По "карманным" аудиторам ударят страховкой
Сергей Новиков, корреспондент "УНП"
Депутаты Госдумы до неузнаваемости изменили правительственный вариант поправок в закон об аудиторской деятельности. Одновременно с заменой лицензирования на обязательное членство в саморегулируемых объединениях предложено ввести солидарную ответственность аудиторов за ошибки и разрешить им не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. В Минфине России категорически с этим не согласны.
Профессионал, а не индивидуал
В соответствии с действующей редакцией "аудиторского" закона, аттестованный аудитор может решать: работать в аудиторской фирме по найму или трудиться индивидуально. Специалист, выбравший "сольную карьеру", обязан зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить в Минфине лицензию. Как сообщил корреспонденту "УНП" председатель комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский, депутаты намерены изменить этот порядок. Во-первых, вместо того, чтобы получать лицензию, аудитор будет обязан стать членом одного из саморегулируемых объединений (САО). Во-вторых, аудитору не придется регистрироваться в качестве предпринимателя. "Любой аттестованный член САО сможет либо заниматься частной практикой, либо работать по договору найма в аудиторской организации. Мы считаем, что аудитор - это профессионал, а не предприниматель", - пояснил Виктор Плескачевский.
Соответственно изменится и структура САО. Правительственный законопроект (принят в первом чтении в апреле 2005 года) предполагал, что членами объединения могут быть либо аудиторские компании, либо аудиторы - индивидуальные предприниматели. В проекте было сказано, что в САО должны состоять не менее 1500 аудиторских фирм или не менее 3000 аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Согласно депутатскому варианту, членами объединения могут быть только аудиторы - физические лица. Сегодня уточняется их число: 400 или 500.
Страховка от невнимательности
Кроме того, депутаты предлагают установить обязательное страхование ответственности аудитора. "Мы собираемся ввести механизм солидарной ответственности. Аудитор будет обязан внести взнос в размере 30 тыс. рублей в компенсационный фонд при САО. Если пользователь отчетности докажет, что были нарушены стандарты аудиторской деятельности, он сможет получить возмещение из фонда. После выплаты возмещения членам саморегулируемого объединения придется пополнить фонд. На наш взгляд, это единственный механизм борьбы с "карманными" аудиторами. При таком подходе и сам аудитор, и САО будут мотивированы на выдачу объективных заключений и на предельно внимательное отношение к проверяемой отчетности", - заявил Виктор Плескачевский.
Впрочем, все депутатские новшества пока не согласованы с Минфином. Специалисты главного финансового ведомства отстаивают свой вариант структуры и параметров САО, возражают против нормы, которая позволила бы "индивидуальному" аудитору не регистрироваться в качестве ПБОЮЛ, а материальную ответственность предлагают сделать добровольной.
Виктор Плескачевский не исключает, что согласование поправок затянется и отменить лицензирование аудиторской деятельности с 1 июля 2006 года не удастся. "Однако мы надеемся, что разногласия будут улажены к началу июня. В этом случае мы наверняка успеем принять закон в третьем чтении до конца июня, и поправки начнут действовать с 1 июля нынешнего года", - заметил председатель комитета по собственности Госдумы.
**************************************************************************
Налоговые споры попадут под трибунал
Оксана Игорева, корреспондент "УНП"
Возможно, что в будущем налогоплательщики и налоговые органы будут реже спорить друг с другом в арбитражных судах. На встрече с бизнесменами 24 мая председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов предложил создать административные трибуналы для решения налоговых и других споров между компаниями и госорганами. В течение полутора лет эта идея может быть официально оформлена.
По данным ВАС РФ, в 2005 году на долю административных, в том числе налоговых, споров пришлось почти 72 процента (более 1 млн) от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами. Предложение главы ВАС призвано снизить нагрузку на судей. Если сегодня решение налоговой инспекции, пожарнадзора или других контролеров компания может обжаловать по своему выбору как в вышестоящем по отношению к ним органе, так и в суде, то в будущем, возможно, административный трибунал станет обязательной первой инстанцией. Только потом можно будет обращаться в суд.
Под административным трибуналом подразумевается межведомственная комиссия, состоящая из налоговиков, пожарников, представителей ГИБДД, таможенных органов и т. д. По мнению Антона Иванова, коллегиальное решение такого органа защитит компанию от предвзятости: ведь трибунал, по мнению судьи, будет свободен от защиты интересов какого-то одного ведомства. Кроме того, он подчеркнул, что трибуналы будут рассматривать дела в упрощенном порядке.
Опрошенные "УНП" юристы не разделяют оптимизма главы ВАС. "Даже в суде налогоплательщикам становится все сложнее отстаивать свои права. О какой уверенности в том, что решение, принимаемое заинтересованными ведомствами, будет объективным и независимым, может идти речь?" - удивляется Максим Трофимов, начальник юридического отдела ОАО МПК "Крекер". "Перенос огромного массива налоговых споров на рассмотрение межведомственного коллегиального органа отрицательно скажется на качестве решений. В результате они все так же будут оспариваться в арбитражном суде", - уверена юрист ЗАО "Юринформ В" Анна Миляева.
Тем не менее председатель экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов полагает, что административные трибуналы способны освободить суды от мелких (по меркам арбитража) споров и это пойдет на пользу и спорщикам, и судьям. "Сегодня арбитражные суды связаны процессуальными нормами, которые создавались для более сложных дел. Если будет разработана упрощенная процедура работы трибуналов, дела будут рассматриваться быстрее", - полагает он. Правда, эксперт уверен, что новый орган должен существовать в рамках судебной системы, раз ему предлагается передать полномочия судов.
*****************************************************************************
Главбухов ограничивают в зарплате
Инна Зубарева, корреспондент "УНП"
Зарплаты руководства компании, в том числе главного бухгалтера, не должны превышать пятикратного размера среднемесячной оплаты труда одного сотрудника фирмы. Такое изменение в статью 145 Трудового кодекса планирует внести группа депутатов Госдумы. Несмотря на то что на прошлой неделе рассмотрение документа не состоялось, как это было запланировано, авторы намерены добиваться принятия поправки.
Парламентарии уверены, что предлагаемая норма приведет к "сокращению социального расслоения". Как сообщил корреспонденту "УНП" один из авторов поправки депутат Госдумы Василий Тетерин, по данным Росстата, сегодня в России в среднем зарплата директора и главбуха в 26 раз больше, чем рядовых сотрудников. В то время как в развитых странах это соотношение семь - десять к одному. "Мы будем добиваться принятия закона, но, возможно, соотношение зарплат придется увеличить до десяти к одному", - подчеркнул Василий Тетерин.
Естественно, депутатская поправка вызывает массу вопросов. По мнению начальника юридического отдела ОАО "Ярославский полиграфический комбинат" Натальи Тубухиной, новая норма, вступи она в силу, не только никак не повлияет на благосостояние рядовых сотрудников, но и создаст новые предпосылки для сокрытия зарплат руководства от налогов. "Нововведение заставит компании платить нужную сумму в конверте", - полагает юрист.
Председатель мурманской территориальной организации профсоюзов работников водного транспорта Владимир Цветков уверен, что поправка ущемляет права коммерческих предприятий: "Такое решение неконституционно. Если оно будет принято, скорее всего Союз промышленников и предпринимателей России обратится в суд. Сегодня в финансируемых из федерального бюджета учреждениях зарплата руководства на законных основаниях может в 18 раз превышать оплату труда рядовых сотрудников. Получается, что прав у бюджетных учреждений больше".
Принудительное выравнивание зарплат не вызывает оптимизма и у чиновников. Как сообщил "УНП" главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в городе Москве Михаил Малюга, в нынешней ситуации при наличии "черной" зарплаты "эта поправка - очередная декларация".
*****************************************************************
Главбуха накажут за заметание следов
Илья Васильев, корреспондент "УНП"
В новом законе о бухучете необходимо прописать обязанности и ответственность главного бухгалтера в том случае, когда его мнение по поводу правомерности той или иной операции не совпадает с точкой зрения руководителя компании. Такое предложение на прошедшем на прошлой неделе VII Международном форуме бухгалтеров и аудиторов высказала первый заместитель председателя Центробанка Татьяна Парамонова.
Проект закона "Об официальном бухгалтерском учете" был подготовлен Минфином и размещен на сайте ведомства для обсуждения профессиональным сообществом в декабре прошлого года. Сегодня проходит его доработка специалистами Минфина и Центробанка. Как заметила Татьяна Парамонова, главный бухгалтер не может помешать руководителю компании осуществить какую-либо сомнительную операцию. Обязанность бухгалтера состоит в том, чтобы эта операция была правильно отражена в учете и отчетности. "Именно за неверное отражение подобной операции бухгалтер и должен нести ответственность", - уточнила первый заместитель председателя Центробанка.
**************************************************************
НДФЛ разделят без участия бухгалтеров
Андрей Крылов, корреспондент "УНП"
В трех регионах России может начаться налоговый эксперимент, от исхода которого зависит, придется ли перечислять удержанный с работников НДФЛ не по местонахождению работодателя, как сегодня, а по местожительству самих сотрудников.
Сегодняшний порядок стал причиной конфликтов между властями мегаполисов, таких как Москва и Петербург, и прилегающих областей. Многие жители этих регионов работают в двух столицах. Налог с их зарплаты поступает в бюджеты этих городов, что, разумеется, не нравится областным властям.
Восстановить справедливость должно перераспределение платежей. Вопрос в том, кто должен этим заниматься: работодатель или бюджет. До сих пор в качестве перспективного рассматривался первый вариант. По нему компания-работодатель должна перечислять НДФЛ в бюджеты по местожительству своих работников. Излишне объяснять, к чему это приведет на уровне бухгалтерий. Подмосковные власти, наиболее заинтересованные в решении проблемы, предложили щадящий для компаний второй способ.
Как полигон избраны Ленинградская, Московская и Тверская области. Мособлдума направила законопроект о проведении эксперимента в этих регионах в Правительство РФ. Как сообщили корреспонденту "УНП" в Мособлдуме, если эксперименту будет дан ход, порядок начисления и уплаты НДФЛ для компаний не изменится, а перераспределением налога займутся налоговые органы и федеральное казначейство.