Saldo.ru

Публикации

19 февраля 2025, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты ЗАО "Консалтинговой группы "ЗЕРКАЛО"
Материал предоставлен ЗАО "Консалтинговая группа "ЗЕРКАЛО"

Таможня затянула узелок на заграничном товаре

Не думайте, что если у вашей фирмы нет иностранных партнеров, то вас не будут касаться дела таможни. По закону, сотрудники этого ведомства могут проявить интерес не только к организациям, непосредственно ввозящим товар на территорию страны, но и к тем, кто его приобретает на внутреннем рынке.

В новом варианте Таможенного кодекса статья 68 появилась больше года назад. В ней описаны упрощенные схемы таможенного оформления. Компании, которые используют "упрощенку" при ввозе товара, могут подавать так называемую "периодическую таможенную декларацию" (ст. 136 ТК). Это один документ на всю продукцию, произведенную за границей и ввезенную за определенный период времени. "Таможенный упрощенец" может требовать, чтобы товар впустили в страну только на основании сведений, нужных для его идентификации. Это вместо представления всех необходимых документов. Также он имеет право проводить оформление не по месту нахождения таможни (ст. 62 ТК), а на своих объектах (например, у себя на складе). Хранить ввозимые товары компания может там же. Перечень "упрощенных процедур" законодатели оставили открытым. Главное, чтобы они были предусмотрены в Таможенном кодексе (т.е. не зависели от усмотрения таможенных органов).

"Плавающие" сроки
Механизм проверок после выпуска товаров для внутреннего потребления (ст. 361 ТК) - это часть системы таможенного контроля. Срок для анализа сведений, заявленных при таможенном оформлении, установлен в 1 год (п. 2 ст. 361 ТК). Правда из этого правила есть исключения. А именно, таможенники могут проверить товар, который уже вышел из-под их контроля и находится в обороте на территории нашей страны. Срок ревизии, в данном случае, не установлен. Следовательно, ее можно провести в течение всего времени хранения документов (три года). Этот срок начинает течь с момента, когда товары утратят статус "находящиеся под таможенным контролем".
Таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти лет после года, в котором прошла сделка. То есть, практически, в отдельных случаях, сроки для проверки таможенниками документов, относящихся к ВЭД, могут быть увеличены в 3-5 раз.
Таким образом, если вы, будучи предпринимателем или коммерческой организацией, купили импортный товар даже не за границей, а в России, то будьте готовы к тому, что через пару . тройку лет к вам придет таможня и потребует документы на его приобретение.
Постановление о таможенной ревизии контролеры принимают согласно статье 376 Таможенного кодекса. Порядок организации и проведения проверок, утвержден приказом ГТК от 11 июня 2004 г. ≤ 663.
Если проводят общий контроль, то это означает, что поступила информация о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. Для такой проверки отпущено три рабочих дня. При этом члены комиссии могут:
- получать доступ к базам данных проверяемых;
-запрашивать и получать коммерческие документы, данные бухгалтерского учета и другую информацию об операциям с данными товарами, устанавливать сроки, место и порядок их представления;
- получать сведения, имеющие значение для проверки.
Но если контролеры обнаружат какие-либо недостоверные данные, в их компетенции поставить вопрос о проведении специальной таможенной ревизии. Этот вид проверки растянется на два месяца со дня принятия решения. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить ее еще на один месяц.

"Обязательный" порядок не обязателен
Согласно статье 364 Таможенного кодекса по требованию контролеров обязаны представлять отчетность о товарах:
- таможенные брокеры (представители);
- владельцы складов временного хранения;
- владельцы таможенных складов;
- таможенные перевозчики;
- лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами;
- лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами.
Вашей организации среди них нет? Не огорчайтесь, читайте дальше.
Таможенная служба высказала мнение, что если есть возможность установить официального импортера и контракт, по которому ввезен товар, то ответственность несет он. Во всех иных случаях контролеры могут проверить любую компанию, у которой будет обнаружен импортный товар неустановленного происхождения (п. 2 ст. 16 ТК, письмо ГТК от 7 апреля 2004 г. ≤ 01-06/12818).
(Текст разъясняющего письма вы можете найти в справочно - правовой базе КонсультантПлюс - прим. ред.)

Что может потребовать таможня?
Приложением ≤ 2 к приказу Минэкономразвития от 27 января 2005 г. ≤ 9 , введен, так называемый "порядок системы учета коммерческой документации" (далее Порядок). По нему предусмотрен очень подробный учет импорта. Такая же жесткая система необходима при перепродаже каждой ввезенной партии.
Пункт 9 Порядка оговаривает, что в документах по каждой хозяйственной операции, связанной с расходом любого товара, должны быть следующие сведения:
- наименование компании или ФИО предпринимателя, место государственной регистрации фирмы и ИНН, тех кому был отпущен товар в России;
- номер и дата договора;
- номер и дата первичного расходного документа, которым оформлен отпуск товара со склада;
- номер и дата счета-фактуры, на реализованный товар;
- количество товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, штуках); в случае, когда они поступают в одной мере, а отпускаются в другой, должно быть указано их соотношение;
- продажная стоимость товара в рублях с учетом НДС и акциза.
В пункте 11 Порядка объявлено, что все эти сведения таможня может потребовать при проведении проверки. Причем, оговорка, что запрашивать их можно только у импортеров (п. 1 ст. 68 ТК), отсутствует. Кроме того, эти данные должны быть представлены по аналогичной внешнеэкономической сделке форме (см. приложение к Порядку в системе КонсультантПлюс . прим. ред.). То есть, вполне можно предположить, что речь идет не только о компаниях . участниках ВЭД, но и о последующих покупателях импортного товара.
Что касается фирм, непосредственно ввозящих товар, то они, вообще, должны в любое время по требованию таможни предоставлять доступ к своей системе учета. Да еще в указанные ею сроки.

Партионный метод
В первом пункте Порядка прописано, кто должен применять "систему учета коммерческой документации". В этом положении указаны те же фирмы, о которых идет речь и в пункте 1статьи 68 Таможенного кодекса, то есть претендующие "на упрощенные таможенные процедуры". В пункте же 4 законотворцы упоминают о "юридических лицах" вообще. То есть, буквально: все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет товаров в соответствии с приказом Минфина ≤ 119н. Вроде звучит вполне безобидно, но для бухгалтера это удручающее заявление. И вот почему.
Пунктом 242 Методических указаний, утвержденных вышеназванным приказом Минфина, предусмотрен партионный метод учета товаров. При таком способе, учет идет конкретно по каждой полученной по определенному документу партии. Она хранится отдельно от других, поступивших по другим накладным и ГТД. В первичных расходных документах необходимо проводить отметки об отпуске товаров из данной партии и указывать номер партионной карты. В настоящее время в России в торговых фирмах этот способ используют нечасто из-за того, что на практике его применять сложно. Но понятно, что без такой системы отчитаться перед таможенниками: откуда и по какой ГТД ввезен тот или иной конкретный "гвоздь" практически невозможно.
В основном в организациях распространен сортовой метод, также предусмотренный Методическими указаниями (пункт 241). При нем в расходных документах отражают движение товара (приход и расход) только по количеству. Кстати, современные широко распространенные компьютерные бухгалтерские программы вообще не предусматривают ведение партионного учета. А те, в которых можно это сделать можно, доступны по цене только крупным предприятиям.
Больше работы может появиться у бухгалтеров, в тех фирмах, которые перешли на УСНО. Несмотря на то, что согласно главе 26.2 Налогового кодекса им разрешили бухучет не вести, при продаже импортных товаров, это делать придется. Даже если они приобретают его на внутреннем рынке. Причем, наладить учет необходимо, именно, партионным способом.

Кому отвечать?
Итак, с точки зрения законодательства, организация, покупая иностранный продукт в России, все равно будет участником таможенных отношений, наряду с импортером. Поэтому поставить ей в вину (в форме неосторожности) приобретение нерастаможенного товара и взыскать все платежи и санкции, а при желании еще и конфисковать имущество, не так уж и сложно.
Остановимся подробнее на самом процессе проверки и выявлении таможенниками различных ошибок. Если в компании (в основном это касается оптовиков) не налажен метод партионного учета, то, при больших объемах, отследить, по каким конкретно ГТД, ввезен товар, крайне трудно. То же самое и с отгрузкой покупателю, и со счетами-фактурами, в которых эти номера указаны (при приобретении товара в России). В результате, в выставляемых продавцом счетах-фактурах могут ошибочно быть указаны неправильные номера деклараций. Таможенные органы при простой проверке количества товара, выявляют превышение отгруженного покупателям продукта над числом, указанным в определенной ГТД при таможенном оформлении. Соответственно, приходят к выводу о контрабандном ввозе (недостоверном декларировании).
В этом случае ответственность для импортера (декларанта) наступает в виде административного штрафа (п. 2 ст. 16.2 КоАП). Его размер равен от одной второй до двукратной стоимости неуплаченных таможенных пошлин, с их конфискацией товара или без таковой.
Ответственность добросовестных покупателей импортного товара в России устанавливает статья 391 Таможенного кодекса. По ней таможенники могут накладывать арест и изымать товар. С другой стороны, она дает право владельцам заплатить деньги и выполнить другие условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке (подать декларацию). Если собственники этого делать не хотят, то имущество будет конфисковано по решению суда, на основании заявления таможни (п. 5 ст. 391 ТК). В любом случае, доказывать, что имела место техническая ошибка, или в счете-фактуре неправильно указан номер ГТД, организация, вероятнее всего, будет в суде.

Встретимся в суде
При анализе арбитражной практики можно придти к выводу, что права добросовестного покупателя представители судебной власти защищают в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника. Правда то, что компания - добросовестный покупатель, доказать будет очень не просто.
Именно организация должна правильно выбирать контрагентов и выполнять все принятые на себя обязательства. По гражданскому законодательству фирма несет определенный предпринимательский риск. Вот поэтому Конституционный Суд и установил: если вы ведете коммерческую деятельность, то обязаны знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара (постановление от 27 апреля 2001 г. ≤ 7-П). Если же не проявили должной осторожности и осмотрительности при покупке продукта заграничного производства, то вполне можете попасть в категорию недобросовестных покупателей (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2003 г. ≤ КА-А40/9329-03). Однако, в дальнейшем, наказанная таможенниками фирма, может подать иск к партнеру, по вине которого она и пострадала (постановление КС от 27 апреля 2001 г. ≤ 7-П).

Каков же итог
Законодательство признает компании, которые покупают импортный товар в России, участниками таможенных отношений. Соответственно, компетентные органы имеют право проверять такие фирмы, под видом контроля товаров после выпуска для внутреннего потребления (ст. 361, 364, 369, 375, 376 ТК). При этом у предпринимателей могут быть затребованы любые документы (в том числе и по бухгалтерскому учету). На организацию вполне реально наложить штраф за непредставление требуемого или из-за технических ошибок.
Поэтому, крепись, бухгалтер! Вероятнее всего придется наладить партионный учет импортного товара.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: