Минфин защищает свой регламент проверок
С.В. Новиков, корреспондент "УНП"
"Если поправки депутатов в законопроект, меняющий регламент налоговых проверок, приведут к снижению эффективности налогового контроля, то вряд ли закон вообще будет принят". Об этом корреспонденту "УНП" заявил источник в Минфине России, отвечая на вопрос, готово ли главное финансовое ведомство при доработке проекта учесть замечания депутатов.
Поводом для вопроса послужили весьма нелестное заключение бюджетного комитета Госдумы РФ к проекту и ответное обещание Минфина "доработать законопроект в направлении еще большей либерализации" (см. "УНП" ≤ 40, 2005, стр. 3). Напомним, что после ознакомления с проектом председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров заявил, что закон будет либо "принят в новом виде", либо не будет принят вообще. Членов бюджетного комитета не устроило, в частности, чрезмерное количество документов, которые налоговики смогут истребовать при камеральной проверке налогоплательщиков, а также недостаточно жесткое ограничение сроков выездной проверки. Означает ли намерение Минфина сделать проект еще более либеральным то, что главное финансовое ведомство готово уступить требованиям депутатов? Иначе говоря, согласится ли Минфин с тем, чтобы сократить количество истребуемых документов, сделать их перечень закрытым и также существенно сократить максимальный срок выездной проверки?
Нет, не согласится, ответил на последний вопрос наш собеседник в Минфине. Кроме того, он резко возразил на претензии, которые депутаты высказали к законопроекту. По словам чиновника, все изменения, которые есть в проекте, - в пользу налогоплательщика: "Сравнивать надо не с тем, чего предприятиям в принципе хотелось бы, а с существующей ситуацией. Наш проект по сравнению с нынешней редакцией Налогового кодекса - огромный шаг вперед". В качестве примера чиновник привел ситуацию с выездными проверками. "Говорят, слишком велик максимальный срок выездной проверки. Но ведь сейчас проверка вообще может идти годами, и все эти годы предприятие будет, извините, "на ушах стоять"! А если проект примут в его нынешнем виде, то практически у всех налогоплательщиков, за исключением крупнейших, проверка реально будет длиться не больше двух-трех месяцев", - пояснил наш собеседник.
На вторую претензию - большое количество документов, истребуемых при камеральной проверке, специалист Минфина ответил так: "Сейчас при любой камеральной проверке можно затребовать абсолютно все, что связано с исчислением и уплатой налогов. А согласно законопроекту, перечень остается открытым лишь для случаев возмещения налога, применения льгот и налогообложения природных ресурсов. Для таких ситуаций сделать закрытый перечень в принципе невозможно".
Свою позицию Минфин готов защищать весьма решительно. Как заметил наш источник, иногда ведомству приходится идти на серьезные уступки, но это не тот случай: "Как правило, мы вынуждены уступать, когда есть ограничения по срокам принятия налоговых законов. А поправки в первую часть Налогового кодекса могут вступить в силу когда угодно. Так что руки у нас не связаны и мы не станем соглашаться на поправки, существенно снижающие эффективность налогового контроля. Но это не означает, что мы отвергнем все без исключения предложения депутатов".
*******************************************
Открытие прибыль бережет
Е.А. Борзова, корреспондент "УНП"
Как учесть для налога на прибыль вознаграждение сотруднику-изобретателю? На этот непростой вопрос отвечает письмо ФНС России от 31.10.05 ≤ ММ-8-02/326 (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 41, 2005).
Для начала налоговики напоминают, что работодатель обязан поощрить наемного кулибина на основании Патентного закона РФ от 23.09.92 ≤ 3517-1. Причем оплатить ноу-хау нужно независимо от того, кто именно получил патент на изобретение: работник или организация.
Скажем, трудится на ликеро-водочном заводе технолог Петров и в один прекрасный день он изобретает рецепт новой водки. Закон ≤ 3517-1 закрепляет за заводом право получить патент на промышленный образец, созданный талантливым технологом. Сотруднику же положено вознаграждение, уточняет Патентный закон. А если завод не получит патент, то зарегистрировать открытие сможет сам Петров. В этом случае завод будет выплачивать ему компенсацию за использование рецепта.
В обоих случаях размер вознаграждения изобретателю и порядок выплаты прописывается в договоре между сотрудником и организацией (п. 2 ст. 8 закона ≤ 3517-1).
Обратите внимание: закон не оговаривает природу этого договора (трудовой, авторский, гражданско-правовой). Однако этот момент специалисты ФНС технично обходят вниманием и делают смелый вывод: возможность вознаграждения за открытие должна быть предусмотрена в трудовом договоре. Только в этом случае выплату можно будет учесть в составе расходов на оплату труда по статье 255 НК РФ, заключают авторы письма.
Заметим, что статья 255 - не единственный повод для списания вознаграждений в расход. К примеру, если патент получил работник, то компенсация за использование изобретения легко укладывается в определение "периодические платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности" (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). А если права на изобретение зарегистрировала фирма, то вознаграждение автору ноу-хау можно списать как иные расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
И еще один момент. Выплаты изобретателю не облагаются ЕСН. Ведь, согласно Патентному закону, договор с изобретателем не является ни трудовым, ни гражданско-правовым на выполнение работ и оказание услуг, ни авторским. А под ЕСН подпадают выплаты только по этим трем видам договоров (ст. 236 НК РФ).
*******************************************
В Таможенный кодекс готовы поправки
А.Л. Павлова, корреспондент "УНП"
"Около 20 норм Таможенного кодекса существенно препятствуют вступлению России в ВТО" - с такого заявления заместитель руководителя ФТС России Юрий Азаров начал свое выступление на "круглом столе" 1 ноября. Решить эту проблему должны поправки, разработанные таможенной службой и экспертным советом по таможенному законодательству Госдумы РФ.
"Планируется серьезная долгосрочная работа по доработке ТК РФ, которая будет проводиться поэтапно. На данный момент экспертный совет вместе с представителями Минэкономразвития, Минфина и ФТС России разработали изменения ко многим статьям Таможенного кодекса", - сообщила корреспонденту "УНП" член экспертного совета, депутат Госдумы Надежда Азарова. Проект первоочередных поправок был озвучен на "круглом столе".
К примеру, авторы собираются подкорректировать статью 63 кодекса. В случае, если проект поправок будет принят, правительство России получит право разрабатывать формы и устанавливать требования к содержанию коммерческих документов, сопровождающих товары при пересечении российской границы. В частности, речь идет о счете-фактуре. "В настоящее время форма счета-фактуры установлена для внутреннего оборота, а для внешнеторгового этой формы нет. Мы считаем, что этот документ для внешнеэкономической деятельности должен быть унифицирован", - пояснила корреспонденту "УНП" Галина Баландина, начальник правового управления ФТС России.
Еще одна поправка напрямую коснется экспорта и импорта товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Планируется, что таможенники будут задерживать такой груз, если возникнут подозрения о незаконном использовании товарного знака. Подобный "арест" может продолжаться до 10 дней. За это время специалисты ФТС свяжутся с правообладателем товарного знака для получения у него всех необходимых сведений.
По словам Надежды Азаровой, эти поправки к Таможенному кодексу планируется внести на рассмотрение в Госдуму уже в ноябре-декабре этого года. Это будет первым этапом в работе над кодексом. В целом же доработать документ планируется к 2008 году.
*******************************************
Земельный налог "с нуля"
Р.В. Бушуев, корреспондент "УНП"
Путеводитель по земельному налогу выпустили специалисты УФНС России по г. Москве. Сразу три письма они посвятили ответам на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков (опубликованы в московской вкладке). Когда возникает обязанность по уплате налога? Как платить за несколько участков, находящихся в пределах города? Вопросы отнюдь не праздные, если учесть, что по правилам главы 31 НК РФ москвичи платили пока лишь авансовые платежи по земельному налогу, а окончательная расплата по итогам года им еще только предстоит в январе 2006 года (Закон г. Москвы от 24.11.04 ≤ 74).
В письме от 25.10.05 ≤ 18-11/2/78640 налоговики напоминают, что обязанность по уплате налога возникает только после государственной регистрации прав на земельный участок. Ведь по правилам статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются лишь те землепользователи, которые владеют наделами на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Если землепользователь зарегистрировал права сразу на несколько участков в пределах Москвы, то рассчитаться со столичным бюджетом он может централизованно, в инспекции по месту своего учета. Налоговики сами сообщат в инспекции по месту "прописки" участков о централизованной уплате налога. Правда, рассчитывать на такую услугу со стороны инспектора могут лишь те организации и предприниматели, которые зарегистрированы в Москве, уточняют налоговики в письме от 25.10.05 ≤ 18-11/2/78632.
Централизованно или нет платится земельный налог, порядок заполнения авансового расчета* по нему нужно соблюдать строго. На этом настаивает письмо от 25.10.05 ≤ 18-11/2/78636. Особое внимание налоговики обращают на код административно-территориального образования (ОКАТО). Он поможет налоговикам определить местоположение земельного участка. Поэтому его непременно нужно указать во всех строках авансового расчета с кодом 020. То есть ОКАТО следует указывать для всех участков, за которые вносится авансовый платеж. Причем делать это нужно даже если авансовый платеж вносится за все участки разом, в одной инспекции. Если при заполнении строк с кодом 020 авансового расчета остаются пустые ячейки, то в них следует указывать нули, уточнили авторы.