Saldo.ru

Публикации

27 января 2025, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т.В.Макарова
Материал предоставлен "Федеральным агенством финансовой информации"

Расходы на рекламу: двойная выгода

Выбрать наиболее оптимальный способ рекламы не так легко, поскольку надо точно знать, какие из таких расходов нормируются, а какие нет. Кроме того, Налоговый кодекс предлагает воспользоваться льготой при налогообложении рекламы НДС, но порой бывает выгоднее от нее вообще отказаться.

Например, торговая компания заказала рекламный видеоролик. Однако оказалось, что только при трансляции видео в витрине можно учесть все затраты на его создание. А вот если показывать ролик в торговом зале, то этого сделать не удастся. Ведь тогда налоговая инспекция вправе привлечь фирму к ответственности за неуплату налога на прибыль (ст. 122 НК).

Нюансы налогового учета
Расходы на рекламу входят в состав прочих затрат, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Прежде чем установить дату признания расходов, необходимо определить, являются ли они "длящимися". По общему правилу заказчик рекламы имеет право учесть затраты в тот момент, когда ему предъявят документы, подтверждающие факт оказания рекламной услуги (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК). Это означает, что датой признания расходов будет число, указанное в актах выполненных работ, отчетах и иных документах, однако при этом следует учитывать условия размещения рекламы, указанные в договоре.

Пример
ООО "Аурелия" разместило рекламные плакаты в вагонах метро на 3 месяца. Сумма расходов составила 30 тысяч руб. (без НДС). "Аурелия" перечислила стопроцентный аванс исполнителям 15 февраля 2006 года, плакаты были размещены 1 марта. Предположим, что норматив позволяет признать расходы на рекламу полностью.

В налоговом учете рассматриваемые расходы надо списывать равномерно в течение срока размещения рекламы (п. 1 ст. 272 НК). Стороны договора установили срок в три месяца. Таким образом, ООО "Аурелия", начиная с марта, ежемесячно уменьшает налоговую базу на 10 тысяч руб. в течение трех месяцев.

Выше уже упоминалось, что рекламные расходы могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Последние компания вправе учесть в сумме фактических затрат, их перечень дан в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. Там перечислены следующие виды рекламных затрат:
. рекламные мероприятия через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационные сети;
. световая и иная наружная реклама (плакаты, стенды, световые табло);
. участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
. оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
. уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
. изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
А все остальные расходы (например, на призы, вручаемые победителям конкурсов розыгрышей, проводимых в рамках массовых рекламных кампаний) нужно признать в налоговом учете в размере 1 процента от выручки.
Как правило, на практике компании реализуют следующие рекламные мероприятия:

Таблица 1.
Нормирование расходов на рекламные мероприятия
Рекламное мероприятиеНормирование в налоговом учете
Показ рекламного ролика в зале розничного магазина на специально установленном монитореДа
Рекламные аудиообъявления в розничном магазинеДа
Аудиореклама в метро, наземном транспорте Да
Размещение рекламных плакатов в вагонах метро, переходах метро Да
Реклама в сети ИнтернетНет
Распространение рекламных каталогов Нет
Размещение рекламы на бортах наземного транспортаДа
Рекламные растяжки в городе Нет
Почтовая рассылка рекламной информации (письма УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. ≤ 20-08/16391, от 9 марта 2005 г. ≤ 20-12/14600) Да
Раздача рекламных листовок у метро, магазиновДа
Раздача пробников, образцов продукции у станций метро Да
Дегустация продукции, товаров независимо от места ее проведенияДа
Раскладка информации почты по почтовым ящикам физических лиц Да
Безадресная почтовая доставка (раскладка по почтовым ящикам физических лиц) сотрудниками почты на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с ФГУП "Почта России" Да
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям конкурсов, проводимых в рамках рекламных кампанийДа

Очень часто вопрос о нормировании приходится решать исходя из конкретных обстоятельств.
Например, компания приняла участие в выставке и провела дегустацию своей продукции для посетителей. Часть затрат являются ненормируемыми, например, аренда площади, стенда, взносы за участие. А расходы на мероприятия, проводимые в рамках выставки, нельзя квалифицировать как "затраты на участие", поэтому они нормируются.
Может сложиться и такая ситуация. Компания заключила договор со службой курьерской доставки, чей сотрудник должен был раскладывать рекламные каталоги в почтовые ящики граждан. Расходы на раскладку нормируются, а затраты на изготовление каталога принимаются в сумме фактических затрат.
Для того чтобы компания верно рассчитала норматив для признания рекламных расходов в налоговом учете, необходимо правильно определить базис такого расчета . сумму доходов от реализации.
К доходам от реализации в налоговом учете относится выручка от реализации продукции, приобретенных товаров, прочего имущества, работ, услуг, имущественных прав. При этом не имеет значения, в денежной или натуральной форме получена выручка. В ее состав не входят НДС и акцизы. Естественно, вместе с изменением суммы доходов от реализации меняется и размер норматива.

Нормируемый НДС
Фирма может возместить НДС по ненормируемым расходам в общеустановленном порядке. А вот для нормируемых затрат установлено особое правило: НДС принимается к вычету в размере, который соответствует сумме расходов, признаваемых в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК).

Пример
Норматив рекламных расходов в I квартале 2006 года у ЗАО "Бездна" составил 4860 руб., а по итогам полугодия . 10 360 руб.
ЗАО "Бездна" в I квартале 2006 года в рамках рекламной акции провело розыгрыш автомобиля, стоимость которого составила 212 400 руб., в том числе НДС . 32 400 руб. Приз вручен победителю. Поскольку в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль вся сумма фактических расходов не может быть учтена, то и НДС принять к вычету в полной сумме нельзя.
Предположим, что ЗАО "Бездна" представляет налоговые декларации по НДС поквартально (см. таблицу 2). Таким образом, НДС в сумме 30 535,20 руб. (32 400 . 874,80 . 990) к вычету по итогам двух кварталов не может быть принят.

Таблица 2.
Расчет вычета НДС по рекламным расходам ЗАО "Бездна"
ПериодРасходы на рекламу, признанные в налоговом учете (руб.) Сумма вычета НДС по рекламным расходам (руб.)
1 квартал4860874,80 (4860 х 18%)
2 квартал5500 (10 360 . 4860) 990 (5500 х 18%)

Законом от 22 июля 2005 г. ≤ 119-ФЗ состав необлагаемых операций был расширен. Так, с 1 января 2006 года освобождена от налогообложения передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), которые стоят не дороже 100 рублей.
Контролирующие органы и раньше пытались передачу товаров в рекламных целях облагать НДС как безвозмездную (письма Минфина от 25 ноября 2004 г. ≤ 03-04-11/209, от 16 августа 2005 г. ≤ 03-04-11/205, УМНС по г. Москве от 15 июля 2004 г. ≤ 24-14/47585). Теперь данная позиция законодательно закреплена. На деле это означает, что операции по передаче более дорогих рекламных товаров облагаются НДС.

"Льготы" по НДС не освободят от проблем
Однако и с дешевыми рекламными товарами не все так просто, считают эксперты журнала "Консультант". Во-первых, тем налогоплательщикам, которые решат воспользоваться льготой, придется подтвердить, что расходы на создание единицы такого товара не превышают 100 руб. Для этого необходимо скалькулировать все затраты, связанные с производством рекламной продукции, а это порой нелегко.
Во-вторых, чтобы НДС в части необлагаемых операций отнести на себестоимость товаров (работ, услуг), а по облагаемым . принять к вычету, компания должна будет наладить раздельный учет входного налога (п. 4 ст. 170 НК). Таким образом, налогоплательщику необходимо просчитать, рационально ли применять введенную льготу, поскольку фирма вправе отказаться от ее применения (п. 5 ст. 149 НК). Для этого компания должна представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме. Документ подается не позднее 1-го числа налогового периода, с которого фирма намерена отказаться от льготы.
Специалисты же считают, что если производственная компания оказывает услуги рекламной фирме, то она может оформить плату за рекламу в виде скидки на собственные услуги. Такой дисконт, по сути, является фактической оплатой. Следовательно, на сумму скидки можно снизить налогооблагаемую прибыль компании, включив ее в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Конечно, если затраты будут документально подтверждены.


Голосов: 1 Средний бал: 1.00
Оцените статью: