НДС или налог с продаж?
Оксана Игорева, корреспондент "УНП"
Отмена "упрощенки" и возможное упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности - таковы вероятные последствия замены НДС на налог с продаж. На "круглом столе", состоявшемся 10 марта, был представлен экспертный доклад о двух налогах и модели рокировки.
Неоднократно наши читатели, главные бухгалтеры, жаловались на проблемы с расчетами по НДС и постоянными изменениями, происходящими в соответствующей главе НК РФ. Первыми за замену НДС налогом с продаж выступили специалисты Администрации Президента РФ ("УНП" ≤ 6, 2006, стр. 3). Они же заказали экспертам доклад, который бы обрисовал такую замену. Документ вывешен для публичного обсуждения на сайте Центра исследований проблем налогообложения www.taxreform.ru.
Авторы доклада предложили следующую модель. Налог с продаж можно взимать по ставке 10 процентов. Его должны платить организации, реализующие товары, услуги и работы для конечного потребления: для домашних хозяйств и госзакупок. Кроме того, налогом также должны облагаться покупки, совершаемые физлицами и юрлицами за наличный расчет, а также покупки предприятий для нужд, не связанных с производством. "Если затраты не включаются в расходы в целях налогообложения прибыли, значит, это подпадает под обложение налогом с продаж", - объяснил, как в последнем случае определять объект налогообложения, начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович.
По мнению авторов доклада, налогоплательщиков ожидает упрощение документооборота, отчетности и учета. Это произойдет за счет унификации налоговой ставки и отсутствия возмещений. А для некоторых предприятий прогнозируют снижение налоговой нагрузки, к примеру для оптовых торговых компаний, которые не продают сами продукцию конечному потребителю. Свободнее вздохнут также предприятия сферы услуг, у которых исходящий НДС больше входящего. Ведь ставка налога с продаж предполагается на более низком уровне, чем нынешний НДС.
На этом хорошие новости для налогоплательщиков заканчиваются и начинаются плохие. Во-первых, введение налога с оборота приведет к росту цен на потребительском рынке, признают эксперты. Во-вторых, главбухам придется пережить болезненный переходный период, если таковой состоится. Не исключено, что на первых этапах будут действовать сразу два налога. Дело в том, что повышать ставку налога с продаж и доводить до нуля ставку НДС планируется постепенно и одновременно. В-третьих, очевидно, что придется отменить упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы", признался Аркадий Дворкович. Под вопросом остается еще "упрощенка" с объектом "доходы минус расходы" и "вмененка".
Как прогнозируют в Экспертном управлении президента, обсуждения по вопросу замены одного налога на другой продлятся до конца года. Однако каких-либо перемен ждать не следует раньше 2009 года.
***********************************************************************************
Правила кодировки от Центробанка
Инна Зубарева, корреспондент "УНП"
Какой КБК следует указывать в платежке при перечислении в госбюджет пошлины за регистрацию юрлица? На этот вопрос ЦБ РФ ответил в письме от 01.03.06 ≤ 32-Т. Также авторы затронули и другие платежи, администрирование которых относится к функциям ЦБ РФ. Однако письмо умолчало о некоторых нюансах формирования КБК. За комментариями корреспонденту "УНП" пришлось обратиться в Минфин России.
При перечислении госпошлины за регистрацию юрлица и индивидуального предпринимателя в поле 104 платежного поручения необходимо указать следующий код бюджетной классификации - 99910807010010000110. Этот же КБК следует использовать, если платится сбор за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и регистрацию ликвидации фирмы, пояснили авторы письма. При внесении пошлины за лицензирование и проведение аттестации (если аттестация предусмотрена в законодательстве РФ) в поле 104 платежки указывается код 99910807081010000110, а при регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг- 999108 07040010000110.
Однако бухгалтерам следует обратить внимание на то, что во всех трех случаях, приведенных в письме ≤ 32-Т, разряды КБК с 14-го по 17-й не заполнены - там проставлены нули. В письме Центробанк не разъясняет порядок заполнения 14-17-го разрядов КБК, а лишь отсылает плательщика к приказу Минфина России о порядке применения бюджетной классификации (от 21.12.05 ≤ 152н).
Как пояснили корреспонденту "УНП" в Минфине, если администратором госпошлины не является ФНС России (а в описанных трех случаях именно так и есть - администратором является ЦБ РФ), в 14-17-й разряды КБК нужно вписать 1000. Это надо, чтобы отделить обязательный платеж от пеней, процентов и штрафов по данному платежу (приказ ≤ 152н). Поэтому при заполнении платежки на уплату пошлины за регистрацию организации в поле 104 платежки нужно указать - 99910807010011000110. И во всех остальных вышеперечисленных платежах разряды 14-17-й КБК заполняются аналогично.
***************************************************************************
Проверка приостановлена, но... продолжается
Письмо Минфина России от 20.02.06 ≤ 03-02-07/1-35
(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 11, 2006)
Алексей Крайнев, эксперт "УНП"
Крайне интересную позицию озвучил Минфин России в отношении выездных налоговых проверок. Из письма от 20.02.06 ≤ 03-02-07/1-35 следует, что налоговики могут приостановить выездную проверку, но при этом продолжить изучать документы. И соответственно запрашивать их у налогоплательщика.
Свои выводы авторы письма аргументируют следующим образом. Налоговый кодекс не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку. Значит, по решению руководителя инспекции, проводящей ревизию, это контрольное мероприятие можно приостановить. Например, если нужно провести встречную проверку.
При этом в НК РФ не сказано, на какой срок можно приостановить проверку. Из этого авторы письма делают вывод, что такое приостановление может длиться сколь угодно долго. В качестве дополнительного подтверждения специалисты Минфина России ссылаются на постановление Конституционного суда от 16.07.04 ≤ 14-П. Этим постановлением КС РФ уточнил порядок определения сроков продолжительности выездной проверки. По мнению суда, срок выездной проверки - это сумма периодов, в течение которых инспекторы находятся на территории проверяемой организации. Если контролеры изучают полученные от плательщика документы в помещении инспекции, то срок выездной проверки не течет.
С этим подходом поспорить сложно, поскольку КС РФ действительно установил особый порядок определения срока выездной проверки. Но из письма также следует, что приостановление проверки не мешает инспекторам направлять проверяемой организации требования о представлении документов. Это, на наш взгляд, противоречит Налоговому кодексу. Дело в том, что в статье 93 НК РФ, посвященной истребованию документов, говорится, что направить запрос может "лицо, проводящее проверку". Как видим, подразумевается, что проверка именно проводится, а не приостановлена. К аналогичным выводам приводит и анализ статьи 89 НК РФ, в которой говорится о выездной проверке. В частности, в ней сказано, что документы запрашиваются "при проведении проверки". То есть речь вновь идет о процессе проверки. Все это, на наш взгляд, означает, что направлять запрос о представлении документов инспекция может только во время проверки. Если же проверка приостановлена, то и требовать документы, касающиеся ее предмета, нельзя. Такого права Налоговый кодекс инспекторам не дает.
*************************************************************************
Годовой отчет - 2005: последний рывок
Большинство бухгалтеров уже завершили колоссальную работу по подготовке годового отчета. Остался последний штрих - оформить и сдать. В помощь бухгалтерам мы подготовили ответы на самые актуальные вопросы, касающиеся сдачи отчетности.
Ольга Мещерякова, эксперт "УНП"
Пожалуй, самый важный вопрос, который возник у бухгалтеров в связи с последними изменениями в формах налоговых деклараций, - какие бланки заполнять за 2005 год? Можно использовать старые бланки деклараций по налогу на прибыль, единому социальному налогу и страховым взносам в Пенсионный фонд или же нужно применять новые формы? Перечень применяемых форм годовых налоговых деклараций мы привели в таблице. Там же мы указали, с какого времени они действуют. Это важно для тех организаций, кто уже успел отчитаться на старых бланках.
Состав отчетности. Не менее острый вопрос - в каком составе сдавать отчетность? Ведь не секрет, что вместе с комплектом годовой отчетности и декларациями налоговики очень часто требуют еще целый список всевозможных бумаг. Это и справки об отсутствии автотранспортных средств, операций с ценными бумагами, об отсутствии налоговых льгот, сведения о рублевых счетах в банках, расчет среднесписочной численности работников, расшифровка выручки по видам деятельности и т. д. Все эти дополнительные документы отнимают у бухгалтера время и силы. Однако сдавать их совсем не обязательно. Есть четкий перечень форм годовой бухгалтерской и налоговой отчетности, которые необходимо представить в налоговую инспекцию (см. таблицу). Все остальные документы требовать от вас не вправе. Конечно, если вы не хотите ссориться с налоговиками, их лучше сдать. Тем более что без таких дополнительных справок многие инспекторы отчетность вообще не принимают. Но еще раз повторим, лишние справки - дело добровольное. Если же вы к добровольцам не относитесь, избежать претензий налоговиков вы сможете, отправив отчетность по почте.
Иногда налоговики требуют, чтобы на комплекте бухгалтерской отчетности стоял штамп, свидетельствующий, что она сдана в органы статистики. И без такой отметки они отказываются принимать баланс. Однако такое требование неправомерно. Федеральный закон от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязывает организацию заверять отчетность в органах статистики перед сдачей в налоговую инспекцию. Поэтому принести баланс налоговикам можно и без штампа. И не принять бухгалтерскую отчетность, если на ней нет отметки статистики, налоговые органы не имеют права. Заметим, что аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письмо от 18.02.04 ≤ 16-00-10/3). Налоговый инспектор имеет право не принимать бухгалтерскую отчетность и декларации только в том случае, если они составлены не по установленной форме. Во всех других случаях отказ от принятия документов неправомерен*.
Как будем сдавать. Как известно, есть три способа сдачи отчетности. Вы можете представить ее в инспекцию лично, отправить по почте или в электронном виде. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Выбор зависит от желаний и возможностей организации. Некоторые предпочитают сдавать документы лично. Тем самым они поддерживают хорошие отношения с инспектором, к которому годовая отчетность попадает в целости и сохранности, в требуемом объеме и в установленные сроки. Минусы - обычно приходится стоять в очередях и оформлять дополнительные справки.
Отправив годовой отчет по почте, вы экономите время и нервы. Зато нужно быть готовым к тому, что ваше письмо пролежит в "недрах" инспекции какое-то время - иногда это время занимает и несколько месяцев. И если вам срочно понадобится сверка по налогам, вы не сможете ее провести, пока вашу отчетность не разберут и не занесут в базу.
Сдавать отчетность в электронном виде очень удобно. Но не все организации могут воспользоваться этим способом из-за значительных затрат на него.
* Пункт 2.4.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности (утвержден приказом МНС России от 04.02.04 ≤ БГ-3-06/76).