-11/61. Как считают в министерстве, фирма, применяющая "упрощенку", может учитывать в составе расходов, уменьшающих доходы, только суммы тех налогов, от уплаты которых она не освобождена. Таким образом, организация, добровольно выделяющая в счетах-фактурах суммы НДС, не может учесть эти суммы в составе расходов.

Выписывать или не выписывать?
В среде бухгалтеров постоянно возникают споры: а стоит ли вообще "упрощенцам" выставлять счета-фактуры? Действительно, включить в расходы сумму налога нельзя, да еще и лишние отчеты сдавать приходится. К тому же налоговики убеждены в том, что к вычету можно поставить лишь те суммы НДС, которые предъявил плательщик этого налога. Они считают, что неплательщики их предъявлять не могут. Таким образом, инспекторы отказывают фирме в вычете НДС. И контрагент "упрощенца" в определенной мере проигрывает от такого партнерства. На чьей стороне окажется суд, если до него дойдет дело, опять-таки неизвестно.
Некоторые бухгалтеры убеждены, что "упрощенец" даже права такого не имеет  -  выставлять счет-фактуру. Чтобы разобраться в этом, нужно обратиться к статье 168 Налогового кодекса. Там сказано, что предъявить налог может не только плательщик НДС. В пункте 1 статьи говорится, что плательщики НДС должны предъявлять этот налог покупателю в цене своих товаров. Из всего этого можно сделать вывод, что все остальные продавцы не обязаны это делать, но такая возможность у них есть. Выставить счет-фактуру, как видно из той же статьи, может не только плательщик НДС, но и любой другой продавец. В пункте 3 сказано, что при реализации товаров или услуг выставляются соответствующие счета-фактуры. А реализовать товар может кто угодно, в том числе и фирма, находящаяся на спецрежиме. Получается, что кодекс не запрещает подобным поставщикам предъявлять НДС своим покупателям. Главное, чтобы сумма налога была перечислена в бюджет.

*************************************************************************

ФНС будет меньше "давить" на организации
К.Л. Рябцев, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

В августе руководители Федеральной налоговой службой и Федеральной службой страхового надзора России подписали соглашение об информационном взаимодействии. Документ подразумевает, в частности, обмен информацией в целях выявления нарушений страхового и налогового законодательства. Также предполагается разрабатывать и проводить совместные мероприятия по предупреждению подобных нарушений.
Прокомментировал это соглашение в интервью журналу "Консультант", один из его разработчиков  -  Дмитрий Вольвач, начальник Управления кредитных организаций ФНС России.

 -  Дмитрий Валерьевич, почему это соглашение появилось именно сейчас? Возникла серьезная потребность в нем или причина иная?
 -  Этот документ стал логическим завершением достаточно конструктивной работы, которая велась на протяжении последних полутора лет. До административной реформы Росстрахнадзор являлся департаментом Министерства финансов, и только в апреле прошлого года он стал самостоятельной службой. Это позволило нам начать работу по нахождению точек соприкосновения в рамках компетенции каждого из ведомств. Это соглашение долгое время готовилось, согласовывалось и в итоге было подписано.

 -  Чья инициатива была здесь в первую очередь?
 -  Формально мы, то есть налоговая служба, обратились в Федеральную службу страхового надзора. При этом мы знали, что наша инициатива будет поддержана. Потребность в плотном сотрудничестве объективно существовала давно, какие-то взаимодействия уже на тот момент происходили и давали определенные результаты. Поэтому мы сочли необходимым пойти на такой шаг.

 -  И какие цели у такого сотрудничества?
 -  Заключение межведомственных соглашений  -  это нормальная практика взаимодействия регулирующих или контролирующих органов. Она направлена на то, чтобы каждый из них более эффективно и организованно выстраивал свою работу. Это происходит за счет того, что помимо той информации, что уже есть у ведомства, к нему поступают дополнительные сведения от смежных структур. Во многих странах существует система, при которой налоговые органы получают информацию из внешних источников, в том числе иных государственных ведомств. Данные аккумулируются, анализируются и по результатам этого проводится проверка.
Таким образом, главная цель  -  это упорядочение, планирование и проведение мероприятий каждым из органов в рамках своей работы. Понятно, что больше сил теперь можно будет направить на тех участников рынка, которые вызывают определенные подозрения как у нас, так и у Росстрахнадзора.

