Физическому лицу проданы основные средства. Оплата произведена векселями. Уплачивается ли в этом случае налог с продаж? В соответствии со ст. 2, 4 Федерального закона от 27.11.2001 г. ≤ 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с 1 января 2002 г. вступила в силу глава 27 НК РФ "Налог с продаж". Объектом обложения налогом с продаж согласно ст. 349 НК РФ признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Таким образом, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги) с 1 января 2002 г. не признается объектом обложения налогом с продаж. Статьей 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. Причем под термином "товар" понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Согласно гражданскому законодательству вексель относится к ценным бумагам и удостоверяет ничем не обусловленные обязательства векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю. Использование собственного векселя при расчетах за отгруженные товары (выдача векселя покупателем поставщику в оплату за поставленный товар) не может признаваться расчетом с точки зрения налоговых отношений, поскольку дебиторская задолженность поставщика не погашается, а производится отсрочка платежа, оформленная векселем. В данном случае объекта обложения налогом с продаж не возникает. Если же покупатель - физическое лицо расплачивается векселем третьего лица, то согласно ст.К309 НК РФ к продаже за наличный расчет передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги) не приравнивается. Таким образом, при передаче покупателем - физическим лицом в обмен на поставленные товары (работы, услуги) векселя третьего лица данный вексель рассматривается как ценная бумага на основании ст. 143 ГК РФ и имущество согласно ст. 128 ГК РФ, а следовательно, товар в соответствии со ст.К38 НК РФ. Поскольку при расчетах векселем третьего лица право собственности на вексель переходит от покупателя к поставщику товаров (работ, услуг) согласно ст. 223 ГК РФ, то при поставке населению товаров (работ, услуг) в обмен на вексель третьего лица налога с продаж не возникает.
В каких случаях банки должны сообщать о платежах клиентов в налоговые или иные органы и на основании каких законодательных документов? C 1 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2000 г. ≤ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, которую обеспечивает создание правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Согласно названному документу обязательному контролю подлежат не все операции, которые могут казаться подозрительными, а только те, которые удовлетворяют двум требованиям: 1) сумма операции должна быть не менее 600К000 рублей; 2) сама операция должна относиться к ограниченному перечню операций, указанному в Законе. Это операции, осуществляемые: - наличными; - лицами, имеющими отношение к оффшорным зонам; - в отношении анонимных клиентов; - с движимым имуществом: - помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); - переводы денежных средств, производимые некредитными организациями по поручению клиента. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2001 г. ≤ 1263 создается Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), который уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж издано Указание ЦБ РФ от 12.02.99 г. ≤ 500-У. Согласно п.1.1 данного документа банк, через который юридическим лицом - резидентом (далее - клиент) осуществляются валютные операции, обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Клиенты уполномоченного банка обязаны представить в обслуживающий их банк необходимые документы до осуществления валютных операций. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих один из следующих признаков: - в договоре (контракте) не предусмотрены уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и обеспечение ими исполнения своих обязательств; в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), перечень которых установлен в Приложении ≤ 1 к данному Указанию; - в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (работы, услуги, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 000 долларов США; - в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20% от основной суммы кредита (займа); - по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса); - получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); - договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает трех месяцев.
Куда при командировках следует отнести НДС, если отсутствует счет-фактура, а в счете гостиницы он выделен отдельной строкой? При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры (п. 3 ст.К168 НК РФ). Если покупателем-налогоплательщиком были приобретены товары (работы, услуги) для осуществления операций, облагаемых НДС, сумма НДС, уплаченная продавцу, подлежит вычету в порядке, предусмотренном ст. 171-172 НК РФ. Указанные принципы распространяются и на ситуации, когда организация - плательщик НДС приобретает услуги через своих работников, находящихся в служебных командировках. В связи с тем что с 1 июля 2002 г., то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 г. ≤ 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", из ст. 171 НК РФ порядок расчета суммы налога, подлежащей вычету, с применением расчетной налоговой ставки был исключен, выделение НДС в документах по расходам за гостиничные услуги для обоснования права на применение налогового вычета становится обязательным и, по мнению налоговых органов, также становится обязательным наличие счета-фактуры. Данная позиция МНС России изложена в п.К42 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МРС России от 20.12.2002 г. ≤ БГ-3-03/447, где разъясняется, что основанием для налогового вычета "входного" НДС является обязательное наличие счета-фактуы и расчетных документов (в том числе кассового чека или бланка строгой отчетности), подтверждающих фактическую уплату суммы НДС, указанной в счете-фактуре. Таким образом, для включения в налоговые вычеты сумм налога по указанным расходам налогоплательщик обязан иметь документы, подтверждающие осуществление этих расходов, с суммами налога, выделенными отдельной строкой. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 19 ст. 270 НК РФ не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ покупателю (приобретателю) товаров (услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В то же время согласно ст. 170 НК РФ в расходы включаются суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в том случае, если ценности используются в осуществлении операций, освобожденных от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), а также при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых согласно ст. 147, 148 НК РФ не признается территория РФ. Таким образом, невозмещенный "входной" НДС по причине отсутствия счета-фактуры поставщика не подпадает под действие ст. 170 НК РФ и, соответственно, не может включаться в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Согласно позиции налоговых органов выделенную сумму НДС (Дт 19 Кт 76) следует списывать при отсутствии счета-фактуры за счет расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли: Дт 91/субсчет "Затраты, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль" Кт 19. Однако есть и другая точка зрения. Согласно п.К7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании: - счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); - документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; - документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, - либо иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ. То есть при буквальном прочтении ст. 171, 172 НК РФ при наличии иных документов, подтверждающих уплату НДС, наличие счета-фактуры для предоставления вычета по расходам на командировки необязательно. Однако в связи с обязательным выполнем нижестоящими налоговыми органами Методических рекомендаций МНС России по исчислению и уплате НДС при принятии организацией к вычету НДС по гостиничным услугам без наличия счета-фактуры налогоплательщикам следует быть готовыми отстаивать свою позицию в суде. Для устранения возможных налоговых споров при оплате счетов по гостиничным услугам при командировках и учете НДС, по нашему мнению, необходимо: - либо получать от продавца счет-фактуру (вместе с чеком ККМ или счетом за проживание в гостинице с выделенной отдельной строкой суммой НДС), тем более что в Письме Минфина России от 16.05.2002 г. ≤ 04-03-18/33 разъяснено, что розничному продавцу не запрещается одновременно с чеком ККМ выписывать счета-фактуры; - либо получать чек ККМ и счет без выделенной в нем суммы НДС, что позволяет отнести всю сумму на затраты организации при выполнении положений ст. 252 НК РФ в соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Возможен переход на безналичный расчет, который также позволяет оптимизировать расчеты по НДС.
Каков порядок отнесения в бухгалтерском и налоговом учете торговой организации продуктов питания, приобретаемых для встреч представителей других организаций? Можно ли продукты списывать на расходы, минуя счет 10 "Материалы"? Согласно подпункту 22 п. 1 ст. 264 НК РФ на расходы для целей исчисления налога на прибыль относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. К представительским расходам, в частности, относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров. Таким образом, расходы на приобретение продуктов питания для приема в офисе относятся на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций вне зависимости от периодичности проведения приемов. Однако следует учитывать, что согласно п. 2 ст.К264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Бухгалтерский учет приобретения продуктов питания Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. ≤ 44н, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов среди прочих принимаются активы, используемые для управленческих нужд организации. Продукты питания относятся к материальным ценностям и используются для управленческих нужд организации. Следовательно, приобретение продуктов питания должно отражаться с использованием счета учета материальных ценностей. По нашему мнению, продукты питания должны приходоваться по дебету счета 10 "Материалы" на отдельном субсчете. В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Учет продуктов питания целесообразно вести с указанием наименования (вида) продукта и количества. В организации должен быть налажен документальный учет продуктов. Для документального отражения прихода на склад организации продуктов питания используется форма М-4 "Приходный ордер", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. ≤ 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации". Обращаем внимание, что списание продуктов питания без использования счета 10 "Материалы" может привести к искажению базы по налогу на имущество предприятий.
Отражение в бухгалтерском и налоговом учете списания продуктов питания Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. ≤ 94н, для отражения представительских расходов в торговых организациях может быть использован счет 44 "Расходы на продажу". Таким образом, при списании продуктов питания со склада непосредственно для представительских целей стоимость продуктов списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 44 "Расходы на продажу". Согласно ст. 252 НК РФ расходами для целей обложения налогом на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конкретный порядок документального оформления представительских расходов законодательством не определен. Как правило, в организациях на списание представительских расходов составляются акты в произвольной форме с указанием использованных на эти нужды товаров, работ, услуг, их стоимости и количества. Акт подписывается руководителем или другим должностным лицом, назначенным руководителем для этих целей. Что касается периодичности составления актов на списание представительских расходов, то каких-либо требований также не установлено. Для целей налогового учета согласно подпункту 5 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета. Если дата списания сумм с подотчетника и дата списания стоимости продуктов на затраты совпадают, бухгалтерский и налоговый учет представительских расходов также совпадают: расходы будут отражены на дату утверждения авансового отчета. Акт на списание продуктов как первичный документ на списание материальных ценностей со склада также, по нашему мнению, может составляться на дату списания стоимости продуктов на затраты (дату утверждения авансового отчета).
|
|