Организация воспользовалась транспортными услугами ПБОЮЛ и признала эти расходы для исчисления налога на прибыль за период 2002-2003 г. При проведении выездной документальной проверки ИФНС по Красноглинскому району г. Самары сочла признание таких расходов необоснованным и вынесла решение о взыскании штрафа в размере 20 процентов от недоимки по статье 122 Налогового кодекса РФ. Не согласившись с выводом инспекции, организация обратилась в Самарский арбитражный суд.
Аргументы налоговой инспекции
По представленным к налоговой проверке договорам невозможно установить, носят ли оказанные услуги производственный характер. Расходами в целях налогообложения признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поскольку путевых листов организация не представила, можно сделать вывод об отсутствии у нее документального подтверждения фактического оказания услуг с производственной целью и их экономического обоснования.
Аргументы организации
Организация представила инспекторам следующие документы: договоры на оказание транспортных услуг, свидетельство на право осуществления транспортных перевозок предпринимателем, акты выполненных транспортных услуг, копии распоряжений директора о необходимости заключения договоров на транспортное обслуживание. В течение проверяемого периода у организации не было своего транспорта (подтверждение - данные бухучета и декларации по налогу на имущество). Заключенные договоры поставки товаров, действующие в течение проверяемого периода, не предусматривали доставку товара покупателю (подтверждение - справка налогоплательщика и копии договоров поставки). Данные обстоятельства доказывают необходимость и целесообразность найма транспортных средств.
Согласно действующему законодательству, оформление путевых листов не является обязательным условием договора на оказание транспортных услуг (ст. 632-641 гл. ²Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации⌡ ГК РФ). Более того, пункт 1 Постановления Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. ≤ 78 ²Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте⌡ предусматривает ведение путевых листов исключительно эксплуатантом транспортных средств. В данном случае им являлся арендодатель-предприниматель.
Ведение торговой деятельности предполагает доставку товара до покупателя (заявителя) и необходимость транспорта для оперативного решения управленческих задач организации. Согласно статье 320 Налогового кодекса РФ, в сумму расходов (издержек обращения) налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, включаются также расходы налогоплательщика . покупателя на доставку товаров (если по условиям договора доставка не включена в цену товаров), складские и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров. В этой же статье Налогового кодекса, в частности, указано, что ²к прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров.⌡. Таким образом, организация считает данные транспортные расходы документально подтвержденными, экономически целесообразными и имеющими производственную направленность.
Решение суда
Первая и апелляционная инстанции Арбитражного суда Самарской области признали решение налоговой инспекции недействительным (решение от 31 мая 2005 г., постановление от 16 августа 2005 г. по делу ≤ А55-2451/2005-51). Суд указал, что требование ИФНС предоставить путевые листы является незаконным, поскольку ²стороны.не предусматривали данного условия в договорах, что также не является обязательным условием и в соответствии с положениями статей 632-641 Гражданского кодекса РФ⌡. Следовательно, произведенные транспортные расходы являются документально подтвержденными, экономически целесообразными и имеющими производственную направленность.
Комментарий специалиста
Документальное подтверждение транспортных расходов должно быть достаточным, а не излишним. Чтобы избежать споров с налоговыми инспекторами на тему о том, что следует считать достаточным обоснованием, лучше всего заранее предусмотреть в акте расшифровку оказанных услуг. Она послужит вам надежным (и достаточным!) документальным доказательством обоснованности расходов для налогового учета.