Одним регистром стало больше
Т. В. Макарова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"
С этого года не только покупатели подакцизных нефтепродуктов, но и организации, которые приобретают денатурированный этиловый спирт, должны вести реестры счетов-фактур, полученных от поставщиков подакцизных товаров. Этого требует новая редакция главы 22 Налогового кодекса, которая вступила в силу с января 2006 года. Формы данных реестров и порядок их представления в налоговые инспекции Минфин утвердил в приказе от 23 декабря 2005 г. ≤ 155н.
Реестр . только для "освидетельствованных"
Покупатели (плательщики акцизов) должны заносить в реестр счета-фактуры, выставленные продавцами нефтепродуктов или денатурированного этилового спирта.
Однако плательщиками акцизов становятся не все организации и предприниматели, приобретающие автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла. Они обязаны перечислять акцизы в том случае, если у них есть свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК).
Фирмы . покупатели денатурированного этилового спирта в свою очередь также приобретают статус плательщика акцизов только если они получили свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатуратом (подп. 20 п. 1 ст. 182 НК).
Таким образом, вести реестры обязаны лишь компании (коммерсанты), у которых есть свидетельства.
В этом году свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами и денатуратом, выдаются в порядке, утвержденном приказами Минфина от 23 декабря 2005 г. ≤ 156н и ≤ 157н соответственно.
Покупатели подакцизного топлива и масел должны составлять реестр счетов-фактур, которые они получили от продавцов, имеющих "нефтяные" свидетельства. Форма реестра приведена в приложении 1 к приказу ≤ 155н. До 2006 года плательщики акцизов по нефтепродуктам должны были составлять его на бланке, утвержденном приказом МНС от 31 января 2003 г. ≤ БГ-3-03/38. В новой форме, помимо сведений по каждому счету-фактуре о приобретенном объеме подакцизного топлива и масел, необходимо отдельно указывать общий объем поставок каждого подакцизного нефтепродукта за месяц.
Тем организациям, которые приобретают денатурированный этиловый спирт, следует заносить в реестр счета-фактуры, выставленные производителями этой подакцизной продукции, также имеющими "денатуратные" свидетельства. Вести регистр необходимо по форме, предусмотренной приложением ≤ 2 к приказу ≤ 155. Данный бланк также содержит итоговую таблицу, в которой нужно приводить сведения о том, сколько за месяц всего было приобретено денатурированного этилового спирта из пищевого сырья, а сколько . из всех прочих видов материалов.
И "нефтяной", и "денатуратный" реестры счетов-фактур покупатели должны заполнять по каждому поставщику в отдельности. На бланке необходимо указывать наименование организации-продавца (или Ф.И.О. предпринимателя . в случае заполнения "нефтяного" реестра), а также их ИНН и КПП. Кроме того, следует приводить номер "нефтяного" или же "денатуратного" свидетельства поставщика.
Два экземпляра реестра вместе с заявлением о проставлении отметки, которое составляется в произвольной форме, организации (предприниматели) должны направить в инспекцию, где состоят на учете. Сроки для представления реестров в налоговые органы не установлены. Однако если плательщик акцизов не будет этого делать, инспекторы могут приостановить действие выданных свидетельств (п. 5 ст. 179.1, п. 5 ст. 179.2 НК).
Налоговая должна проставить отметку в течение пяти дней с того момента, как будут поданы и реестр, и декларация по акцизам. Однако контролер сделает это лишь в случае соответствия указанных в нем сведений данным, приведенным в налоговой декларации. Один экземпляр реестра счетов-фактур с отметкой инспекции вернется покупателю нефтепродуктов (денатурированного этилового спирта), другой останется в налоговой.
При этом в ряде случаев действие свидетельства может быть приостановлено. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда на дату подачи реестра у покупателя есть действующее свидетельство, а вот нефтепродукты или денатурат он приобрел еще в период приостановки его действия. Поставят ли инспекторы отметку на реестре в такой ситуации? По мнению специалистов федерального налогового ведомства, в данном случае покупатель не сможет получить отметку (письмо ФНС от 18 октября 2005 г. ≤ 03-3-09/1783/23). В противоположной же ситуации (в том случае, если подакцизные товары были приобретены, когда свидетельство действовало, но на момент подачи реестра оно уже было приостановлено (аннулировано) . препятствий для получения отметки на документе быть не должно.
Реестр дает право на вычет
Итак, кто должен вести реестры . понятно, теперь надо разобраться, с какой целью это делают. Формы реестров счетов-фактур и порядок их представления в налоговые были утверждены Минфином в соответствии с пунктами 8, 11 и 12 статьи 201 Налогового кодекса. Последние определяют реестры как один из документов, необходимых для применения налогового вычета.
Так, владелец какого-либо "нефтяного" свидетельства (кроме свидетельства на розничную торговлю) при реализации нефтепродуктов покупателю, у которого также есть свидетельство, может принять к вычету акциз, начисленный ранее при получении подакцизного топлива и масел (п. 8 ст. 200 НК). Для того чтобы зачесть акциз, продавцу необходимо подать в инспекцию, помимо копии договора с покупателем . владельцем свидетельства, "нефтяной" реестр счетов-фактур с отметкой налоговой, в которой покупатель состоит на учете. Данное требование установлено пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса.
"Денатуратный" реестр счетов-фактур с отметкой инспекции покупателя также является документом, без которого продавец не сможет принять к вычету акциз, начисленный при реализации произведенного денатурата. Эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера" напоминают, что Налоговый кодекс позволяет осуществлять такой зачет только фирмам, имеющим свидетельство на производство денатурата, и лишь при условии, что у организации-покупателя есть свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (п. 12 ст. 200 НК). Причем для применения вычета в налоговую в дополнение к реестру необходимо будет принести само свидетельство, копию договора о реализации спирта, а также накладные и акты приема-передачи денатурата. Такой перечень документов предусмотрен пунктом 12 статьи 201 Налогового кодекса.
Значит, покупатели нефтепродуктов и денатурированного этилового спирта должны будут передать своему поставщику реестр счетов-фактур с отметкой, полученный из налоговой инспекции.
В то же время "денатуратный" реестр счетов-фактур необходим и покупателю денатурированного этилового спирта. Дело в том, что организация, имеющая свидетельство на производство неспиросодержащей продукции, вправе принимать к вычету акциз, начисленный при приобретении денатурированного спирта, в случае использования его для производства такой продукции (п. 11 ст. 200 НК). При этом в пункте 11 статьи 201 Налогового кодекса в числе документов, необходимых для применения вычета, указан реестр счетов-фактур, выставленных изготовителем. Кроме этого, чтобы применить вычет, производителю неспиртосодержащей продукции необходимо также представить в налоговую инспекцию свидетельство, копии договоров о приобретении денатурированного спирта у производителя, накладные на внутреннее перемещение спирта, внутренние акты приема-передачи и акт списания денатурата в производство.
В данном случае речь не идет о реестре счетов-фактур с отметкой. Такой экземпляр, возвращаемый инспекцией, предназначен для поставщика. Выходит, документом, который необходим самому покупателю . составителю реестра для подтверждения вычета, будет служить второй экземпляр реестра, остающийся в налоговой инспекции. То есть когда у покупателя . производителя неспиртосодержащей продукции возникнет право на вычет, то дополнительно подавать реестр ему уже не придется.
*********************************************************************
Быть или не быть. табелю учета рабочего времени
Н. В. Ветрова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"
Cоставление табеля учета рабочего времени многие бухгалтеры считают лишней и ненужной работой. Однако является ли он действительно бесполезным документом? Ответить на этот вопрос взялись эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".
Составлять или не составлять табель учета отработанного времени . такая дилемма возникает, как правило, у маленьких фирм, где царят "демократические порядки". Бухгалтеры небольших компаний зачастую забывают о том, что обязанность вести учет фактически отработанного времени каждым работником установлена статьей 91 Трудового кодекса. Кроме того, есть еще одна норма, которая восстанавливает табель в законных правах . статья 9 Закона от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ней говорится, о том, что все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами.
Табель служит основанием для начисления заработной платы, а также подтверждением, того, что сотрудник действительно отработал положенное количество времени и зарплата ему начислена обоснованно. Следовательно, табель является первичным документом и его наличие в документообороте фирмы обязательно.
Кому он нужен?
В продолжение затронутой темы следует сказать, что напрасно бухгалтеры принижают значимость табеля еще и потому, что этот документ может заинтересовать многих контролеров.
Так, аудиторы, проверяя правильность начисления заработной платы, наравне с приказами об отпусках, командировках и т. д. будут штудировать табели. Предъявить их придется и ревизорам из Фонда социального страхования, при проверке правильности исчисления пособий по временной нетрудоспособности.
Данными, зафиксированными в табеле учета рабочего времени, нередко интересуются и инспекторы Пенсионного фонда. И, наконец, не обойдут вниманием этот документ налоговики. Как правило, инспекторы сопоставляют данные по отработанным дням, отраженным в табеле, и данным расчетно-платежной ведомости.
Если ревизоры обнаружат какие-либо расхождения, например тот факт, что заработная плата сотруднику начислена за неотработанные дни, они обвинят фирму в завышении расходов и, следовательно, занижении суммы налога на прибыль. За такое нарушение фирму оштрафуют.
Не обойдется без санкций и в том случае, если в организации не составляют табель учета отработанного времени. Инспекторы воспользуются положением пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса и накажут за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое будет состоять в отсутствии первичных документов, то есть табеля. Следует заметить, что подобные претензии налоговиков фирме не удается оспорить в суде. Об этом свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. ≤ А56-14249/2005. Кроме того, табель нужен и самой фирме, к примеру, при спорах с сотрудниками.
И, наконец, документом, свидетельствующим об отработанном времени, может воспользоваться работник. Дело в том, что если в его трудовую книжку была внесена неправильная или неточная запись о периоде работы, то его можно будет подтвердить дополнительными бумагами. В качестве таких документов принимаются справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и, конечно же, табели учета рабочего времени.
Как заполнить документ
Составлять табель нужно по унифицированным формам ≤ Т-12 или Т-13. Они утверждены постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. ≤ 1 (далее . Постановление).
Традиционно учет рабочего времени ведется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу. Однако Постановление допускает регистрацию в табеле учета рабочего времени только, например, неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. д. Если же отклонений нет, то в документ вносятся лишь итоговые данные о результатах работы за первую и вторую половину месяца.
Ответственный за ведение учета отработанного времени должен помнить, что табель . это первичный документ и в нем не должно быть исправлений. Подписывать табель имеют право руководитель соответствующего структурного подразделения и работник кадровой службы. По окончании месяца документ передают в бухгалтерию.
Очень часто возникает вопрос, надо ли составлять табель на выплату аванса? Согласно статье 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит в том числе и от количества затраченного труда. Поскольку зарплату положено начислять два раза в месяц, то необходимо составлять два документа: один . для учета отработанного времени в первой половине месяца, а другой . во второй. Но если фирма игнорирует составление "авансового" табеля, то за это никакой ответственности она не несет. А вот у бухгалтерии могут возникнуть проблемы с переплаченным авансом за первую половину месяца, если в это время кто-то из работников отсутствовал на работе.
Как и любой другой документ, табель требует правильного заполнения. Так, к примеру, у "табельщиков" возникают вопросы относительно отметок об учете рабочего времени. Например, если сотрудник находится в отпуске, то в учетном документе это время помечается кодом "ОТ". В этом случае отмечать выходные дни необязательно, поскольку они входят в понятие "календарные дни отпуска". А вот нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отдыха, нужно отметить кодом "В", так как они не включаются в ежегодный отпуск и не оплачиваются (ст. 120 ТК). Если сотрудник находится в командировке в выходной или праздничный день, то в табеле необходимо отразить факт его пребывания в командировке (код "К"). В том случае, когда неизвестна причина отсутствия сотрудника на рабочем месте, в табеле учета рабочего времени проставляется "НН". Если в дальнейшем работник представит документы, подтверждающие болезнь, или будет признан факт прогула, то табельщик подает уточненный документ. Время, в течение которого сотрудник находился на повышении квалификации с отрывом от работы, обозначается кодом "ПК". Также в документе учета рабочего времени следует отражать факты опоздания сотрудников.
**************************************************************
Налоговую тайну необходимо беречь
С.В. Трубников, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"
У каждой фирмы существуют конфиденциальные сведения. Доступ к ним имеет ограниченный круг лиц. Но даже несмотря на это, секретная информация часто бывает разглашена. Как уберечь свою фирму от незаконного обнародования, читайте в этой статье.
"Тайные" сведения
Налоговая тайна . это сведения о налогоплательщике, которые получили представители налоговых или таможенных служб, работники ОВД или государственного внебюджетного фонда (ст. 102 НК).
Налоговая тайна включает в себя информацию, причисляемую и к коммерческой тайне. По своему усмотрению руководство организации может отнести к ней размер заработной платы сотрудников, плановые показатели финансово-хозяйственной деятельности, информацию о рентабельности, кредиторской задолженности и т. п. Стоит учесть, что Закон от 29 июля 2004 г. ≤ 98-ФЗ "О коммерческой тайне" запрещает скрывать данные, которые являются общедоступными (бухгалтерский баланс, учредительские документы, численность работников и др.). Полный перечень сведений, которые не относятся к коммерческой тайне, приведен в статье 5 указанного Закона.
Исходя из этого налоговую тайну можно отнести к "сведениям конфиденциального характера" в соответствии со статьей 5 указа президента от 6 марта 1997 г. ≤ 188.
При этом в статье 102 Налогового кодекса обозначена информация, которая не является налоговой тайной. К таковой относятся следующие сведения:
. разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
. об ИНН налогоплательщика;
. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
. предоставляемые в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве налоговых, таможенных или правоохранительных органов нашего и других государств.
По мнению налоговых служащих, не считаются секретными и сведения о задолженности фирмы перед бюджетом (письмо МНС от 5 марта 2002 г. ≤ ШС-6-14/252)
Доступ к секретам
Чтобы получить "тайную" информацию, чиновник должен соблюдать установленный порядок (приказ МНС от 3 марта 2003 г. ≤ БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"). В соответствии с заведенным порядком сначала необходимо направить в налоговую службу запрос в письменном виде на специальном бланке. Получив доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, госслужащий не вправе ее разглашать, кроме законодательно закрепленных случаев (п. 2 и 3 ст. 102 НК). Однако эта норма вызывает порой противоречивые споры. Эксперты журнала "Консультант" рассказали об одном арбитражном деле по этому вопросу.
Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) потребовало у налоговой инспекции информацию о банковских счетах и вкладах компании-должника. Госслужащие хотели узнать не только названия и адреса кредитных учреждений, но и номера счетов. Инспекторы предоставили Росрезерву лишь перечень банков, сославшись на то, что остальная информация составляет налоговую тайну. Представители агентства обратились в суд (постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. ≤ А68-АП-333/12-03). Апелляционная инстанция постановила, что налоговая инспекция должна была передать агентству полную информацию, иначе Росрезерв не сможет взыскать деньги с должника. Судьи кассационной инстанции не согласились с этим решением. По их мнению, налоговую тайну можно разглашать только в установленных федеральными законами случаях. А таких законов на сегодня не существует. В своем постановлении арбитры также обратили внимание на решение ВАС от 26 июня 2003 г. ≤ 7264/03. В нем сказано, что представители налоговых служб не должны разглашать сведения, относящиеся к налоговой тайне.
К слову, разгласившие тайну чиновники не останутся безнаказанными. В соответствии с пунктом 2 статьи 183 Уголовного кодекса госслужащий, не сумевший "держать язык за зубами", будет обязан выплатить штраф или лишиться права занимать определенные должности.
Стоит также отметить, что налоговые работники не могут потребовать от компании представления информации, связанной с ее контрагентами. Ведь инспекторы вправе получить только те сведения, которые относятся к деятельности проверяемого объекта (абз. 2 ст. 87 НК). То есть ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж проверяющие требовать не вправе (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. ≤ А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1 и ФАС Московского округа ≤ КА-А40/8815-04).
Сохраним информацию от разглашения
Исключить возможность разглашения конфиденциальных сведений невозможно. Но ряд простых шагов поможет минимизировать риск. Эксперты журнала "Консультант" советуют, во-первых, ограничить круг лиц, имеющих доступ к налоговой тайне. Фактически этими сведениями обладает лишь руководство, бухгалтерия и финансовый отдел. Отсутствие текучести указанных кадров, лояльность и высокая мотивация сотрудников устранит саму возможность обнародования информации. Во-вторых, нелишним будет установить в трудовом договоре личную ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации и продумать, какие взыскания ждут провинившихся за неисполнение этих условий.