Сегодня мы проводим интернет-конференцию на тему "Чего ждать бухгалтеру от нового закона о рекламе". На вопросы отвечают ведущие эксперты журнала "Расчет".
По-прежнему ли, после того как новый закон о рекламе вступит в силу, у налоговиков будет основание настаивать на том, что адресная рассылка не является рекламой, поскольку предназначена для определенного круга лиц? Спасибо.
Алексей Мирончиков
Действительно, со ссылкой на прежний закон о рекламе налоговые чиновники до сих пор отказывали в учете расходов на адресную рассылку рекламных материалов при налогообложении прибыли. Они утверждали, что, раз буклеты, каталоги, прайс-листы, бланки заказов, счета и т. д. фирма рассылает по конкретным адресам, нельзя сказать, что содержащаяся в них информация предназначена неопределенному кругу лиц. А если это не реклама, значит, не что иное, как обычная безвозмездная передача, расходы на которую запрещает учитывать при расчете налога на прибыль пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса (письмо Минфина от 24 апреля 2006 г. ≤ 03-03-04/1/390, письмо ФНС от 11 февраля 2005 г. ≤ 02-1-08/24@).
Новый закон ситуацию не исправляет. В каких случаях круг лиц можно считать неопределенным, законодатели не то чтобы четко перечислить, а даже намекнуть не потрудились. Поэтому база для претензий к списанию в расходы затрат на адресную рассылку у Минфина по-прежнему есть.
Опровергнуть его точку зрения можно так. Во-первых, определенному кругу лиц при адресной рассылке предназначена не информация, а всего лишь ее носители. Содержащаяся же в них информация предназначена любому, кто ее увидит, а это может быть не только адресат. Поэтому получившийся круг лиц все равно остается неопределенным. Иной будет ситуация, если адресно фирма будет распространять, к примеру, счета на оплату ее продукции (содержащие ее описание), в которые уже будут вписаны имя (название) адресата. Тогда уже нельзя утверждать, что информация в этом счете предназначена кому-то еще, помимо фигурирующего в нем человека или компании. Но в этом случае нет никакой безвозмездной передачи, а есть так называемая индивидуальная оферта (ст. 435 ГК). Расходы на нее можно учесть, как и другие прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).
Во-вторых, в новом законе появляется термин "адресат рекламы". Так, статья 18 закона разрешает распространять рекламу по сетям электросвязи (телефонной, факсимильной) только при условии предварительного согласия каждого адресата. Очевидно, для того, чтобы можно было получить согласие всех адресатов, которым направляется реклама, их круг должен быть заранее определен. Однако, несмотря на это, направляемую им информацию закон все равно называет рекламой и распространяет на нее свое действие.
У нас сеть магазинов, сейчас мы меняем их оформление и соответственно заказали новые вывески. Прежние мы в бухгалтерии учитывали как основные средства (каждая стоила больше 10 000 рублей, а новые - еще дороже). А тут прочли письмо Минфина от 5 апреля 2006 г. ≤ 03-03-04/1/322, где он со ссылкой на Закон "О рекламе" ≤ 108-ФЗ фактически приравнял вывеску к наружной рекламе. Воодушевившись, мы уже было решили списать стоимость каждой из новых вывесок в уменьшение налогооблагаемой прибыли целиком и сразу как расходы на рекламу. Но тут я услышала, что теперь у нас новый закон о рекламе. Меняет ли он что-нибудь в отношении признания вывесок рекламой? Заранее благодарю редакцию за ответ.
М. Ступаченкова
Новый закон прямо указывает, что вывески рекламой не являются (подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона от 13 марта 2006 г. ≤ 38-ФЗ). Однако вступает данное положение в силу только 1 июля 2006 года (п. 1 ст. 39 Закона ≤ 38-ФЗ). Если ваша фирма введет вывески в эксплуатацию после этой даты, придется учитывать их как основные средства и списывать их стоимость постепенно - через амортизацию. В ином случае вы можете поверить Минфину и списать в налоговом учете всю их стоимость (включая сумму затрат на установку) как расходы на наружную рекламу, входящие в состав прочих (п. 4 ст. 264 НК). Если налоговые инспекторы с этим не согласятся, письмо Минфина вас выручит. Если же они не согласятся и с Минфином, то оно, по крайней мере, избавит вашу фирму от штрафа, однако от взыскания насчитанных проверяющими недоимки и пеней уже не спасет. Поэтому обратите внимание, что вывод Минфина не соответствует устоявшейся судебной практике. Высший Арбитражный Суд еще семь с лишним лет назад признал, что "указание юридическим лицом своего наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой" (информационное письмо от 25 декабря 1998 г. ≤ 37).
