Saldo.ru

Публикации

28 сентября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
В.П.Хвориков
Материал предоставлен "Федеральным агентством финансовой информации"

Налоговая реформа может стать вечной

В последнее время чиновники Минфина все чаще и громче заявляют о том, что налоговая реформа в России близка к завершению. В свою очередь бизнесмены не устают повторять, что налоговая система все еще очень далека от идеальной. Расставить точки над "i" попытались участники рабочей группы ТПП по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, пригласившие на свое заседание представителей финансового ведомства.

"Реформа - дубль 2"
Выступление первого докладчика - члена экспертного совета "Деловой России" Михаила Абрамова свелось к презентации, ни много, ни мало - "Концепции налоговой реформы". В этом любопытном документе весьма органично уживаются предложения о двукратном снижении ЕСН, уменьшении ставки НДС до 10 процентов и упрощении бухгалтерской и налоговой отчетности. В то же время докладчик подчеркнул, что, по его мнению, пониженную ставку единого социального налога целесообразно ввести лишь для тех предприятий, чей годовой оборот не превышает полутора миллиардов рублей. Можно, конечно, облагодетельствовать сразу всех - к примеру, снизить ЕСН до 15 процентов, но "снять при этом регрессивную планку". Абрамов уверен, что федеральный бюджет от такой меры практически не пострадает - по выкладкам эксперта, уменьшение ЕСН с 26 до 13 процентов для части предприятий может привести к сокращению бюджетных поступлений лишь на 1процент
Что касается столь "любимого" предпринимателями НДС, то расчет этого налога и проверку его уплаты, по мнению докладчика, можно существенно упростить. Вариант, фактически эквивалентный отмене НДС как такового, - считать налоговой базой реальную добавленную стоимость, полученную на предприятии, то есть сумму зарплаты, прибыли и налогов. "Это было бы более логично. Ведь по существующей методике, мы подсчитываем не добавленную стоимость, а стоимость приобретенную. Добавленная же стоимость получается как разность между реализацией и стоимостью приобретенных товаров и услуг, подтвержденной счетами-фактурами, а отсутствие счетов-фактур на приобретенные товары искажает (увеличивает) добавленную стоимость", - пояснил свою мысль представитель "Деловой России". Реализация предлагаемого варианта, уверен Абрамов, существенно повысит собираемость налога, упростит проверку правильности его начисления и уплаты, исключит проблему уплаты НДС с авансов. Кроме того, в результате введения этого новшества уйдут в небытие счета-фактуры и книги покупок и продаж, станут не нужны встречные проверки, сократится количество судебных споров.

Книги покупок - в макулатуру!
Существенную часть своего выступления эксперт посвятил проблемам бухгалтерской и налоговой отчетности. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который нужно вести параллельно с бухгалтерским, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов Единого социального налога с учетом возраста сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда, - вот далеко не полный перечень бухгалтерских "заморочек". "Бухгалтерский годовой отчет с приложениями - это более ста страниц текста и расчетов. При этом основная часть информации, содержащейся в его формах, большей части предприятий не касается", - подчеркнул Абрамов.
В связи с этим эксперт предлагает разрешить фирмам платить ЕСН одной суммой и одним платежным поручением. Получатель - Управление федерального казначейства - сам должен будет указывать коды бюджетной классификации (КБК) и сам распределять налог по бюджету и фондам. В перспективе можно пойти еще дальше - платить единым платежным поручением все установленные налоги и сборы. При этом плательщик должен будет лишь указать в примечании назначение каждой из уплаченных сумм.
Кроме того, по мнению эксперта "Деловой России", было бы целесообразно издать перечень особенностей российского налогообложения в виде отдельного формуляра (регистра). Тогда работа бухгалтера сведется к следующему: он отмечает в перечне те пункты, которые касаются его предприятия, и включает эти пункты в свой отчет, объем которого в результате многократно сокращается. Причем эту технологию легко автоматизировать. Если дополнить таким перечнем-формуляром любую из бухгалтерских программ, то, отмечая пункты, касающиеся его предприятия, бухгалтер будет получать соответствующие формы отчета, сформированные автоматически. Помимо этого, Абрамов считает, что информация о предприятии в отчете должна быть ограничена организационно-правовой формой (ООО, ОАО), наименованием, идентификационным номером и кодом постановки на учет в налоговой инспекции. Все это уместится в 2-3 строчках, тогда как сегодня реквизитам предприятия посвящены два листа каждой декларации.
В заключении выступления докладчик выразил надежду на поддержку и понимание Министерства финансов и Минэкономразвития.

"Понимания не обещаем, поддержку не гарантируем."
Реакция одного из вышеупомянутых ведомств последовала незамедлительно - присутствовавший на заседании замруководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Иванеев заявил, что не понимает, о какой "концепции реформирования" может идти речь. "Реформа налогового законодательства фактически завершена, и теперь должен, наконец, наступить период налоговой стабильности", - заявил он. По словам Иванеева, остался лишь ряд "проблем, связанных с объективной реальностью", но и они близки к разрешению. "Сейчас мы должны подстраивать налоговую систему под то развитие рыночных институтов, которое идет в рамках другого законодательства, будь то рынок ценных бумаг, пенсионная и банковская реформа", - заявил Иванеев. При этом он отметил, что здесь ведомство "немного отстает, но эти вопросы надо разруливать". Кроме того, надо разобраться с имущественными налогами, наладить систему грамотного взимания НДПИ и так далее. Главной же проблемой, по словам Иванеева, для ведомства остается массовый уход предпринимателей от уплаты налогов. "То, что налоговики годами не возмещают НДС - это от безысходности, поскольку других возможностей бороться с уклонистами у них просто нет", - посетовал он. Вдобавок представитель Минфина выразил недовольство слишком большим количеством существующих особых налоговых режимов, которыми так и стремятся воспользоваться не вполне добропорядочные предприниматели. "С этим надо что-то решать. Как - пока не знаю, но нас это очень сильно заботит", - подчеркнул замруководителя департамента.
Весьма обеспокоен представитель финансового ведомства и тем обстоятельством, что российская налоговая система стала слишком зависимой от мировых коньюктур и цен на нефть. Конечно, отметил он, снижать налоговую нагрузку на 1 процент ВВП в год - это здорово, но в дальнейшем, в силу такой "нефтяной эйфории", когда цены на энергоносители упадут, это может привести к самым негативным последствиям. В ходе выступления докладчик сообщил также, что сейчас Министерство финансов заканчивает работу над документом, в котором будут прописаны основные направления российской налоговой политики на 2003-2009 годы. Доклад, над которым он и его подчиненные "работают и в будни, и в выходные", будет внесен в правительство до 22 февраля, а 9 марта на правительственном заседании его озвучит министр финансов Алексей Кудрин. Правда, рассказать об основных положениях документа Иванеев категорически отказался.
В заключение своей речи Иванеев посоветовал предпринимателям "не терять время в бесконечных бессмысленных обсуждениях". По его словам, сейчас различных рабочих групп более чем достаточно, однако каждая из них тянет одеяло на себя, что не способствует выработке четкой и ясной позиции бизнес-сообщества. А результатом отсутствия такой позиции, по словам Иванеева, становится то, что в настоящее время Минфин "бракует" 98 процентов законопроектов, вносящихся в Госдуму. "Времени на экспертизу отводится крайне мало, Дума давит, и мы, зачастую не вникая в существо проблемы, даем отрицательное заключение. А уже потом, когда начинается детальное обсуждение проекта, понимаем, что проблема действительно существует и требует решения", - поделился наболевшим Иванеев. По его мнению, помочь чиновникам должны именно бизнесмены, которые должны заранее ввести их в курс дела, обращаясь к ним с "точечными предложениями по совершенствованию правоприменительной практики".

"НДС наоборот"
Как и следовало ожидать, "точечные предложения" поступили тут же - член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева призвала правительство заменить НДС на налог с продаж или налог с оборота. "Существующий сегодня тяжелый, громоздкий механизм налогового администрирования во многом стал таким именно за счет НДС. Этот налог, призванный, по определению, стимулировать экспортеров, только добавляет им проблем, отпугивает их, и по сути, является репрессивным", - считает Дмитриева. При этом она напомнила, что вариант Налогового кодекса без НДС уже существует - он предлагался в 1997 году наряду с правительственным законопроектом.
В отличие от предыдущего докладчика, Дмитриева дала понять собравшимся, что вовсе не склонна считать, что налоговая реформа близится к завершению. Более того, депутат уверена в том, что реформирование окончательно зашло в тупик. "Можно заявить о том, что путь пройден, но если в конце этого пути мы уперлись в стену, то это вряд ли кого-то обрадует", - заметила она. Рассуждения же представителя финансового ведомства о том, что чиновникам не хватает месяца, чтобы определить, существует проблема или нет, в результате чего они дают отрицательное заключение практически на любой законопроект, Дмитриева назвала совершенно необоснованными. "Грамотным специалистам в области налогового контроля, каковыми безусловно являются представители Минфина, для определения наличия или отсутствия проблемы вполне достаточно двух-трех часов", - резюмировала она.

Арест не самый лучший способ
Заключительной инициативой бизнес-сообщества стало предложение по внесению изменений в статью 76 Налогового кодекса, дающего налоговикам право за малейшую провинность арестовывать банковские счета фирмы-нарушителя. По мнению разработчиков поправки, инспекции не вправе блокировать счета фирмы, если общая сумма задолженности не превышает 10 процентов от суммы активов предприятия и она числится за ним менее месяца. Кроме того, арест счетов должен производиться только по решению суда, только в пределах взыскиваемой суммы и только в том случае, если у налоговиков отсутствует возможность наложить арест на имущество должника. По мнению начальника аналитической службы юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат, и партнеры" Вадима Зарипова, необходимость такого новшества обусловлена "некорректными" действиями налоговиков, которые, арестовав счета фирмы из-за копеечной недоимки, впоследствии нередко затягивают возможность возобновления операций. "Это абсолютно варварский способ обращения с налогоплательщиками. Налоговикам следует наконец понять, что суть статьи 76 Налогового кодекса вовсе не в выкручивании рук предпринимателям", - отметил он.
Стоит ли говорить, что идея бизнесменов тут же подверглась резкой критике со стороны Министерства финансов. По мнению Иванеева, она "порочна по своей сути", поскольку "лишает государство в лице налоговой инспекции возможности воспользоваться механизмом для восстановления налоговой справедливости". "К тому же такую норму будет чрезвычайно сложно администрировать, и вместо того, чтобы разрешить какую-то проблему, мы только усугубим ситуацию", - считает он.

Вместе - победим!
К концу заседания его участники пришли к выводу, что действующая в стране налоговая система носит однобоко фискальную направленность и создает возможности для уклонения от уплаты налогов. В связи с этим было предложено организовать рабочую группу по подготовке конкретных предложений по ее реформированию, в которую, кроме участников предпринимательских союзов, вошли бы представители Минфина и Минэкономразвития. Черту под выступлениями докладчиков подвел заместитель руководителя департамента по законодательству ТПП Сергей Васильев. Он признал, что поправка в статью 76, а также ряд других предложенных законодательных изменений нуждаются в доработке. При этом он, однако, выразил несогласие с позицией представителя Минфина, фактически упрекнувшего все бизнес-сообщество в отсутствии четкой позиции. "Хочу еще раз подчеркнуть, что целью создания и функционирования нашей рабочей группы как раз и является выработка такой консолидированной позиции - корректировка налоговой политики государства, рассмотрение законопроектов на стадии нулевого чтения и доведение позиции предпринимательского сообщества до сведения органов государственной власти и управления", - заявил Васильев. Кроме того, добавил докладчик, участники группы намерены заниматься подготовкой собственных налоговых законопроектов. Информация о результатах деятельности рабочей группы найдет свое отражение в ежемесячных аналитических записках департамента по законодательству ТПП и будет размещаться в профильных печатных изданиях.


Голосов: 2 Средний бал: 5.00
Оцените статью: