В минувшую пятницу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о внесудебном взыскании налоговых платежей. Новые поправки в Налоговый кодекс дают право налоговым органам взимать штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей без обращения в суд.
Хотели как лучше.
Законопроект о внесудебном взыскании налоговых платежей был разработан Администрацией Президента для того, чтобы разгрузить арбитражные суды. Действительно, сейчас арбитры вынуждены рассматривать дела, в которых сумма начисленных штрафов достаточно невелика. По словам авторов закона, размер санкций, как правило, не превышает 1000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 10 000 рублей для организаций. Однако по принципу разделения ветвей власти только суд может разрешить налоговой инспекции оштрафовать фирму.
С 1 января 2006 года налоговые инспекции получат право самостоятельно взыскивать штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей при условии, что его размер для организации менее 50 000 рублей, а индивидуального предпринимателя - 5000 рублей по каждому налогу. Для этого будет достаточно решения руководителя инспекции.
Судебный порядок взыскания штрафов будет действовать лишь в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Если размер неуплаченных организацией и индивидуальным предпринимателем платежей превысит установленный законом порог, то эти суммы будут взыскиваться уже по решению служителей Фемиды.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей остается право обжаловать решение налоговых инспекций в административном порядке в вышестоящем органе или в арбитражном суде в течение десяти дней со дня его вынесения. При этом исполнение решения автоматически приостанавливается.
Однако позаботиться о самой процедуре урегулирования споров законодатели забыли. Вопросы, касающиеся процесса досудебного разрешения конфликтов не нашли отражения в уже утвержденном документе. А это значит, что действия налоговых инспекторов ничем не ограничиваются. Правда, авторы поправок уточнили, что досудебные процедуры - предмет другого документа, который направлен на совершенствование налогового администрирования. По словам законодателей, принять его планируется в скором времени, однако вряд ли это случится до 1 января 2006 года.
Без суда и следствия
Согласно поправкам в Налоговый кодекс, штраф будет взыскиваться следующим образом. ИФНС по итогам налоговой проверки принимает решение начислить фирме штраф и пени за совершенное правонарушение. При этом инспектор лично должен ознакомить руководство организации с решением налоговых инспекторов не позднее, чем через пять дней после его вынесения.
Иногда контролеры не учитывают сроки давности правонарушений. Так вот, с 1 января 2006 года, согласно новой редакции статьи 46 Налогового кодекса, решение о взыскании штрафа необходимо будет принять не позднее одного года с момента, когда истечет срок исполнения требования об уплате налога. Если решение примут после указанного срока, то оно будет считаться недействительным. Следовательно, исполнять его нет необходимости.
На основании решения о взыскании штрафа, налоговая направляет в банк налогоплательщика инкассовое поручение на списание денег. В распоряжении налоговой службы на перечисление налога обязательно указываются счета организации, с которых будут списываться деньги, и сумма к оплате. Кодекс не предусматривает никаких ограничений по валюте платежа. Деньги могут быть списаны как с рублевых, так и с валютных счетов фирмы. Исключением являются ссудные и бюджетные счета. Так же не производится взыскание налога с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора.
Банк должен исполнить инкассовое поручение налоговой не позднее одного (следующего) операционного дня, если средства списываются с рублевых счетов. Если взыскание производится с валютного счета, то не позднее двух операционных дней (ст. 46 НК).
Может случиться, что у фирмы недостаточно средств или они полностью отсутствуют на счетах в тот день, когда банк получил распоряжение инспекторов. В этой ситуации налог перечисляется по мере поступления средств на расчетные счета организации.
"Назад в будущее"
Подобный порядок разрешения налоговых споров уже существовал в России до декабря 1996 года. Тогда Конституционный Суд признал несоответствующим Конституции законодательство, которое позволяло налоговой полиции списывать штрафы и сокрытый доход в бесспорном порядке (Постановление КС РФ ≤ 20-П от 17 декабря 1996 г.) С тех пор налогоплательщик считался невиновным, пока его вина не будет установлена и подтверждена решением суда.
- Теперь по новому закону нам придется доказывать свою невиновность. А это не всегда легко сделать. Кроме того, судебные издержки значительно увеличат расходы организации, - считает юрист ООО "ЯсТан" Ольга Березина. - Да, мы можем обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе (п. 4 ст. 103.1 НК), но вряд ли это даст какой-либо результат. Максимум - можно получить отсрочку по времени. А чтобы обжаловать решение в суде, необходимо уплатить госпошлину. Она рассчитывается, исходя из суммы штрафа по исполнительному листу, и составляет минимум 500 рублей. Также придется учесть расходы на юриста. Для нашей фирмы, как впрочем, и для большинства организаций малого и среднего бизнеса, это большие деньги. Такая практика, скорее всего, приведет к значительному усилению давления налоговой инспекции.
- Почти все штрафы для малого и среднего бизнеса исчисляются на основании Налогового кодекса и, естественно, меньше этих сумм. Поэтому практически все они будут списываться в бесспорном порядке. Даже если говорить о самых крупных компаниях, то 95 процентов штрафов по ним также подпадет под бесспорное списание, и только 5 процентов будут превышать этот лимит, - говорит Олег Нестеренко, руководитель судебной практики ЗАО "ИнтерВест". - Кроме того, масса хлопот ожидает представителей убыточных предприятий в регионах, деятельность которых связана с сельским хозяйством. Ведь для большинства из них изъятие из оборота средств в разгар уборочной, например, может обернуться неминуемым разорением. Порой, оттянув оплату налога на некоторое время, фермеры ссылались на экономическую обоснованность своих действий и не признавались виновными в неуплате налога. Как их деятельность будет складываться теперь, сложно сказать. Естественно, подобные полномочия инспекторов могут привести к увеличению коррупции в местных налоговых органах.
- Штрафы являются дисциплинирующей мерой воздействия на нарушителей налогового законодательства, - утверждает юрист ЗАО "Априори", - Светлана Петрова. - Для того чтобы оштрафовать фирму, необходимо наличие ее вины. До сих пор действовала презумпция невиновности (п. 6 ст. 108 НК), поэтому установить вину и оштрафовать налогоплательщика мог только суд. Теперь об этом не может быть и речи.
Глава ВАС Антон Иванов уверен, что введение порядка бесспорного взимания налоговых штрафов снизит нагрузку на арбитражные суды на 30 - 40 процентов. По его словам, в настоящее время в арбитражных судах ряда субъектов РФ одним судьей рассматривается более 100 дел в месяц. Сумма штрафа по некоторым из них может составлять каких-нибудь 120 рублей, а расходы на рассмотрение спора доходят до 4 - 5 тысяч рублей.
По мнению А. Иванова, этот закон избавит судей от рассмотрения споров компаний и предпринимателей с налоговыми инспекторами, если "цена вопроса" не превышает 50 000 рублей и 5000 рублей соответственно.