Совсем недавно истек срок подачи в ФСС документов для подтверждения основного вида деятельности фирмы. Как быть тем организациям, которые по той или иной причине не успели сделать этого вовремя? За опоздание штрафа не предусмотрено, тем не менее в этом случае фирму могут поджидать другие "сюрпризы".
Как известно, в зависимости от вида деятельности, который был признан основным по итогам прошлого года, всем фирмам, в штате которых есть наемные работники, ежегодно присваивается тариф обязательного страхования (Закона от 24 июля 1998 г. ≤ 125-ФЗ). В связи с этим каждой организации для подтверждения вида деятельности в срок до 15 апреля следует представить в фонд пакет соответствующих документов.
Несмотря на то, что сама процедура подтверждения достаточно проста, многие фирмы предпочитают не появляться в отделении фонда. Оно и понятно: перспектива провести в очереди порядка четырех-пяти часов привлекательно не выглядит. Однако появляться в обязательном порядке в стенах соцстраха нужно не всегда.
"Автоматический" класс
Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрен штраф за несвоевременную сдачу или непредставление документов, подтверждающих основной вид деятельности фирмы. По истечении установленного срока работники фонда самостоятельно присвоят компании класс профессионального риска и до 1 мая отправят ей уведомление о величине тарифа. Правда, это правило работает, только если у компании одно направление деятельности. В этом случае в ФСС действительно можно и не обращаться. Если же у фирмы несколько направлений работы, такое легкомыслие может обернуться довольно неприятными последствиями.
Принимая решение, соцстрах будет основываться на сведениях, содержащихся в учредительных документах либо информации о кодах ОКВЭД из ЕГРЮЛ. При этом компании присваивается наиболее высокий класс исходя из осуществляемых ею видов деятельности. Исследовать, какое из направлений имеет наибольший удельный вес, чтобы установить справедливый тариф, ФСС не должен. Причем, если организация уже применяет более низкий тариф, который соответствует действительности, работники соцстраха еще и доначислят ей взносы исходя из установленного ими наивысшего тарифа. Причем недоплаченные суммы фонд может взыскать в бесспорном порядке с расчетного счета фирмы (ст. 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. ≤ 125-ФЗ).
А вот вернуть деньги впоследствии вряд ли удастся, ведь компания не выполнила требования закона и не представила документы. На этом основании действия фонда выглядят вполне обоснованными и законными. Никакая подтверждающая справка, поданная в ФСС значительно позже установленных сроков, не поможет изменить решение соцстраха. Такую попытку, предпринятую некой непунктуальной фирмой, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17 августа 2005 г. ≤ А33-31376/04-С3-Ф02-3867/05-С2 расценил как повторное подтверждение основного вида деятельности (первое осуществил фонд самостоятельно). А подобное не предусмотрено даже при изменении фактически осуществляемого основного вида деятельности.
Таким образом, присвоенный тариф фирма вынуждена будет применять в течение всего года. Конечно, законодательство не содержит прямого запрета на изменение класса риска. Но, как отметил ФАС Уральского округа в постановлении от 11 февраля 2004 г. ≤ Ф09-200/04-АК, постулат о том, что "разрешено все, что не запрещено законом" в данном случае не работает. Он справедлив для решения вопросов гражданских правоотношений. Причем запрет касается даже добросовестных фирм, тех кто своевременно подтвердил вид деятельности и получил соответствующий класс. Но если, к примеру, компания в сентябре изменила направление деятельности, класс сохранится прежний, поскольку основной вид деятельности определяется по итогам года.
Немаловажный момент: подтверждать нужно не только вид деятельности головной организации, но и подразделений. В противном случае компании и филиалам будет присвоен общий класс, соответствующий основному виду деятельности. И, конечно, он будет наивысшим из возможных.
Выгодные промахи соцстраха
Как видите, решение фонда оспорить или изменить достаточно затруднительно. Но исключение из этого правила все же есть. Если работники ФСС допустят промах, например не уведомят фирму о присвоенном ей тарифе, то у фирмы появится шанс снизить тариф (постановление ФАС Уральского округа от 15 августа 2005 г. ≤ Ф09-3432/05-С1).
А вот решение, принятое фондом на день раньше установленного срока подачи документов, скорее всего, ситуацию со взносами не изменит. Во всяком случае, если и сама фирма окажется несколько непунктуальной и отправит документы в ФСС с большим опозданием. Именно так произошло в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 2 марта 2005 г. ≤ Ф04-710/2005(8780-А45-14). Согласно действовавшему тогда порядку подтверждения фирмы должны были подать документы в фонд до 1 апреля, однако компания сделала это только 14 апреля. В то же время ФСС датировал направленное ей уведомление о размере страховых взносов 30-м марта. Судьи этот документ недействительным не признали.
Другой промах, который нередко совершает соцстрах, связан с подразделениями. Дело в том, что решение о взыскании недоимки по взносам фонд может выставить только страхователю, то есть юридическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. ≤ 125-ФЗ). Документ, направленный в структурное подразделение или филиал, которые согласно внутренним положениям компании таковыми не являются, судьи признают недействительным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 февраля 2005 г. ≤ А31-5801/4).
И напоследок отметим, что поданные документы ФСС принимает без проверки соответствия действительности указанных там сведений. Казалось бы, неплохая возможность "воспользоваться ситуацией". Однако если впоследствии в ходе выездной проверки будет обнаружено, что основной вид деятельности компании, указанный в бумагах, поданных в соцстрах, неверен, то работники ФСС наверняка проведут корректировку класса и доначислит неуплаченные суммы взносов. А рассчитывать на поддержку суда при подобном "раскладе" фирмам не приходится (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2004 г. ≤ А29-6117/2003А).