Налоговики определили себе цели
Роксана Ахмедова, корреспондент "УНП"
Борьба с "однодневками" и зарплатами в "конвертах", повышение качества работы инспекций и упрощение деклараций по НДС - таковы приоритетные задачи ФНС России на ближайшее время. Об этом депутатам Госдумы РФ сообщил руководитель ведомства Анатолий Сердюков 22 марта. Из его выступления можно сделать вывод, что за будущее налоговой системы и волноваться нечего. Оно в надежных руках.
"Однодневкам" - бой!
Судите сами. Во-первых, служба нашла способ, как бороться с фирмами-"однодневками". По данным Анатолия Сердюкова, ежедневно создаются более 2 тыс. новых организаций. Причем половина из них - исключительно для участия в "схемах", подчеркнул Сердюков. Он объяснил, что сейчас как-либо предотвращать появление "однодневок" сложно, равно как и уничтожать их. "Налоговики могут только приостановить операции по счетам", - заметил глава ФНС. Служба вместе с представителями ЦБ РФ и силовых ведомств подготовила предложения по законодательному решению проблемы.
За более подробными комментариями мы обратились в ФНС России. Выяснилось следующее. "Рассматриваются предложения внести поправки в ряд законов - ужесточить требования по минимальному уставному капиталу для создаваемых фирм, а также увеличить срок проведения регистрации", - объяснили нам в службе. Оказалось, что налоговики хотят иметь больше времени для проверки регистрирующегося лица. Особенно это актуально для учредителей "тысяч фирм", рассказали в ФНС. У таких учредителей налоговики тщательно ищут основания для отказа в регистрации. Кроме того, налоговики хотят выйти к законодателям с предложением "поработать" со списком документов, необходимых для регистрации. Он утвержден в Федеральном законе от 08.08.01 ≤ 129-ФЗ. "Мы бы хотели иметь возможность проверять дополнительные вещи, которые, как правило, используются в схемах", - объяснили нам в налоговом ведомстве.
Зарплату просят на свет
Вторая идея налоговиков связана с выведением на чистую воду работодателей, предпочитающих выдавать зарплаты в "конвертах". Налоговая служба инициировала с 1 января этого года создание при муниципалитетах неких межведомственных комиссий из представителей ФНС, прокуратуры, органов МВД России и местных чиновников. "Комиссия приглашает к себе поговорить руководителей предприятий, в которых заработная плата ниже, чем уровень жизни в регионе", - поделился Анатолий Сердюков. По его словам, подобные воспитательные разговоры с работодателями уже дали определенные результаты: в регионах зарплаты растут. В частности, в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области работодатели подняли "белый" уровень в 8-10 раз. Отметим, что наши читатели уже предупреждены о подобных действиях фискального ведомства (об этом подробнее в "УНП" ≤ 11, стр. 2).
Аудит для инспектора
Третья новация касается ужесточения требований уже к самим налоговикам. А точнее - к правилам общения с налогоплательщиком. Напомним, в сентябре прошлого года был утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (приказ ФНС России от 02.09.05 ≤ САЭ-3-25/422).
Совсем скоро выполнение инспекторами стандарта будет контролироваться "в автоматическом режиме", рассказал глава ФНС. К примеру, в инспекциях внедрят так называемые электронные очереди, когда без особых сложностей фиксируется время ожидания аудиенции. По его словам, проверку работы налоговиков также будут проводить с помощью внутреннего аудита - устанавливать качество и скорость исполнения запросов.
И еще одна маленькая приятная новость для плательщиков НДС: объем декларации по налогу планируется сократить в два раза. "Мы уже подготовили соответствующие предложения", - сообщил глава службы.
****************************************************************************
Суды освоят паутину
Роксана Ахмедова, корреспондент "УНП"
Арбитражные суды вскоре начнут размещать в интернете судебные акты и решения. А через пять лет благодаря глобальной сети даже иск в суд можно будет подать не покидая рабочее место. Во всяком случае на это надеются в Высшем арбитражном суде, где разработана программа электронного правосудия. О подробностях этой программы нам рассказал руководитель аппарата ВАС РФ Игорь Дроздов.
По словам Игоря Александровича, программа рассчитана на пять-семь лет. Начальный этап ее реализации уже стартовал - суд стал публиковать на своем сайте информацию о рассматриваемых делах и принятых решениях. Аналогичные сведения скоро появятся на интернет-сайтах всех арбитражных судов.
В каждом из судов будет установлена современная система электронного судопроизводства. Схема такова. "Заявитель приносит иск в суд на бумаге. В канцелярии заявление сканируют. А дальше это заявление в электронном виде поступает к судье", - рассказывает Игорь Дроздов. Все необходимые судебные стадии дело пройдет в цифровом виде. И только само судебное разбирательство, разумеется, будет проводиться в зале заседания с участием всех сторон.
Процесс рассмотрения дел значительно ускорится и по другим причинам. "Сейчас судебные заседания, а значит и решения, откладываются из-за того, что суд не успевает уведомить сторону о назначенной дате рассмотрения дела. При нынешней работе почты уведомление иногда идет слишком долго. Мы же хотим предусмотреть, что уведомление стороны будут получать на электронный адрес", - объясняет он. Таким образом, участники процесса будут уведомляться по почте только о том, что дело принято к производству. Дальше информацию о датах судебных разбирательств стороны должны получать сами через интернет. Уведомления также будут рассылаться по электронным адресам сторон. "Мы хотим определить, что после традиционного почтового извещения о принятии дела риски по отслеживанию информации о дате судебного разбирательства возлагаются на участников процесса", - утверждает представитель ВАС, оговорившись, что для реализации этих планов потребуются поправки в законодательство, в частности в АПК РФ.
Кроме того, в ВАС надеются, что через пять лет заявления будут поступать по защищенным каналам связи. То есть подать иск можно будет буквально не отходя от компьютера. Но об этом в суде говорят пока осторожно: слишком много нерешенных проблем, к примеру с внедрением электронно-цифровой подписи.
*****************************************************************************
Лимит на "подъемные"
Андрей Крылов, корреспондент "УНП"
Любая организация при расчете налога на прибыль может отнести на расходы только ту сумму "подъемных", которая не превышает норматив, установленный правительством для бюджетников. Подробности - в письме Минфина России от 14.03.06 ≤ 03-03-04/2/72.
"Подъемные" могут быть отнесены на расходы только в пределах установленных норм (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ). А сверхлимитные компенсации учтены быть не могут (п. 37 ст. 270 НК РФ). Кодекс ограничивает данный вид расходов для всех категорий плательщиков, подчеркнули чиновники. Поэтому все организации до утверждения специальных лимитов должны учитывать расходы в пределах, установленных для бюджетников постановлением правительства от 02.04.03 ≤ 187.
Однако с этим выводом можно поспорить. Первое: постановление ≤ 187 принято в соответствии с ТК РФ и ссылок на НК РФ не содержит. Второе: документ определяет размер возмещения, выплачиваемый за счет бюджета. А если бюджетники платят "подъемные" за счет других источников, они могут превысить лимит. Именно такой логики придерживался ВАС РФ в решении от 26.01.05 ≤ 16141/04, рассматривая аналогичный документ - постановление Правительства РФ от 02.10.02 ≤ 729, определяющее размер суточных для бюджетников.
*****************************************************************************
Доход зависит от договора
Письмо Минфина России от 02.03.06 ≤ 03-03-04/1/177
"О включении в доходы арендатора арендной платы за пользование помещением, внесенной третьим лицом" (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 12, 2006)
Алексей Крайнев, эксперт "УНП"
Подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ говорит, что имущество, полученное от организации, которой принадлежит более 50 процентов долей в уставном капитале налогоплательщика, доходом не признается. Тому, как правильно применять эту норму, посвящено письмо Минфина России от 02.03.06 ≤ 03-03-04/1/177.
Авторы письма рассмотрели следующую ситуацию. Организация арендует помещение, но арендную плату по договору вносит другое предприятие, имеющее 100-процентную долю в уставном капитале арендатора. Подпадает ли эта ситуация под освобождение от налога на прибыль, интересовался арендатор. Да, подпадает, отвечают специалисты Минфина. Но только при условии, что договор аренды заключен не учредителем, а организацией - получателем помощи. По мнению Минфина, не важно, перечисляет учредитель деньги непосредственно налогоплательщику или по его распоряжению третьему лицу. Дохода не будет в любом случае.
Совсем другая ситуация, по мнению Минфина, складывается, если арендатором по договору выступает сам учредитель, а налогоплательщик лишь вправе пользоваться арендованным имуществом. В таком случае, отмечается в письме, налогоплательщик получает уже не имущество, а безвозмездную услугу по аренде. Услуги, полученные от учредителя, от налога на прибыль не освобождены, а значит, появляется доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Заметим, что выводы Минфина расходятся с мнением Президиума ВАС РФ, который указал, что выгода, полученная организацией от безвозмездного пользования имуществом, принадлежащего ее учредителю, не облагается налогом на прибыль (п. 3 информационного письма от 22.12.05 ≤ 98).
Ошибся Минфин и когда запретил налогоплательщику-арендатору учитывать расходы на аренду, если реально плату вносил учредитель. Ведь обязанность заплатить по договору аренды в таком случае возникает именно у арендатора. Соответственно и расход возникает именно у него (ст. 272 НК РФ). Так что арендатор имеет право учесть оплату, в том числе и произведенную третьим лицом, в расходах при налогообложении прибыли.
*****************************************************************************
Как оценить вклад в уставный капитал
Письмо Минфина России от 10.03.06 ≤ 03-03-04/1/206
"О формировании первоначальной стоимости имущества, получаемого в качестве вклада в уставный капитал" (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 12, 2006)
Любовь Пашинина, эксперт "УНП"
Минфин разъяснил новые положения Налогового кодекса, касающиеся оценки имущества, получаемого как вклад в уставный капитал, для налога на прибыль.
Федеральный закон от 06.06.05 ≤ 58-ФЗ внес дополнение в подпункт 2 пункта 1 статьи 277 НК РФ. Тем самым сейчас в кодексе установлен порядок формирования первоначальной стоимости основного средства, полученного в качестве взноса в уставный капитал. Она определяется по данным налогового учета передающей стороны. Минфин прокомментировал учет дополнительных расходов, связанных с передачей такого имущества, - транспортных расходов и таможенных пошлин. Но по аналогии учитываются и другие подобные расходы.
Финансовое ведомство отмечает, что списать их в целях налогообложения прибыли учреждаемое общество не может. Эти расходы несет учредитель. Остается определиться, вправе ли организация уменьшить налогооблагаемую прибыль на такие расходы через амортизацию.
Вклад от российской компании
Если вклад в уставный капитал вносит российская организация, то стоимость имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности с учетом дополнительных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). При этом дополнительные расходы должны быть определены в качестве взноса в уставный капитал. Заметим, что изменить уже сформированную стоимость основного средства на сумму дополнительных расходов передающая сторона не может. Пункт 2 статьи 257 НК РФ разрешает изменять первоначальную стоимость основных средств только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов.
Как пояснили эксперту "УНП" в Минфине России, стоимость объекта в налоговом учете получающей стороны складывается из двух частей. Первая часть - стоимость объекта в налоговом учете передающей стороны. Вторая часть - сумма дополнительных расходов, связанных с вкладом в уставный капитал. Обе части должны быть подтверждены документально.
Другие учредители
Учредителями могут выступать также и физические лица (резиденты и нерезиденты), и иностранные организации. В такой ситуации Налоговый кодекс предписывает оценивать имущество по фактически произведенным затратам на его приобретение (с учетом амортизации или износа), но не выше рыночной стоимости в том государстве, резидентом которого является учредитель. Таким образом, стоимость должна быть подтверждена независимым оценщиком, действующим по законам этого же государства. При этом в кодексе четко не прописано, увеличивается стоимость объекта в данном случае на дополнительные расходы или нет.
Минфин отвечает, что дополнительные расходы, которые несут названные учредители, включаются в первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете получающей стороны. Но только, как и в случае с учредителем - российской организацией, данные расходы должны быть определены в качестве вклада в уставный капитал (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Но сама учреждаемая организация, как нам уточнили в Минфине России, не может увеличить стоимость объекта на сумму этих дополнительных расходов - их должен передать учредитель.