 -  Были ли уже какие-то совместные проверки? Что такое "совместные мероприятия по предупреждению нарушений законодательства"?
 -  Совместных проверок у нас в принципе быть не может, потому что они не предусмотрены законодательством. Налоговые проверки и инспекции, которые проводит служба страхового надзора,  -  это самостоятельные формы контроля. Возможен только обмен информацией. Это происходило и раньше, только теперь этот процесс будет иметь более упорядоченный характер. Под совместными мероприятиями здесь подразумевается проведение совещаний, информационных акций, разработка планов действий, но не проверки.

 -  Дмитрий Валерьевич, какие основные направления информационного сотрудничества интересуют налоговую службу?
 -  Соглашение имеет общий характер. В частности, нас интересует информация, связанная с действующими операторами рынка страхования, с их основными показателями деятельности. Важно, чтобы такие сведения предоставлялись нам из Росстрахнадзора на регулярной основе, потому как всей информацией налоговая служба не располагает. То есть эти данные больше необходимы для составления более полной и объективной картины страховой отрасли.
Подчеркну, что соглашение базируется на жестком соблюдении принципов конфиденциальности информации, которую передают друг другу наши ведомства. В первую очередь, это касается информации, которая является налоговой тайной в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса. Все эти принципы неукоснительно соблюдаются.

 -  Существует мнение, что первоочередная цель этого соглашения  -  борьба со "страховыми" схемами ухода от налогов. Это так?
 -  Трудно сказать, в первую ли это очередь. Наша задача  -  выявлять любые пути ухода от налогообложения. Безусловно, нередко организации посредством способов, связанных с механизмом страхования, минимизируют свои налоги. В этом случае наша задача как налоговых органов  -  восстановить справедливость в соответствии с законом и сделать налоговую базу той, какой она должна быть. Не хотелось бы акцентировать на этом внимание. Соглашение не направлено на борьбу со схемами, это просто инструмент взаимодействия двух структур, которые в рамках своей работы имеют потребность в информации.

 -  Проверки на предмет "серых" схем могут коснуться клиентов страховых компаний?
 -  Особенность страховых организаций такова, что они зачастую выступают в роли финансовых посредников. Поэтому они могут использовать различные механизмы не только для минимизации своих собственных налоговых обязательств. Для налоговых органов большой интерес представляют факты оказания страховыми компаниям услуг по уходу от налогообложения своим клиентам. Это всегда было и будет предметом нашего внимания. Такая практика вызывает озабоченность и у органов страхового надзора. Страховая компания должна заниматься страхованием.

 -  Таким образом, говорить о том, что происходит какое-то ужесточение по отношению к страховщикам, нельзя?
 -  Да, для этого нет никаких оснований. Как раз наоборот, поступление специфической информации, необходимой для анализа той или иной отрасли, приводит к упорядочению действий инспекторов. Сотрудник налоговой службы, проводящий проверку, снабжается специальными знаниями, которые позволяют ему лучше разобраться в экономике предприятия. Дополнительная информация сделает проверки гораздо более адекватными и профессиональными. Таким образом, можно, скорее, говорить о том, что контролирующее давление на организации со стороны ФНС и ФССН только уменьшится.
В то же время заключение соглашения  -  это определенная мера профилактики для налогоплательщиков. Важно, чтобы они понимали, что у нас есть разная информация, которую наши ведомства собирают воедино.

 -  Дмитрий Валерьевич, в каких еще направлениях налоговая служба развивает сотрудничество с другими структурами?
 -  У нас заключено много соглашений  -  с таможней, с министерством внутренних дел. С 2003 года действует соглашение с Центральным банком России, разрабатывается соглашение с Росстатом. Подобное взаимодействие с государственными органами власти по обмену информацией мы осуществляем в рамках программы "Электронная Россия". Кроме того, сотрудничество идет и на индивидуальной двусторонней основе. Так, мы начали активно работать с конкретными отраслями экономики. В каждой есть специфика, поэтому очень важен информационный обмен с отраслевыми ведомствами. Поэтому соглашение с Росстрахнадзором  -  это не какой-то специальный шаг, а часть системных действий по обеспечению взаимодействия информационных баз государственных органов власти.


Голосов: 1 Средний бал: 5.00
Оцените статью: