Депутаты Госдумы одобрили в окончательном третьем чтении законопроект о внесудебном взыскании налоговых санкций. Если поправки подпишет Президент РФ, то с 1 января 2006 года инспекторы смогут взыскивать штрафы в бесспорном порядке. Представители профессионального сообщества называют этот документ отменой презумпции невиновности. А депутаты?
- Президентская идея о бесспорном взыскании штрафов уже практически стала реальностью - депутаты уже приняли законопроект в третьем чтении и нет сомнений, что ее одобрит и Совет Федерации. Как вы к ней относитесь?
- Суть этого документа проста: нужно дать налогоплательщику возможность добровольно заплатить штраф, если он с ним согласен. Ведь зачастую и спора-то между инспекцией и налогоплательщиком просто нет. Однако все равно приходится идти в суд, и поэтому арбитражи сейчас просто завалены копеечными исками. Так что цель документа - элементарно разгрузить суды. Поэтому мы посчитали целесообразным предоставить право налоговым органам без обращения в суд взыскивать мелкие суммы штрафов - до 50 000 рублей с организации и до 5000 рублей с индивидуального предпринимателя.
- Но 50 000 рублей - это не такая уж и мелкая сумма. Особенно если учесть, что эту сумму налоговики смогут взимать по каждому налогу за каждый налоговый период. Не будет ли здесь злоупотреблений?
- Я думаю, что злоупотреблений быть не должно. Ведь налоговый период, например, по "упрощенке" - один год. Так что максимум, что с них в бесспорном порядке сможет списать инспектор - это 50 000 рублей. Думаю, не слишком критичная сумма для фирмы.
- Вот вы говорите: санкции будут взиматься, если налогоплательщик согласен заплатить штраф. Однако никаких процедур, позволяющих оспорить незаконные штрафы, документ не предусматривает. Как же так?
- Они уже разработаны и обязательно появятся в рамках правительственного проекта о совершенствовании налогового администрирования. Ведь этот документ целиком посвящен взаимодействию налогового органа и налогоплательщика. Мы хотим, чтобы все эти процедуры были максимально четко прописаны. Например, налогоплательщик должен знать, что против него возбуждено налоговое производство, иметь возможность ознакомиться с актом, представить свои возражения и обжаловать решение.
- И все равно получается, что депутаты Госдумы отменили презумпцию невиновности.
- Это не так. Действительно, согласно новой редакции пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса, убирается фраза о том, что лицо признается невиновным, пока вина не установлена вступившим в законную силу решением суда. Однако обязательность судебного решения будет компенсирована четкими процедурами. Бремя доказывания вины налогоплательщика все равно будет лежать на налоговых органах. А все неустранимые сомнения - трактоваться в его пользу.
- Разве такая норма не противоречит статье 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда?
- Я думаю, что на этот случай у нас есть гарант Конституции - Президент РФ. За ним и последнее слово. А если говорить о штрафах вообще, то я считаю, что в Налоговом кодексе не должно быть штрафов за ошибки в декларациях - даже если речь идет о намеренном занижении налоговой базы. Мне кажется, что начисление пеней - это уже достаточное наказание для фирм. Штрафы нужно оставить только для тех случаев, когда налогоплательщик не выполнил какое-либо действие. Например, не сдал вовремя отчет в налоговую инспекцию. Этот вопрос мы сейчас обсуждаем в комитете.
- Вообще этот год довольно плодотворный на изменения в налоговом законодательстве: приняты поправки и по налогу на прибыль, и по НДС. Причем многие новшества бухгалтерам нужно учитывать уже сейчас, при составлении годового отчета - 2005.
- Действительно, ряд поправок начал действовать с января нынешнего года, а некоторые - так вообще с января 2002 года. Но это поправки, улучшающие положение налогоплательщиков. Например, теперь налогоплательщики могут самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов и списывать затраты в пределах норм естественной убыли. Поправок действительно очень много*: мы попытались решить в законодательстве ряд вопросов, которые до сих пор разъяснялись только письмами Минфина и инструкциями ФНС. Что-то у нас получалось более-менее прилично, что-то слабовато по части формулировок. Ведь работа законодателя чем-то похожа на работу бухгалтера - не там поставленная запятая может повлиять на многое.
- Кстати, при приеме отчетности за 9 месяцев инспекторы на местах не знали, какие поправки вступили в силу с 2005 года, а какие - с 2006 года. Да и по НДС много вопросов...
- Инспекторам надо просто прочесть закон. Там все написано. Так что можете передать им мои рекомендации: изучать не только свои ведомственные инструкции, но и законодательство. В конце концов, Налоговый кодекс - документ прямого действия, а значит, не требует никаких дополнительных пояснений и разъяснений. А их методички и инструкции, к сожалению, далеко не всегда соответствуют букве и духу закона**.
- А к вам часто обращаются налогоплательщики с просьбой разъяснить законы?
- Конечно, это тысячи писем. И с просьбами разъяснить, и с жалобами на ФНС. Ведь основная наша беда - в интерпретациях. У ваших читателей, наверное, голова кругом идет - каждое ведомство норовит интерпретировать законодательство по-своему. Даже ФНС, хотя она уже давно лишена права давать разъяснения правоустанавливающим документам. Думаю, что после того, как мы доработаем правительственный законопроект по налоговому администрированию, надо заняться законом "О налоговых органах".