Получив лицензию на тот или иной вид деятельности, многие компании считают, что основная проблема решена. Однако это довольно распространенное заблуждение быстро развеется, когда на пороге окажется особый ревизор -"лицензионщик".
Лицензионный контроль проводится для подтверждения достоверности сведений о компаниях, занимающихся лицензируемым видом деятельности. Право на проведение ревизии инспекторам дает статья 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. ≤ 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К нам едет ревизор
Перед проверкой ведомство, выдавшее фирме лицензию, должно направить ей уведомление. Госгортехнадзор, например, направляет его не менее чем за три дня до ревизии (приказ Федерального Горного и Промышленного надзора России от 2 июня 2003 г. ≤ 107), Рострой должен предупредить за 10 дней (приказ Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 19 июня 2002 г. ≤ 107).
Придя на фирму, инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и документ, на право проведения проверки (распоряжение, приказ или предписание). Он должен быть подписан руководителем лицензирующего ведомства (его заместителем) и заверен печатью. В документе указываются сроки проверки, Ф.И.О. инспекторов, название и адрес проверяемой фирмы, правовые основания проведения проверки. Они могут быть как плановые, так и внеплановые.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года, а их продолжительность не может превышать одного месяца (п. 3 ст. 7 Закона от 8 августа 2001 г. ≤ 134-ФЗ). Но для каждого вида лицензируемой деятельности в этих рамках установлены свои порядки. Например, период ревизии оценщиков не может превышать 30 календарных дней (п. 7 Положения о лицензировании оценочной деятельности от 7 июня 2002 г. ≤ 395). Охранников могут проверять не дольше 5 дней (постановление правительства от 14 августа 2002 г. ≤ 600).
Внеплановые проверки проводятся, чтобы определить, устранила ли фирма нарушения, выявленные ранее, или если у контролера появилась информация о нарушениях требований и условий лицензии.
На что обращают внимание?
В ходе ревизии инспекторы, прежде всего, проверят, как компания соблюдает правила лицензионной деятельности. Для этого они могут потребовать документы и объяснения должностных лиц. Так, при проверке аудиторской фирмы ревизоры могут запросить все выданные ею заключения и отчеты.
Вопросы проверки зависят от условий, которые должен выполнять лицензиат. Например, аудиторская компания в своем штате обязана иметь не менее пяти специалистов, имеющих квалификационные аттестаты. На фирме должно быть организовано хранение сведений, составляющих аудиторскую тайну, а предпринимательскую деятельность надо вести только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг и т. д. (постановление правительства от 29 марта 2002 г. ≤ 190). Очевидно, что у аудиторской фирмы лицензионщики, именно это и будут проверять.
У строителей и проектировщиков, нарушениями признаются: отсутствие собственных или арендованных помещений и оборудования, необходимых для ведения деятельности, невыполнение требований по повышению квалификации, отсутствие системы контроля над качеством выполняемых работ, ведение лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства (приказ государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 19 июня 2002 г. ≤ 107).
Охранное предприятие обязано заключать с каждым клиентом письменный договор, работники компании должны иметь соответствующую квалификацию и удостоверение охранника (постановление правительства от 14 августа 2002 г. ≤ 600). Поэтому на такие документы контролеры обратят внимание, прежде всего.
В области турагентской и туроператорской деятельности, наиболее распространенными, нарушениями являются: отсутствие сертификата соответствия туристических услуг, наличие в штате менее семи работников, осуществляющих туроператорскую деятельность, не выполнение требований по повышению квалификации сотрудников, оказание услуг без заключения с клиентом договора и т. д. (постановление правительства от 11 февраля 2002 г. ≤ 95).
"Выжив" после ревизора
По окончании проверки контролеры составляют акт, в двух экземплярах, один из которых передается фирме. Обнаружив нарушение, по мимо акта, контролеры оформляют предписание. В документе они выносят предупреждение лицензиату и указывают, что и в какие сроки нужно устранить. В случае несогласия с протоколом, можно написать в нем свои замечания или представить в лицензирующее ведомство возражения. Наличие или отсутствие подписи не будет иметь существенного значения.
Возобновление лицензии происходит после того, как фирма выполнит требования инспекторов. Срок действия лицензии на время приостановки не продлевается. Если фирма неоднократно или грубо нарушает требования и условия лицензии, лицензирующее ведомство может приостановить действие разрешения. В срок не более шести месяцев фирма должна выявленные несоответствия устранить (ст. 13 Закона от 8 августа 2001 г. ≤ 128-ФЗ).
Кроме того, компанию могут оштрафовать на 40 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП). Если нарушение признают грубым, штраф возрастет до 50 000 руб. (п. 4 ст. 14.1 КоАП). Другой мерой наказания является приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. На этот период лицензия будет "заморожена" до того дня как истекут 90 суток, или после досрочного прекращения наказания. Если предприятие не устранит обнаруженные нарушения, контролеры вправе обратиться в суд с заявлением аннулировать лицензию (ст. 13 Закона от 8 августа 2001 г. ≤ 128-ФЗ).
Эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" обращают внимание, что проверке лучше не препятствовать, поскольку "непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, . является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке" (решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2005 г. по делу ≤ А40.23376/05.17.251).