Для расчета ЕНВД площадь торгового зала определяется по данным инвентаризационных и правоустанавливающих документов. А что делать, если помещение и вовсе не соответствует понятиям "магазин" или "павильон"?
Торговля со склада
Фирмам, которые предполагают арендовать несколько помещений для розничной торговли, будет интересно письмо Минфина от 14 апреля 2006 г. ≤ 03-11-04/3/200. В нем рассмотрена ситуация, когда площадь каждого из торговых мест в отдельности не превышает 150 кв. м, а здание, в котором они расположены, согласно инвентаризационным документам, является складом подсобного блока.
Розничная торговля с использованием зала площадью не более 150 кв. м в Налоговом кодексе отнесена к видам деятельности, подпадающим под ЕНВД. Однако в кодексе указано, что "вмененными" являются розничные продажи через магазины и павильоны. Никаких оговорок для случаев использования зданий (помещений) с иным статусом в нем не предусмотрено.
Финансисты считают, что применение ЕНВД возможно, если в здании склада часть площадей обособлена от остальных помещений и оборудована для ведения торговли: оформлены витрины, установлен кассовый аппарат и обеспечен процесс обслуживания покупателей. Таким образом, эту часть здания следует относить к стационарной торговой сети, "имеющей торговые залы". Поскольку именно указанные помещения фирма намеревается арендовать для розничных продаж, ей предстоит платить ЕНВД, используя физический показатель "площадь торгового зала", конечно, если она не превысит 150 кв. м.
С подсчетом данного показателя также есть неясность, отмечают эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера". Если для аренды под розницу намечены два помещения в одном здании, то надо ли суммировать площадь по ним, или же каждый торговый зал учитывается отдельно? Отвечая на данный вопрос, финансисты подтвердили свою устоявшуюся позицию. Определяющее значение в данной ситуации будет иметь порядок оформления правоустанавливающих документов. Если договоры аренды оформлены на каждое помещение в отдельности и в каждом установлен кассовый аппарат, то их следует рассматривать как самостоятельные объекты торговли и решать вопрос о необходимости перехода на уплату ЕНВД по каждому из них (см., например, письмо Минфина от 16 марта 2005 г. ≤ 03-03-02-04/1/74).
При этом, если площадь арендуемого торгового зала в инвентаризационном документе не разделена, и фактически не эксплуатируется раздельно (например, тогда, когда в помещении установлен один кассовый аппарат), то даже наличие нескольких правоустанавливающих документов на данное помещение не дает права учитывать площадь по частям (письмо Минфина от 31 января 2006 г. ≤ 03-11-04/3/51).
Переоборудовал здание? Проведи инвентаризацию!
Не остался без ответа и вопрос выбора физического показателя для расчета ЕНВД предпринимателями, ведущими розничную торговлю в собственных зданиях, назначение которых опять-таки не соответствует понятиям "магазин" или "павильон" (ст. 346.27 НК), хотя помещения оснащены специальным оборудованием для торговли в розницу (витрины, кассовые аппараты). Эти признаки, как указали работники Минфина (письмо от 24 апреля 2006 г. ≤ 03-11-05/109), позволяют отнести здания к объектам, имеющим торговые залы (магазинам, павильонам).
Правда, предприниматели пытаются апеллировать к тому, что ни в правоустанавливающих документах, ни в экспликациях помещений не выделена площадь торгового зала. Следовательно, единственно возможным физическим показателем для расчета ЕНВД является торговое место. Однако подобный ход рассуждений является ошибочным, и вот почему.
Каждый объект капитального строительства в обязательном порядке подлежит первичной технической инвентаризации (с оформлением технического паспорта здания). Все изменения, которые происходят с объектом после первичной инвентаризации, должны быть отражены в техпаспорте. С этой целью не реже одного раза в пять лет нужно проводить плановую техническую инвентаризацию (постановление правительства от 4 декабря 2000 г. ≤ 921).
Таким образом, как указали финансисты, после переоборудования зданий для ведения торговли предприниматели обязаны были обратиться к представителям Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для проведения плановой инвентаризации помещений. Данная процедура позволила бы внести изменения в технические паспорта, выделив торговые площади и отразив тем самым реальное положение дел по фактическому использованию зданий. В свою очередь сведения о площади торгового зала, зафиксированные в инвентаризационных документах, и будут являться физическим показателем для расчета каждым из предпринимателей "вмененного" налога.