Похоже, чиновники опять в тупике: многочисленные поправки в Налоговый кодекс, которые были приняты в этом году, не принесли обещанного облегчения. Даже благоприятные для налогоплательщиков новшества можно трактовать двояко, иногда с точностью до наоборот. Тому, как дальше реформировать налоговую систему страны, был посвящен II Всероссийский налоговый форум "Бизнес и налоговая политика государства", который организовали Торгово-промышленная палата России и ОАО "Объединенные консультанты .ФДП.". На него были приглашены и представители журнала "Главбух" - ведь все чиновничьи недоработки в первую очередь ударяют именно по бухгалтерам.
Приводим наиболее интересные идеи и планы, озвученные на форуме.
НДС должен быть 13 процентов
Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты России
- Мы разделяем позицию деловых и научных кругов о том, что сегодня в стране сложились экономические предпосылки для снижения налоговой нагрузки на бизнес. Очевидно, что необходимо продолжить движение по снижению ставки НДС до 13 процентов (с сохранением льгот на печатную и лекарственную продукцию).
Перераспределение бремени налогообложения может и должно проявляться также в резком увеличении налогов на игорный бизнес - наиболее криминализированную часть предпринимательской деятельности.
Нам не хватает деловой цели
Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда РФ
- К сожалению, практика уклонения от уплаты налогов продолжает оставаться массовой. Более того, неуплата налогов стала элементом конкурентной среды. И тот, кто платит налоги, оказывается в неконкурентном положении. Мне кажется, было бы правильным ввести в наше законодательство так называемую доктрину деловой цели. Ее можно сформулировать следующим образом: "Последствия гражданско-правовых сделок, которые совершены исключительно с целью минимизировать налоги либо в значительной мере направлены на такую минимизацию, должны рассматриваться налоговыми органами и судами как несовершенные". Мне кажется, что такая мера будет способствовать оздоровлению ситуации на рынке и положение добросовестных налогоплательщиков станет лучше.
Инвестиционную премию следует увеличить
Сергей Глухов, президент ОАО "Объединенные консультанты .ФДП."
- Создание условий для стимулирования производства должно быть основной задачей в налоговой политике в ближайшее время. В первую очередь необходимо ввести более солидную инвестиционную льготу по налогу на прибыль в отношении средств, направляемых на капитальное строительство и в основные фонды. 10-процентной разовой амортизации явно недостаточно, чтобы увеличить инвестиции компаний в основные средства. А для развития крупного бизнеса необходимо пересмотреть и сам порядок начисления амортизации. Мы считаем, что целесообразно дать возможность фирмам постоянно переоценивать амортизируемое имущество на конец каждого налогового периода и учитывать результаты оценки при налогообложении.
За "налоговый терроризм" инспекторов нужно сажать в тюрьму
Андрей Макаров, заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам
- Когда президент говорил о том, что необходимо прекратить "налоговый терроризм", он имел в виду, что налоговикам нужно просто соблюдать налоговое законодательство. Ведь у нас проблема вовсе не в том, что кодекс плохо написан, а в правоприменении. Пока за нарушения, выявленные во время проверки, отвечает налогоплательщик. Инспектор же предстанет перед судом, только если он кого-то убьет или изнасилует бухгалтера в прямом смысле слова. А если он "просто" доведет компанию до банкротства, то это сойдет ему с рук. Поэтому необходимо ввести реальную ответственность за незаконные действия инспекторов, за тот ущерб, который они наносят предприятию своими неправомерными действиями. Поверьте на слово: как только первый инспектор сядет в тюрьму за свои незаконные действия, ситуация изменится кардинально.
Поправки в Налоговый кодекс должны быть однозначными
Екатерина Филиппенко, шеф-редактор журнала "Главбух"
- Ожидания бизнеса заключаются не только в снижении налоговых ставок, но и в том, чтобы правила для исчисления налогов были четкие, ясные и однозначные. Ведь из-за возможности двоякой трактовки и усиливаются претензии налоговых органов к налогоплательщикам. Внесенные в этом году поправки в 21-ю и 25-ю главы Налогового кодекса, к сожалению, не стали приятным исключением, они содержат ряд серьезных недоработок. Например, новая редакция статьи 172 Налогового кодекса по-прежнему не содержит упоминания о счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". А это означает, что налоговые органы и в следующем году будут запрещать вычет по НДС до того момента, пока объект не будет учтен на счете 01.
Возможность для злоупотреблений дают и многие другие глобальные изменения, которые внесены федеральными законами ≤ 58-ФЗ и ≤ 119-ФЗ. Мы считаем, что нужны немедленные точечные поправки в главы 21 и 25. Иначе все новые неясности породят немедленный всплеск судебных исков, жалоб и разбирательств.
Минфин поддержит только рациональные предложения
Михаил Моторин, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Сейчас большая часть предложений от бизнеса носит неконструктивный, экстремистский характер: в два раза снизить НДС, ЕСН, устроить налоговые каникулы, принять множество льгот... Я считаю просто несерьезным даже обсуждать это. Нельзя дальше снижать налоги для всех, это просто не принесет эффекта. Например, если после уменьшения налога на прибыль и НДФЛ мы видели результат, то после снижения ставки ЕСН до 26 процентов никакого эффекта не последовало - предприятия так и не вышли из тени. Другое дело - некоторые точечные поправки, ликвидирующие неясности в Налоговом кодексе. Вот их целесообразно обсудить с представителями профессионального сообщества.
Главное - это стабильность
Сергей Семенов, заместитель главного бухгалтера ОАО "Мегафон"
- Все участники форума признают тот факт, что налоговое законодательство весьма запутанно и противоречиво, и видят решение этого вопроса в постоянном внесении поправок в законодательство. Но практика показывает, что вносимые изменения нередко сами нуждаются в разъяснениях и дополнениях. Таким образом, бухгалтерам едва ли следует ожидать скорого достижения стабильности в налоговых вопросах. А ведь подавляющая часть нарушений, выявляемых налоговыми органами, допускается предприятиями не умышленно, а является следствием именно неточностей и неясностей в налоговом законодательстве.