Мы производим крепкие спиртные напитки. Для того чтобы иметь возможность рекламировать нашу фирму и продукцию, мы стали выпускать безалкогольные напитки с тем же названием, что и спиртные (например, "Вода медово-цитрусовая" вместо "Водка медово-цитрусовая"), и размещать наружную рекламу этих безалкогольных напитков. Но по новому закону о рекламе запрещено использование так называемых зонтичных брендов (например, когда под видом водки рекламируется питьевая вода с таким же названием). Можем ли мы списывать в целях налога на прибыль расходы на рекламу безалкогольных напитков? Ведь это тоже наша продукция и ее тоже нужно рекламировать, чтобы она продавалась?
Анна Иванцова, главный бухгалтер
В соответствии с Налоговым кодексом можно списывать расходы на рекламу, в том числе и безалкогольных напитков в целях расчета налога на прибыль (ст. 264 НК). Однако новый закон действительно запрещает рекламировать продукцию, реклама которой подпадает под какие-либо ограничения (табак, алкоголь), под видом других товаров, товарные знаки которых "схожи до степени смешения". Поэтому антимонопольный орган потребует у распространителя рекламы снять ее. В этом случае налоговые инспекторы откажутся признать данные расходы. Так как нельзя списать в целях расчета налога на прибыль затраты на рекламу, которая запрещена законом.
Мы размещаем рекламу услуг, которые оказывает наша фирма на банкомате, расположенном на улице (в виде наклейки). В новом Законе "О рекламе" (п. 1 ст. 19) сказано, что наружная реклама - это "реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло. и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта". Также в нем прописано, что рекламная конструкция должна использоваться только в целях распространения рекламы. Будет ли являться наша наклейка наружной рекламой (следовательно, нужно ли разрешение органа местного самоуправления муниципального района на ее размещение (п. 9 ст. 19 Закона "О рекламе")? Ведь банкомат не рекламная конструкция, которая используется только в целях распространения рекламы.
Елена, главный бухгалтер
Рекламу вашей фирмы на банкомате можно считать наружной рекламой. Так как ограничение, что конструкция должна использоваться "только в целях распространения рекламы", относится только к самой рекламной конструкции, а не к тому, на чем она размещена. Как видно из закона, наружная реклама - это некая конструкция, которая может размещаться, например, на зданиях, остановках. В вашем случае реклама изготовлена не в виде "конструкции", а в виде наклейки и размещена на банкомате - такой вариант прямо не прописан в законе. Но тем не менее ваша наклейка по своей сути подходит под определение "реклама", прописанное в Законе "О рекламе" от 13 марта 2006 г. ≤ 38-ФЗ, и место размещения позволяет классифицировать ее как наружную рекламу.
Я бухгалтер в салоне красоты. Наш салон, хоть и находится в центре города, но расположен во внутреннем дворике. Чтобы клиентам легче было нас найти, мы разместили свою фирменную вывеску на фасаде дома, во дворе которого работаем. Подскажите, пожалуйста, являются ли расходы на изготовление вывески расходами на рекламу, и подлежат ли они нормированию?
Лидия Истомина, г. Набережные Челны
В новом законе о рекламе четко определено, что рекламой не является (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. ≤ 38-ФЗ). В частности, нельзя считать рекламой вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Поэтому расходы на изготовление вывески в налоговом учете расходами на рекламу не признаются. И нормировать их соответственно не нужно. Тем не менее это расходы экономически оправданные, направленные на получение дохода, поэтому налогооблагаемую базу по прибыли они уменьшают.
У нас несколько летних кафе в городских парках. Над столиками мы устанавливаем уличные зонтики, купола которых оформлены рекламными логотипами компаний - производителей пива. Должны ли мы получать разрешение на распространение наружной рекламы?
Петр Коньков, г. Лобня
Нет, не должны. Новый закон о рекламе не требует получать разрешения, если наружная реклама размещена на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли и, наконец, уличных зонтиках. Это как раз ваш случай.
Я ознакомилась с новым законом о рекламе, и у меня возник вопрос. В статье 2 закона указано, что он не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. И этим же законом (п. 11 ст. 28) предусмотрено, что реклама, связанная с привлечением и использованием ЖНК денег граждан на приобретение жилых помещений, должна содержать информацию о порядке покрытия членами ЖНК понесенных им убытков, сведения о включении ЖНК в реестр ЖНК, адрес сайта.
Получается, что мы обязаны при рекламе нашего ЖНК указывать эти сведения. Но на эти сведения Закон "О рекламе" не распространяется, следовательно, и рекламой такая информация не является. Затраты в части размещения этой информации мы тоже не может включить в расходы. Так ли это?
Людмила М., г. Воронеж
Думаем, вы ошибаетесь. Ведь в пункте 11 статьи 28 Закона "О рекламе" не указано, что обязательная информация о ЖНК не является рекламой. Напротив, данный пункт подчеркивает, что реклама, связанная с деятельностью ЖНК, должна содержать определенную информацию. Требования к содержанию определенной информации касаются не только ЖНК, но и ценных бумаг (ст. 29), лекарственных средств (ст. 24) и других объектов рекламы. Поэтому затраты на рекламу в части обязательной информации вы вправе включать в расходы по пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса.
Наша компания покупает автомобили, а затем наносит на них товарный знак и название нашей компании. Эти автомобили служебные. Является ли рекламными расходами нанесение товарного знака и названия нашей фирмы на машины с точки зрения нового закона о рекламе?
Наталия, г. Челябинск
Согласно пункту 4 статьи 20 нового Закона "О рекламе" (вступает в силу с 1 июля 2006 года), размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. Следовательно, ваши затраты не могут включаться в расходы на рекламу, предусмотренные пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса.
Изменится ли по новому закону понятие "реклама"?
Оксана
В действующей редакции закона понятие рекламы определено как "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. ≤ 108-ФЗ).
В новом законе некоторые слова исключили, оставив только "реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке" (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. ≤ 38-ФЗ). Как видим, определение расширили, но принципиально не изменили.
Появилось ли четкое определение, делящее информацию на "рекламную" и "нерекламную"?
Михаил, главный бухгалтер, г. Пермь
Четкого определения "не рекламы" в новом законе нет. Однако введена новая статья, в которой прописано, на какие виды информации действие закона не распространяется. Так, например, не признают рекламой обязательную информацию, которую фирма должна сообщить потребителю в соответствии с федеральным законом (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона ≤ 38-ФЗ). Эта информация прописана в Законе "О защите прав потребителя" от 7 февраля 1992 г. ≤ 2300-1. Она включает в себя сведения об изготовителе, продавце, режиме работы, товарах. Обязательная же информация о товаре, к примеру, включает в себя его название, основные потребительские свойства, цену, гарантийный срок, правила эффективного и безопасного использования (п. 2 ст. 10 Закона ≤ 2300-1). А если затраты нельзя признать рекламными, расходы на информирование покупателей можно учитывать для целей налогообложения, например, по пункту 49 статьи 264 Налогового кодекса без ограничения.
Еще, например, по новому закону не считаются рекламой вывески и указатели, которые не содержат рекламной информации. Более подробный перечень "не рекламы" можно посмотреть в пункте 2 статьи 2 Закона ≤ 38-ФЗ.
Сколько нужно хранить договоры на размещение рекламы? В новом законе указано - год с даты последнего выхода.
Мария, г. Благовещенск
По действующей редакции закона о рекламе, рекламные материалы и их копии нужно хранить в течение года со дня последнего распространения (ст. 21 Закона ≤ 108-ФЗ).
В новом законе этот срок сохранен и введено дополнение. Так, фирмы обязаны хранить договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего выхода рекламы, если другой срок не предусмотрен законодательством (ст. 12 Закона ≤ 38-ФЗ). Например, по требованию Закона "О бухгалтерском учете", фирма должна хранить документы не менее пяти лет (ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ). А нормы, прописанные в Налоговом кодексе, обязывают хранить документы, подтверждающие расходы в налоговом учете, в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Так что бухгалтеру для определения сроков хранения придется руководствоваться прежними нормами.
Тема нашей следующей конференции - "Ремонтные расходы". На ваши вопросы ответят ведущие эксперты журнала "Практическая бухгалтерия". Конференция состоится на сайте www.buhnews.ru 8 июня. Вопросы вы можете присылать на электронный адрес: market@buhnews.ru