Saldo.ru

Публикации

27 января 2025, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
В.П. Хвориков, Н.В. Горшенина
Материал предоставлен"Федеральным агенством финансовой информации"

Публикации "Федеральное агентство финансовой информации" от 31.10.2005

Власти повернутся лицом к гастарбайтерам

В.П. Хвориков, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Оформление на работу иностранного сотрудника - дело для работодателя весьма хлопотное. Однако уже в будущем году чиновники намерены значительно упростить эту процедуру. О предстоящих изменениях шла речь на круглом столе по вопросам трудовой миграции, организованном визовой рабочей группой и комитетом трудовых ресурсов Ассоциации европейского бизнеса в России.

Гвоздем программы стало выступление заместителя начальника отдела трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости Георгия Гаденко. Для начала чиновник напомнил собравшимся, что основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в России, в том числе и в области трудовых отношений, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. ≤ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в России". К этому закону на сегодняшний день принято уже порядка тридцати различных "пояснительных документов".
Согласно приведенным в нем нормам для найма иностранных граждан работодатели обязаны получить разрешение на привлечение иностранных граждан и разрешение на работу для привлекаемого иностранного гражданина. Сегодня такой документ выдается на срок до одного года. Для его продления работнику необходимо покинуть страну, а затем въехать вновь и оформить новый. Причем при каждом "деловом контакте" работодатель обязан заплатить госпошлину в размере трех тысяч рублей, а сам работник - одну тысячу. Нередко срок оформления разрешения затягивается на несколько месяцев.
В связи с этим немалое количество работодателей предпочитают действовать в обход закона и пользоваться трудом нелегалов, причем возможность быть привлеченными к ответственности за нарушение порядка использования иностранной рабочей силы их не останавливает. (Напомним, что с 1 апреля 2005 года установлено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 10 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 3000 МРОТ.) По данным Гаденко, сегодня в России по законно оформленным разрешениям работают около 350 тысяч иностранцев. Количество же нелегалов колеблется от от 3,5 до 5 миллионов человек. В связи с этим, считает представитель Роструда, настало время несколько подкорректировать существующее законодательствво.

Все страны в гости к нам?
В ближайшее время в Госдуму будет внесен пакет поправок, существенно упрощающих процедуру трудоустройства гастарбайтеров. В частности, пояснил Гаденко, планируется увеличить срок действия разрешения на привлечение иностранных работников до трех лет, а при желании его можно будет продлить еще на один год. Таким образом, отметил чиновник, приезжий из-за рубежа сможет непрерывно пребывать на российской территории в течение четырех лет. Кроме того, по словам Гаденко, в поправках предлагается существенно расширить круг иностранцев, которым будет позволено работать на территории России без оформления разрешений. Устроиться на работу в России без разрешительных документов смогут сотрудники аккредитованных в установленном порядке иностранных представительств в количестве не более пяти человек, дикторы радио, участники и организаторы международных выставок.
Кроме того, сообщил Гаденко, подготовлен некий "антибюрократический" документ, призванный оградить заинтересованных в привлечении иностранной рабочей силы работодателей от "злоупотреблений местных администраций". Учитывая то обстоятельство, что разрешения на привлечение иностранных работников выдаются не по месту нахождения организации, а по месту работы привлекаемых ею сотрудников, такие поправки будут отнюдь не лишними.
К примеру, оптовая фирма, находящаяся в Москве, но привлекающая иностранных работников на склад в Московской области, должна будет получать разрешения по правилам, установленным для Московской области. Это существенно усложняет и без того не слишком простую процедуру трудоустройства иностранного сотрудника. Гаденко не исключает также, что привилегированное положение среди прочих иностранцев наконец-то займут бывшие жители Советского Союза, а ныне - подданные стран - участников СНГ. На льготный порядок оформления на работу в России могут рассчитывать и граждане стран Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Максимально упростится процесс получения трудовых разрешений для граждан Украины и Казахстана. Что касается жителей Белоруссии, то в настоящее время они могут работать на территории России без всяких разрешений.

Не останавливаться на достигнутом...
В беседе с корреспондентом "Федерального агентства финансовой информации" многие участники мероприятия отметили ряд положений основного закона о трудовой миграции, требующих, по их мнению, "существенной корректировки". В первую очередь они заострили внимание на том, что разрешение на привлечение иностранного сотрудника выдается правоохранительными органами на основании соответствующего заключения службы занятости. Однако какие-либо четкие критерии, которыми должна руководствоваться служба занятости при выдаче заключения о целесообразности использования труда иностранца, попросту отсутствуют.
Кроме того, бизнесмены отметили тот факт, что въезд на территорию России для трудовой деятельности осуществляется на основании трудовых виз. А их количество определяется ежегодными квотами по странам. Иными словами, если работодателем было получено разрешение на привлечение двух инженеров из Австрии, он не сможет по полученному разрешению привлечь вместо них граждан Франции. А если в течение года работодатель решит по какой-либо причине прекратить трудовые отношения с иностранным работником, для найма иностранца по той же специальности и из этой же страны ему придется заново получать разрешение. Поэтому, считают они, целесообразно при получении заключения органов занятости изначально указывать большее число работников, чем необходимо в настоящее время.
Как негативный фактор работодатели отметили и положение закона, согласно которому даже если иностранный гражданин приезжает в Россию для выполнения работ на два дня, организация должна получить на такого работника и разрешение на привлечение, и разрешение на работу. На практике это занимает около четырех месяцев. Выполнить требования законодательства в такой ситуации затруднительно. Поэтому, считают представители бизнеса, подобные краткосрочные поездки было бы правильнее квалифицировать как служебные командировки, а не как трудовую деятельность.
Большие проблемы испытывают не только отечественные работодатели, но и представители иностранных фирм, приезжающие в Россию открыть бизнес. Действие закона распространяется только на территорию России, то есть разрешение необходимо получать лишь в том случае, если иностранный гражданин будет трудиться непосредственно на территории России. Если же работник физически находится на территории другой страны, для его найма никаких разрешений получать не надо. Между тем позиция государственных служб частенько заключается в следующем: если работник состоит в штате организации, то он осуществляет трудовую деятельность на территории России и, значит, на него должны быть получены все разрешения.
Порой доходит даже до абсурда. К примеру, если иностранец выступает в России учредителем бизнеса, но одновременно хочет быть и генеральным директором своего предприятия, то он не может подписать сам себе документы для получения разрешения на работу в качестве сотрудника своей фирмы. Поэтому приходится въезжать по деловой визе, организовывать бизнес, затем выезжать домой и возвращаться обратно по рабочей визе.
Резюмировала высказывания представителей бизнес-сообщества эксперт "ОПОРЫ России" Юлия Духнина. "Мы полностью поддерживаем инициативу Роструда, но считаем эти изменения недостаточными. Необходимо максимально упростить порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Именно это должно стать следующей мерой", - заявила Духнина в беседе с корреспондентом "ФАФИ". Пополнение же перечня "безразрешительных" работников дикторами и сотрудниками выставок представитель "ОПОРЫ" считает абсолютно несерьезным изменением. "Было бы гораздо лучше, если бы в этот список включили представителей других, более актуальных профессий", - считает она.
Напомним, что в настоящее время без получения специального разрешения на территории России могут трудиться следующие категории иностранных работников: сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования. На всех остальных распространяется "разрешительный" порядок трудоустройства.

*********************************************************************

Суд указал ИФНС на непоследовательность
Н.В. Горшенина, эксперт "Федерального агентства финансовой информации"

Для проверки филиала инспектор запросил у общества копии документов за три года. Собрать необходимую информацию в течение пяти дней компании не удалось, и ее оштрафовали. Однако суд не нашел вины в действиях общества, а налоговой инспекции указал на нарушение последовательности процедуры проверки.
Следи, как другие исполняют обязанности.

Налоговая инспекция призвана контролировать соблюдение налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Свои функции ИФНС выполняет, используя разные методы, одним из которых является выездная налоговая проверка.
Выездная проверка предусмотрена налоговым законодательством и проводится на основании решения руководителя инспекции. В ходе проверки, естественно, контролеры изучают документацию о хозяйственной деятельности организации, а не только налоговые декларации по одному или нескольким налогам. Кодекс дает им право потребовать от фирмы представить все необходимые документы (п. 7 ст. 23 НК). В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса у нее на это есть пять дней. Если организация не представила в установленный срок документы или их заверенные копии, ее действия признаются налоговым правонарушением. В этом случае фирму могут привлечь к ответственности (п. 2 ст. 126 НК) и оштрафовать на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Размер санкции определяется исходя из расчета 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Однако не всегда действия налоговой службы соответствуют законодательству. Порой проверяющие не соблюдают последовательность оформления контрольной процедуры. Тогда организация, отстаивая свои права в суде, может доказать незаконность примененной к ней штрафной санкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2005 г. ≤ А56-8408/2005).

...но и о своих не забывай
Инспекция посчитала необходимым провести выездную проверку деятельности обособленного структурного подразделения компании. Для этого контролеры потребовали, чтобы головная организация представила в налоговую службу документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность подразделения. Объем запрошенных сведений был достаточно большим, кроме того, заверить копии документов следовало в офисе головной организации, который находился в другой области.
Компания уведомила налоговую инспекцию о том, что не сможет представить затребованные документы в пятидневный срок. Главная причина .- головная организация находится в другом городе, а региональные и местные налоги исчисляются и уплачиваются по месту нахождения филиала. Кроме того, компании не сообщили, что будет предметом проверки, не предъявили руководству и решение руководителя ИФНС о начале контрольной процедуры.
Проверяющие пришли на фирму через месяц после того, как они затребовали документы. И в первый же день инспекторы получили всю необходимую информацию.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение оштрафовать общество на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса за несвоевременное представление информации. Компания отказалась добровольно оплатить штраф, поэтому инспекторы обратились в суд.
Арбитражный суд рассмотрел дело и отказался удовлетворять требования ИФНС. Служители Фемиды сослались на неточность расчета суммы штрафа и признали общество невиновным в совершении налогового правонарушения. Арбитры указали инспекции, что она должна была сообщить руководству организации, какие вопросы станут предметом проверки. Кроме того, в ходе рассмотрения дела выяснилось интересное обстоятельство. Оказалось, что решение о проверке организации руководитель ИФНС вынес 29 июля 2004 года, а требование представить документы датировано 6 июля 2004 года. По закону, истребование документов возможно только в рамках налоговой проверки (ст. 93 НК). Это обстоятельство и послужило основным аргументом для принятия решения в пользу организации. Судьи учли, что в первый день проверки компания представила все затребованные документы, а значит, сроки сдачи документов нарушены не были. Соответственно, не было и налогового правонарушения, а решение ИФНС в таком случае незаконно.
Инспекция не согласилась с решением судей и обратилась в кассационную инстанцию. Однако и там позицию контролеров не поддержали. ФАС Северо-Западного округа рассмотрел кассационную жалобу инспекции и постановил оставить решение суда первой инстанции без изменений.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: