Saldo.ru

Публикации

28 сентября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .44, 2005

Акциям упростят путь на рынок

Сергей Новиков, корреспондент .УНП.

Упрощенная процедура первичного размещения акций (IPO) может начать действовать в феврале 2006 года. Такое заявление сделал руководитель Федерального агентства по финансовым рынкам Олег Вьюгин. По его словам, поправки в федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах" в ближайшее время будут рассмотрены Госдумой РФ во втором чтении. Документ должен сократить сроки размещения акций на 20 дней.
Напомним, какой порядок действует сейчас. Собрание акционеров ОАО принимает решение о выпуске ценных бумаг и размещении их на открытом рынке. Это решение утверждает совет директоров. Затем выпуск проходит регистрацию в ФСФР России. На это отводится 30 дней. Если проводится проверка документов, срок увеличивается еще на 30 дней (ст. 20 Федерального закона от 22.04.96 ≤ 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
После регистрации выпуска ОАО обязано выдержать 45-дневную паузу: такой срок отводится на то, чтобы лица, имеющие преимущественное право выкупа, могли приобрести акции (ст. 41 Федерального закона от 26.12.95 ≤ 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Затем общество может приступать к размещению бумаг. А в 30-дневный срок с момента продажи последней акции общество обязано направить в ФСФР России отчет об итогах размещения выпуска.
Законопроект вносит в описанный порядок два существенных изменения. Первое касается преимущественного права покупки. Поправки позволяют руководству ОАО выбрать один из двух вариантов. Можно определить цену акций одновременно с принятием решения об их выпуске. В этом случае по-прежнему придется ждать минимум 45 дней, в течение которых только "преимущественные" лица могут выкупить акции.
Второй вариант позволяет определить цену акций позже. В этом случае общество должно установить два срока - определения цены и оплаты акций. Минимальный срок для определения цены будет составлять 20 дней (со дня уведомления лиц, имеющих преимущественные права), оплаты - 5 дней (со дня объявления цены). Допустим, общество установило минимальные сроки. Тогда через 20 дней выпуска объявляется цена, а еще 5 дней отводится на оплату бумаг. То есть выпустить акции на рынок можно на 20 дней раньше, чем сейчас.
Второе новшество относится к регистрации отчета о размещении выпуска. Сейчас эта процедура обязательна для всех. А законопроект разрешает ограничиться уведомлением тем организациям, которые воспользовались при размещении услугами брокера и чьи бумаги были включены биржей в котировальный список. Правда, это новшество не распространяется на кредитные организации.

***************************************************************************

Камеральная проверка спасет от выездной

Андрей Крылов, корреспондент "УНП"

Депутатские поправки в законопроект, меняющий регламент налоговых проверок, 22 ноября были представлены в Минфин России. Главные требования парламентариев - не налагать штрафы по итогам камеральных проверок и сократить срок проведения выездных проверок. Однако 23 ноября на пресс-конференции заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что с этими предложениями Минфин вряд ли согласится.
Вкратце суть депутатских поправок такова. В ходе камеральной проверки следует проверять, верно ли заполнены декларации и рассчитаны налоги. При этом нельзя штрафовать за ошибки. Штрафы должны налагаться только по итогам выездной проверки, в ходе которой контролируется соблюдение налогового законодательства. (Напомним: принятый в первом чтении правительственный законопроект вводит процедуру оформления итогов камеральной проверки - с составлением акта и порядком его обжалования.) Кроме того, депутаты предложили сократить максимальный срок проведения выездной проверки с 14 месяцев (правительственный законопроект) до 7 месяцев.
По словам Сергея Шаталова, Минфин рассмотрит депутатские поправки в течение двух недель и учтет "все разумные предложения". В то же время замминистра дал понять, что по вопросам статуса камеральной проверки и длительности выездной компромисс вряд ли возможен. "Камеральная проверка должна содержать элементы аналитики. Эта позиция для нас является принципиальной", - заявил чиновник. Он заметил, что, если согласиться с депутатами, налоговики будут вынуждены назначать выездные проверки "по любому поводу".
А 14-месячный "максимум" выездной проверки замминистра защитил так: "При каждом продлении уровень принятия решения будет повышаться. Поэтому нижестоящие налоговики должны будут привести весомые аргументы, чтобы проверку разрешили продлить. Кроме того, надо учитывать, что при подготовке законопроекта мы и так сделали серьезную уступку: ушли от формулы "время нахождения инспектора на территории проверяемого", и установили жесткие временные рамки".

*****************************************************************************

Земельный налог можно платить по дням
Письмо Минфина России от 26.10.05 ≤ 03-06-02-04/90
"О порядке уплаты земельного налога в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды"
(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 44, 2005)

Минфин России внес ясность в один из неурегулированных вопросов уплаты земельного налога. Проблема возникла из-за того, что в Законе РФ от 11.10.91 ≤ 1738-1 "О плате за землю" не прописано, как платить налог, если налогоплательщик перестал пользоваться землей в течение календарного года. С одной стороны, по закону платить положено только за фактическое пользование землей. Но с другой - налог рассчитывается за каждый месяц пользования землей и никаких правил для случая прекращения пользования землей в течение месяца в законе нет. Именно этот пробел и устранили финансисты в письме от 26.10.05 ≤ 03-06-02-04/90.

Право переоформил, а платеж?
Ситуация, которую рассмотрел Минфин, была такая. По правилам Земельного кодекса земля не может принадлежать организациям* на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20). Поэтому все организации, которым земля была предоставлена именно на этом праве, должны ее переоформить. И либо взять землю в аренду, либо выкупить ее. Таково правило пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 ≤ 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Именно эту обязанность и выполняла организация, которая решила взять землю, ранее принадлежавшую ей на праве бессрочного пользования, в аренду. Причем аренда была оформлена в середине января. И сразу же встал вопрос, как платить налог на землю. Ведь арендаторы его перечислять не обязаны. В то же время за тот период, пока земля принадлежала организации на праве бессрочного пользования, надо платить налог.

Дважды не перечислять
Свои рассуждения авторы письма начинают с того, что напоминают: пользование землей в России платное. При этом существует две формы платы за землепользование: земельный налог и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ). При этом за земли, сданные в аренду, земельный налог не взимается (ст. 1 закона "О плате за землю").
Соответственно если организация заменила право постоянного (бессрочного) пользования на аренду, то плательщиком земельного налога она больше не является. Причем не является именно с момента государственной регистрации прекращения права пользования. Из этого специалисты Минфина делают вывод: платить налог на землю организация должна только за те дни, когда была ее владельцем.
И здесь поспорить с финансистами сложно. Ведь если придерживаться позиции, что налог надо платить за полные месяцы, то налицо двойная оплата пользования землей. Во-первых, бюджет получит налог. Во-вторых, туда поступит арендная плата за этот же период. А это уже противоречит статье 65 Земельного кодекса, которая установила две не зависимые друг от друга формы платы за землю: налог и арендная плата. Значит, одновременно за один и тот же участок эти два платежа взиматься не могут.
Как видим, финансисты дали добро на то, чтобы отойти от расчета земельного налога за полный месяц. Причем, на наш взгляд, этот подход можно применять не только при переоформлении права на землю, но и при его прекращении. Платить налог в любом случае нужно будет только за те дни, когда участок находился в пользовании организации.

*****************************************************************

Сколько дней в "налоговой" неделе
Мария Щербакова, эксперт "УНП"

Ситуация. Акт налоговой проверки составлен и подписан 17 октября 2005 года. Согласно почтовому штемпелю, 20 октября он отправлен в адрес организации заказным письмом.
На составление возражений по акту плательщику отведено две недели. Как правильно в такой ситуации определить последний день на подачу возражений?

Термин
В Налоговом кодексе отрезки времени, которые отведены участникам налоговых отношений на совершение определенных действий, называются сроками. Срок может определяться точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Именно такой вариант и выбрал законодатель для установления времени на подачу возражений на акт налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ):
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
То есть срок на представление возражений определяется периодом времени и составляет две недели. Теперь нужно определиться с тем, как считать этот двухнедельный срок. Согласно статье 6.1 НК РФ:
Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
Таким образом, у налогоплательщика для подготовки возражений по акту проверки должно быть два раза по пять рабочих дней. Причем эти дни должны идти подряд, друг за другом.
Из этого следует сразу два вывода. Во-первых, очевидно, что из-за праздничных дней не в каждой календарной неделе будет пять рабочих дней. А значит, такая неделя для целей НК РФ в расчет не принимается. Например, не будет считаться "налоговой" неделей период с понедельника 31 октября по пятницу 4 ноября. Ведь 4 ноября, согласно статье 112 ТК РФ, нерабочий праздничный день. А значит, условие о пяти рабочих днях подряд не выполняется.
Во-вторых, если начало срока, исчисляемого неделями, приходится не на понедельник, то такая неделя также в расчет не берется. Ведь на ней пяти рабочих дней подряд тоже не будет. И здесь важно помнить еще одно правило статьи 6.1 НК РФ, касающееся начальной точки отсчета сроков:
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
То есть даже если акт получен в понедельник, течение срока начнется уже во вторник. А значит, текущая неделя в срок засчитываться не будет.

Резюме
Теперь применим эти положения к нашей ситуации. Заказное письмо с актом проверки направлено плательщику 20 октября. На шестой день после отправки оно считается полученным (п. 5 ст. 101 НК РФ). То есть день получения налогоплательщиком акта проверки - 26 октября 2005 года, среда. Значит, срок начинает течь с четверга 27 октября.
При этом пяти рабочих дней подряд на неделе с 24 по 28 октября уже не получается. Не будет их и на следующей неделе (с 31 октября по 4 ноября), так как 4 ноября - праздничный день. Поэтому первая неделя, которая пойдет в расчет срока на составление акта проверки, будет с 7 по 11 ноября, а вторая - с 14 по 18 ноября. Таким образом, последний день на подачу возражений на акт проверки у налогоплательщика - 18 ноября 2005 года.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: