Saldo.ru

Публикации

11 января 2025, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты "Федерального агенства финансовой информации"
Материал предоставлен "Федеральным агенством финансовой информации"

Публикации "Федерального агенства финансовой информации" от 10.04.06

"Документальный оборот" белорусского импорта

С.В. Маковская, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Сотрудничество с белорусскими компаниями всегда представлялось выгодным для представителей российского бизнеса. Еще бы, ведь развитию коммерческих отношений между двумя республиками оказывается поддержка на государственном уровне. Однако даже столь "высокие" взаимоотношения не лишены бумажной волокиты по части налогообложения. Например, учитывая НДС, фирмам не избежать трудностей, обусловленных обилием необходимых документов.

Основные правила по уплате НДС российской фирмой-импортером определены в Соглашении между Правительствами России и Республики Беларусь (ратифицировано Законом от 28 декабря 2004 г. ≤ 181-ФЗ). Закупая товар у белорусов, наш соотечественник получает от них счет-фактуру, в которой выделен НДС по нулевой ставке. Затем бухгалтер российской фирмы определяет налоговую базу и, исходя из ее размера, начисляет налог.
Оприходовав ввезенные товары, фирма-импортер должна не позднее 20-го числа следующего месяца перечислить сумму НДС и отчитаться по нему. Организация обязана сдать в свою инспекцию налоговую декларацию и комплект документов (раздел 1 Положения "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и РБ" (приложение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь).
В налоговую инспекцию надо представить (п. 6 раздел I Положения, письмо УФНС по г. Москве от 21 октября 2005 г. ≤ 19-11/77133):
- заявление о ввозе товара в трех экземплярах;
- копию банковской выписки, для подтверждения уплаты НДС;
- копию договора с партнером из Белоруссии;
- транспортные документы;
- товаросопроводительные документы.
Два экземпляра заявления о ввозе товара, проставив на них свою отметку, инспекторы возвращают фирме-импортеру. После этого один из них российская организация должна отправить продавцу в Белоруссию, а второй будет являться подтверждением права покупателя на вычет по НДС.
Эксперты журнала "Расчет" рассмотрели несколько сложных моментов по учету НДС, которые иногда возникают у российских фирм, сотрудничающих с Белоруссией.

Товар перевезли, а что с затратами?
Расходы на доставку товара из Белоруссии в Россию включают в базу для расчета НДС в том случае если они не были учтены в стоимости продукции (п. 2 раздел I Положения).
Доставка может осуществляться тремя способами. Во-первых, фирма-импортер перевозит товар собственными силами. Инспекторы считают, что в этом случае в налоговую базу надо включать все транспортные расходы покупателя (вопрос 6 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@). В данном случае имеются в виду, например, стоимость ГСМ и командировочные расходы водителя.
Во-вторых, услуги по "транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию товаров" фирме может оказать российский перевозчик. Причем за это покупатель заплатит сумму с учетом НДС, но позиция представителей ФНС однозначна: "В налоговую базу по НДС при ввозе товаров включается стоимость услуг стороннего перевозчика" (письмо УФНС по г. Москве от 3 апреля 2005 г. ≤ 19-08/23640). Однако НДС, уплаченный за доставку, фирмам разрешают принять к вычету (письмо ФНС от 18 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/877@, вопрос 23 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@). Надо только соблюдать порядок, установленный статьями 171 и 172 Налогового кодекса (вопрос 25 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@).
В-третьих, услуги по перевозке может оказать и белорусская фирма. В этом случае вся сумма, оплаченная за доставку, войдет в базу для расчета "импортного" НДС. Ведь согласно законодательству Белоруссии "налогообложение транспортных услуг по перемещению грузов из Республики Беларусь в Российскую Федерацию производится по нулевой ставке НДС" (постановление Совмина Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. ≤ 704, письмо ФНС от 18 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/877@).

На каждую поставку - по заявлению...
ФНС и Минфин выпустили немало разъяснений, касающихся документов, которые российский покупатель должен представить в свою налоговую вместе с декларацией по НДС.
Например, в одном из своих писем чиновники рассмотрели ситуацию, при которой российская фирма неоднократно в течение месяца получает от белорусского поставщика товары. Тогда ей приходится по каждому договору составлять заявление на ввоз (приложение ≤ 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам, утв. приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. ≤ 163н). И объединять их нельзя, поскольку в заявлении надо указывать номер и дату договора (вопросы 2, 13 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@, приложение ≤ 5 к приказу Минфина от 28 декабря 2005 г. ≤ 163н).
Получается жесткая схема: одна поставка - один договор - одно заявление. Более того, чиновники утверждают, что даже если контракт был один, а поставок по нему много, то число заявлений должно соответствовать количеству поступлений товара. Никаких реестров транспортных и товаросопроводительных документов инспекторы не допускают (вопрос 27 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@).

...a к нему - подтверждающие бумаги
Готовя "отчет" для налоговой, фирма-импортер к заявлению должна приложить транспортные и товаросопроводительные документы. На что следует обратить внимание в них?
Транспортные бумаги обязаны подтвердить "перемещение товаров с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны" (п. 6 раздела I Положения). В зависимости от вида перевозки это могут быть:
- международная авиационная грузовая накладная (для перевозок по воздуху);
- железнодорожная транспортная накладная (для перевозок по железной дороге);
- товарно-транспортная накладная российского или международного образца (для перевозок на автомобиле).
На сопроводительном документе иностранного поставщика не требуется обязательной отметки белорусских налоговых инспекторов (вопрос 14 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@).

Ввоз по поручению
Импортные сделки часто совершают фирмы, которые выступают в роли посредника (комиссионера, агента, поверенного).
Может случиться, что посреднический договор (договор комиссии, агентский договор, договор поручения) заключен между российскими фирмами. Его цель - закупка белорусского товара. Кто же должен платить НДС: комиссионер или комитент?
В этом случае компания-посредник действует от своего имени, но собственником ввезенного из Белоруссии товара она не становится (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК). Таковым будет являться комитент (принципал, доверитель), то есть фирма, которая поручила посреднику закупить товар. Она же принимает на учет ввезенные товары, а значит, и начислять НДС при ввозе белорусского товара должна именно компания-комитент (вопрос 19 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@, письмо УФНС по г. Москве от 19 августа 2005 г. ≤ 19-11/59003).
В свою налоговую компания-комитент обязана отнести копии двух договоров: договора комиссии и договора купли-продажи между белорусским поставщиком и комиссионером (вопрос 5 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. ≤ ММ-6-03/842@).
В этом же письме контролеры рассмотрели и вторую ситуацию, которая возникает, если комиссионер действует в интересах белорусской фирмы. Например, когда посреднический договор заключен для ввоза и дальнейшей продажи белорусских товаров российскому покупателю. В этом случае фирма-посредник будет выставлять в адрес покупателя счет-фактуру с выделенной нулевой ставкой НДС, указав в качестве страны происхождения товара "Республика Беларусь", и надписав: "Без акциза". Начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость должен будет будущий российский покупатель импортного товара.

*******************************************************
Когда c уплатой налогов можно повременить
Н. Н. Глущенко, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Ситуации, когда фирме не хватает средств на своевременное перечисление налогов, случаются не так уж и редко. Впрочем, даже в этом случае избежать наказания за просрочку расчётов с бюджетом вполне реально. Дело в том, что начисление некоторых платежей предприятие может безболезненно задержать.

Штраф за просроченный аванс?
Если организация не уплатила налог, инспекторы могут начислить ей штраф в соответствии со статьёй 122 Налогового кодекса. Раньше считалось, что применять эту норму к фирме, не уплатившей авансовые платежи, контролёры не вправе. Такая позиция была приведена в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. ≤ 71. Высшие судьи указывали, что расширять толкование статьи недопустимо. Если ответственность предусмотрена за неуплату налога, применять её к авансовым платежам нельзя.
Однако совсем недавно судьями была занята существенно новая позиция. В пункте 12 информационного письма от 22 декабря 2005 г. ≤ 98 Президиум ВАС признал правомерными требования инспекторов об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчётного периода, а также меры по их принудительному взысканию.
В некоторых случаях можно избежать пени за несвоевременный расчет с бюджетом. Такие ситуации охарактеризованы в пункте 20 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. ≤ 5. В нем сказано, что инспекторы могут начислить пени только по итогам отчетного периода. По некоторым налогам, например по ЕСН, установлены ежемесячные авансовые платежи, в то время как отчетным периодом является квартал. Следовательно, если компания в течение квартала перечисляет авансы по соцналогу позже, контролеры не должны требовать уплаты пени за просрочку. В качестве примера можно привести постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2005 г. по делу ≤ Ф04-7291/2005(15902-А27-7 и ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г. по делу ≤ А26-450/2005-23.

Санкции за неуплату взносов?
О том, какие санкции последуют, если фирма не вовремя перечислит пенсионные взносы, говорится в Законе от 15 декабря 2001 г. ≤ 167-ФЗ. Так, начисление пеней и штрафов регулируется статьями 26 и 27 этого документа. Президиум ВАС сделал обзор арбитражной практики по применению данных статей (информационное письмо от 11 августа 2004 г. ≤ 79). Например, в пункте 9 документа сказано, что пени можно начислить, только если компания просрочила платежи по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца. Также нельзя наложить штраф за несвоевременное внесение ежемесячных авансовых платежей (п. 11 обзора). Как сообщили судьи, "авансовый платеж" и "сумма страховых взносов" - это разные понятия. Ответственность предусмотрена только за неуплату страховых взносов, которые нужно перечислять по итогам отчетного (расчетного) периода.
Правила расчетов по взносам на страхование от несчастных случаев указаны в Законе от 24 июля 1998 г. ≤ 125-ФЗ. В частности, ответственность за неуплату взносов предусмотрена в статье 19 этого документа, а в статье 22.1 говорится, что за перечисление взносов в более поздний срок придется заплатить пени.

НДФЛ: не своё - не плати
Когда фирма перечисляет сумму НДФЛ, налог на прибыль (при выплате доходов российским и иностранным организациям) и сумму НДС (в случае аренды муниципального имущества), она является налоговым агентом.
Инспекторы могут начислить штраф агенту за неисполнение обязанности по удержанию и уплате налога в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса. При этом штраф начисляют независимо от того, удержал агент соответствующую сумму или нет (определение КС от 2 октября 2003 г. ≤ 384-О).
Однако взыскать с организации образовавшуюся в такой ситуации недоимку и начислить пени контролеры могут далеко не всегда. Например, когда фирма своевременно не удержала НДФЛ, взыскать с нее налог ревизоры не в праве, ведь этот платеж компания перечисляет не в счет своих средств (п. 9 ст. 226 НК). Это подтверждает и арбитражная практика (постановления ФАС Центрального округа от 27 октября 2005 г. по делу ≤ А54-1576/2005-С2 и от 27 июля 2005 г. по делу ≤ А62-5113/04; Северо-Кавказского округа от 27 июля 2005 г. по делу ≤ Ф08-3287/2005-1319А; Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. по делу ≤ А66-5941/2004; Уральского округа от 17 марта 2005 г. по делу ≤ Ф09-789/05-АК).
Таким образом, можно избежать пени в случае задержки уплаты НДФЛ. Однако перечисление "агентских" НДС и налога на прибыль лучше не откладывать, иначе фирме придется заплатить не только недоимку, пени, но и штраф. Судьи в этом вопросе встают на сторону контролеров. Примером тому служат постановления ФАС Центрального округа от 15 декабря 2005 г. по делу ≤ А-62-3361/2004 и от 15 сентября 2005 г. по делу ≤ А62-6057/2004; Северо-Западного округа от 9 декабря 2005 г. по делу ≤ А56-3552/2005; Уральского округа от 29 сентября 2005 по делу ≤ Ф09-4331/05-АК.

Есть выход...
Если бухгалтер стоит перед выбором, какие налоги ему перечислить в первую очередь, ему нужно иметь в виду, что размер санкций напрямую зависит от того, какой расчёт с бюджетом нужно осуществить. Если денег у фирмы недостаточно, эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" советуют расплачиваться в следующем порядке:
- в первую очередь перечисляются налоги, которые нужно платить по итогам налогового периода (месяца, квартала, года). Кроме того, нельзя забывать об "агентских" НДС и налоге на прибыль, а также о страховых взносах в ФСС и Пенсионный фонд;
- во вторую очередь можно заплатить авансовые платежи по налогам;
- в третью - НДФЛ.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в последнее время наметилась тенденция на ужесточение мер в отношении пополнения государственной казны. Примером может служить Закон от 4 ноября 2005 г. ≤ 137-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2006 года. Этот документ разрешил взыскивать штрафы по платежам в бюджет и в фонды без судебного разбирательства в пределах 50 000 рублей - для фирм и 5000 - для предпринимателей по каждому виду налогов. Поэтому любой "самостоятельный" перенос срока уплаты налога, авансового платежа, сбора или взноса может стать причиной спора с инспекторами. Этого можно избежать, если привлечь заемные средства для уплаты налогов и сборов или обратиться в налоговое ведомство за предоставлением отсрочки, рассрочки или налогового кредита (приказ ФНС от 30 марта 2005 г. ≤ САЭ-3-19/127).


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: