Сегодня мы проводим интернет-конференцию на тему "Ремонтные расходы". На вопросы отвечают ведущие эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".
Нужно ли начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ, если фирма выполнила реконструкцию своими силами?
Екатерина Голышева, бухгалтер
Да нужно. При этом важно различать такие виды СМР, как реконструкция и ремонт, поскольку при проведении текущего ремонта начислять НДС не следует. В результате реконструкции изменяются качественные характеристики объекта (повышается производительность, мощность основного средства, изменяются его функциональное значение), а после ремонта качественные показатели основного средства остаются прежними.
Какие расходы нужно учитывать при расчете налоговой базы по НДС при строительно-монтажных работах?
Дмитрий Макаров
В расчет налоговой базы по НДС входят все фактические расходы, связанные с СМР (п. 2 ст. 159 НК). Это . зарплата рабочих, занятых реконструкцией или дооборудованием, ЕСН, стоимость материалов, инструментов и т. п.
Включаются ли в базу при расчете НДС по СМР работы, выполненные подрядчиками?
Владимир Семенович Гудков, главный бухгалтер
На этот вопрос чиновники отвечают положительно (письмо Минфина от 16 января 2006 г. ≤ 03-04-15/01). Они ссылаются на постановление Росстата от 3 ноября 2004 г. ≤ 50, в котором сказано, что к СМР, выполненным хозспособом, относятся работы подрядчиков. Однако фирма может сослаться на инструкцию, утвержденную постановлением Госкомстата от 3 октября 1996 г. ≤ 123. В пункте 11.14 сказано, что к СМР, выполненным хозспособом, не относят те, что выполнены подрядчиками. Надо сказать, что арбитры ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18 февраля 2005 г. ≤ А56-19358/04 отметили, что выполнение СМР подрядной организацией не приводит к возникновению объекта налогообложения по НДС.
Как с 2006 года изменился порядок начисления НДС при выполнении СМР?
Ольга Воронцова
Теперь моментом определения налоговой базы является последний день каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК). Раньше налог начисляли в день принятия на учет построенного объекта.
НДС, начисленный со стоимости СМР, можно принять к вычету после того, как фирма фактически уплатит в бюджет сумму налога, рассчитанную в соответствии с правилами статьи 173 Налогового кодекса. В ней сказано, что величина НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, уменьшенная на величину вычетов. Таким образом, чтобы возместить сумму НДС, начисленную на стоимость СМР, компания должна сначала перечислить эту сумму в бюджет в составе общей величины налога, подлежащей уплате в бюджет по декларации за соответствующий период.
Кроме того, с 1 января 2006 года по оприходованным материалам вычет можно получить по мере того как затраты будут отражены в учете (п. 5 ст. 172 НК).
Как учесть расходы на ремонт основных средств для целей налогообложения?
Анастасия Лебедева, помощник бухгалтера
Для целей налогообложения прибыли Налоговый кодекс признает расходы на ремонт основных средств, в том числе и арендованных (ст. 260 НК). Но в отношении ремонта "чужого" имущества действует еще и правило статьи 616 Гражданского кодекса. Если стороны не договорись по-своему, текущий ремонт и обслуживание проводят за счет арендатора, а капитальный ремонт . это забота собственника (арендодателя).
Можно ли учитывать расходы на проведение модернизации основного средства при расчете налога на прибыль, если срок проведения работ превышает год?
Татьяна Бурко, бухгалтер
Нет, нельзя. Таково требование пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса, где сказано, что основные средства, которые находятся на реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, должны быть исключены из состава амортизируемого имущества. Впрочем, это ограничение можно обойти, если работы выполняются поэтапно с небольшими перерывами. Однако у компании должны быть на руках подтверждающие документы: например, договор с подрядной организацией, предусматривающий поэтапное выполнение работ, акты приемки-передачи работ по каждому этапу и т. п.
Как отразить в бухгалтерском учете затраты на поддержание основных средств в исправном состоянии?
Юлия Соловей
В бухгалтерском учете такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Их можно отражать сразу на счетах издержек производства в том периоде, когда они были произведены, или отнести на расходы будущих периодов.
Есть ли нормативные акты, которые разъясняют отличие капитального ремонта автомобиля от текущего?
Евгений Витальевич Коновалов
Финансовое ведомство считает, что это прерогатива инженерных служб самой организации (письмо Минфина от 14 января 2004 г. ≤ 14-00-14/10). Именно технические специалисты фирмы должны подготовить внутренний нормативный акт о порядке проведения планово-предупредительного ремонта (далее . Положение) и указать в нем, что будет считаться капитальным ремонтом, а что . текущим. Составляя такой документ можно ориентироваться на "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". Оно утверждено Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г. Наличие разработанного Положения дает фирме шанс обезопасить себя от налоговых споров по "ремонтным" вопросам.
Следует ли создавать резерв расходов на ремонт основных средств?
Никита Воронин, бухгалтер
Как правило, создание резерва бывает необходимо, чтобы исключить единовременное списание серьезных сумм на себестоимость. О создании резерва необходимо сделать запись в учетной политике.
Сумма резерва зависит от сметной стоимости предстоящего ремонта и графика его проведения. При этом максимальный размер не должен превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года. Для того чтобы определить норматив ежемесячных отчислений, нужно разделить предельную сумму резерва на совокупную стоимость (первоначальную или восстановительную) амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, и взять одну двенадцатую этой величины (п. 2 ст. 324 НК).
Как поступить в том случае, если созданного запаса не хватило, чтобы покрыть все затраты на ремонт, или же, наоборот, за год не удалось использовать всю сумму резерва на ремонт основных средств?
Николай Воропаев
Если суммы созданного резерва не хватило на ремонт, разницу списывают на счета издержек производства и относят в состав прочих расходов в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль. Если же по результатам года часть резерва осталась неиспользованной, то в бухгалтерском учете свободный остаток восстанавливают сторнировочной записью, а в налоговом . включают его в состав внереализационных доходов.
У меня такая ситуация. Сметная стоимость ремонта значительно превышает предельную сумму резерва и за один год накопить достаточную сумму нельзя. Как быть в этом случае?
Наталья Константиновна Кривольская
Фирма может заявить в учетной политике о создании более длительного резерва. При этом бухгалтеру надо быть готовым к вопросу о разграничении резерва на ремонт текущего года и года будущего. Ведь они имеют разную налоговую "судьбу". Остаток второго резерва не надо включать в состав внереализационных доходов в конце отчетного налогового периода. Он перейдет на следующий год.
Тема нашей следующей конференции . "Особенности реорганизации юридических лиц". На ваши вопросы ответят ведущие эксперты журнала "Федерального агентства финансовой информации". Конференция состоится на сайте www.buhnews.ru 15 июня. Вопросы вы можете присылать на электронный адрес: market@buhnews.ru