В статье "Новая глава Налогового кодекса: упрощенная система налогообложения" ("ПБ" ≤ 10/02, стр. 39-41) нам показалось, что в разобранном примере разница между общими суммами налогов при системе "6% с дохода" и при системе "15% с разницы между доходами и расходами" несколько великовата. Просим прокомментировать. ЗАО "П" (г. Кострома)
Действительно, при разборе схемы автором допущена неточность. А именно, не учтена возможность (частичного) зачета взноса в ПФР в счет уплаты единого налога. Следовало рассуждать (в числовых данных примера) следующим образом.
Сумма единого налога составит:
1500000 * 6% = 90000 руб.
Размер взносов в ПФР с заработной платы работников:
300000 * 14% = 42000 руб.
Максимальная сумма взноса в ПФР, которая может быть зачтена в счет уплаты единого налога:
90000 : 2 = 45000 руб.
Сумма взноса в ПФР, которая засчитывается в счет уплаты единого налога (меньшая из двух при-веденных непосредственно выше величин) - 42000 руб.
Общая сумма налогов, которую предстоит заплатить - 90000 руб.
Таким образом, разница в результатах между двумя схемами в конкретных числовых данных разобранного примера оказывается совсем незначительной.
Просим дать разъяснения по статье Д.Б. Квитко "Новая глава Налогового кодекса: упрощённая система налогообложения (далее - УСН)" ("ПБ" ≤ 10/02, с. 39). Что относится к расходам? В примере показана только заработная плата и 14% ПФР. ЗАО "М" (Белгородская обл.)
К великому сожалению, в модельном при-мере в составе расходов показаны не только заработная плата и взнос в ПФР, но и стоимость товара (включая НДС).
Все допустимые статьи расходов перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Стоимость товара в этот перечень не входит, а НДС на стоимость товара входит. Шансы на то, что положение в этом плане улучшится, с каждым днем становятся все сомнительнее.
В целом круг расходов, принимаемых в УСН, более узок, чем в главе 25 НК РФ. Иначе можно было бы просто интерпретировать режим УСН как налог на прибыль по кассовому методу и по льготной ставке 15% плюс освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, плюс освобождение от НСП, налога на имущество и части ЕСН. Дьявол, как известно, кроется в деталях. По-видимому, различия в составе расходов для налога на прибыль и для УСН будут выявляться и осознаваться постепенно. Сделать сразу исчерпывающий обзор этих различий мы не беремся.
Если предприятие занимается неcколькими видами деятельности, в том числе: розничная торговля, общепит, оптовая торговля, хлебопечение, кондитерское производство, услуги, то может ли оно на розничную торговлю и общепит применять ЕНВД, а по остальным видам деятельности применять упрощенную систему налогообложения? ДЦРС ст. Беркакит
Может ли наше предприятие применить УСН с 2003 года, если в организации менее 100 чел. Стоимость амортизируемого имущества ме-нее 100 млн. руб. но часть предприятия - один цех (автотранспорт) переведён на ЕНВД? ОАО "П" (Ярославская обл.)
Как видно из появившихся комментариев, норму пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ: "Не вправе применять упрощенную систему налогообложения . организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса" - представители налоговых органов склонны толковать по принципу "ложка дегтя портит бочку меда". Иными словами, наличие у многопрофильной организации хотя бы одного вида деятельности, переведенного на ЕНВД, препятствует ее переводу в целом на УСН. А перевод на УСН отдельных видов деятельности, дескать, не предусмотрен.
Мы не видим возможности оспаривать эту позицию. У Вас есть тактический выход - использовать более 20 автомобилей. Это обстоятельство будет препятствием для перевода на ЕНВД.
Применение УСН предусматривает замену единого социального налога. Как будут оплачиваться пособия по временной нетрудоспособности и пособия по уходу за ребёнком до 3-х лет? ООО "В" (Брянская обл.)
На аналогичный вопрос мы отвечали в "ПБ" ≤ 7/02 стр. 62 - 63. Сейчас коротко повторим основные тезисы и дополним их с учетом новых моментов правового регулирования.
Существует благоприятная для работодателей арбитражная практика (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.01 ≤ 9691/00). Полагаем, что оснований для изменения правовой позиции арбитражных судов не существует, и попрежнему, выплатив работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии со ст. 183 ТрК РФ, работодатель будет иметь право на возмещение израсходованных сумм за счет средств ФСС.
В отличие от ч. 2 ст. 237 КЗоТ РФ, где явно говорилось, что "неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования", в новом Трудовом кодексе от 30.12.01 ≤ 197-ФЗ подобная категоричная формулировка отсутствует. Однако, попрежнему, отсутствует норма, исключающая обеспечение пособиями в случаях, когда по закону работодатели освобождаются от уплаты взносов в ФСС РФ.
Согласно ст. 22 ТрК РФ работодатель обязан "осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами". Таким образом, он имеет право и обязан вставать на учет как страхователь безотносительно к обязанностям перечислять определенные суммы в ФСС РФ.
Наконец, в ст. 346.22 НК РФ сказано, что "суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондовв соответствии с бюджетным законодательством РФ". Таким образом, нельзя утверждать, что от налогоплательщика, перешедшего на УСН, в ФСС РФ ничего заведомо не перепадает.
С 01.01.2003 наша организация, занимающаяся розничной торговлей, переходит на УСН. Должны ли мы заплатить НДС по остаткам товаров, которые будут реализованы в 2003 году? Каким образом поступить с остатками на дебете счета 19 по неоплаченным товарам? ООО "Р" (Московская обл.)
В самой ст. 346.25 НК РФ, посвященной пе-реходным процессам в связи с переходом на УСН или отказом от нее, об НДС не сказано ничего.
Наверняка налоговые органы будут настаи-вать на восстановлении сумм входного НДС, ранее предъявленных к вычету, ссылаясь на нормы п.п. 2, 3 ст. 170 НК РФ в современной редакции, которые в препарированном виде формулируются следующим образом:
"Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров в случаях приобретения товаров, используемых для операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). В случае принятия налогоплательщиком вышеуказанных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет".
Сомневаемся, что Вы будете пытаться использовать имеющиеся лазейки в формулировках статей главы 21 НК РФ и оспаривать вышеизложенную позицию.
Другое дело, что, пока не решен вопрос о включении стоимости товаров (без НДС) в состав расходов при применении схемы "15% от доходов, уменьшенных на расходы" и не прошли поправки, разрешающие налогоплательщикам, перешедшим на УСН, не вести обычный бухгалтерский учет, трудно обсуждать правильность тех или иных проводок. Мы рекомендуем на первых порах произвести восстановление входного НДС проводкой Д19 К68 и не спешить с присоединением остатков на счете 19 к остаткам на счете 41.
Если же Вы, что более вероятно, выбрали схему "6% от дохода", то последние проблемы вас не касаются.
При переходе на новый План счетов мы в январе 2002 года перевели МБП, которые находились в эксплуатации, стоимостью до 2 тыс. руб. и сроком полезного использования свыше года, в основные средства, и остаточную стоимость одновременно списали на затраты производства (сохранив количественный учёт).
Принимая во внимание изменения в п. 18 ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 18.05.2002 ≤ 45н) в июне 2002 года мы досписали основные средства стоимостью до 10 тыс. руб., которые на 01.01.2002 значились как МБП.
Налоговая инспекция указала, что мы не имели права на списание малоценных основных средств ни стоимостью до 2 тыс. руб., ни стоимостью от 2 до 10 тыс. руб. Это касается только тех основных средств, которые приобретены в 2002 г.
Если продолжать начислять амортизацию, как учитывать, что эти МОС приобретены до 2002 года или в 2002 году? ООО "Н" (г. Белгород)
Ситуацию с "малоценными" основными средствами в целом мы раскрыли в статье "Работа над ошибками - 2002." в данном номере "ПБ". Со "сверхмалоценными" ОС (стоимостью до 2 тыс. руб.) ситуация аналогична, с той разницей, что возможность списывать их стоимость на издержки единовременно была установлена в 2000 году. Но это касалось только объектов, введенных в эксплуатацию после 01.01.2000, и делаться списание должно было в момент ввода в эксплуатацию.
Полагаем, что сейчас невозможно безболезненно вернуться на 2 - 3 года назад и сделать исправительные проводки, а также уточненные налоговые расчеты, тем более, что единовременное списание "сверхмалоценных" ОС - право, но не обязанность организации.
Значит, соответствующие пересчеты нельзя даже выдать за исправление ошибок.
Наше предприятие приобрело нежилое помещение под магазин. Затраты по оформлению и по охране этого помещения собирались на счёте 97 "Расходы будущих периодов". После государственной регистрации объекта и перевода на счёт 01 "Основные средства" можно ли возместить НДС из бюджета? Как списать на себестоимость затраты по охране магазина и можно ли их списать единовременно? ЗАО "Р" (г. Брянск)
Затраты по оформлению следовало относить на счет 08. После государственной регистрации и перевода на счет 01 соответствующие суммы НДС (если они были) можно поставить к вычету.
Затраты по охране помещения следовало, по нашему мнению, сразу относить на расходы, формируя убыток. Мы не видим в них капитализируемых затрат. Входной НДС по услугам охраны можно было, на наш взгляд, ставить к вычету сразу по мере их оказания и оплаты. Вместе с тем, вполне осознаем, что со стороны налоговых органов может быть неприятие такого вывода.
Наша организация по всем параметрам, перечисленным в главе 26.2 НК РФ, может применить УСН. Но у нас имеется структурное подразделение, которое не имеет статуса юриди-ческого лица, не имеет отдельного баланса, рассматривается нами как один из цехов. Наш адрес - г. Смоленск, а участок (или) цех расположен в г. Дорогобуже Смоленской области. В пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ сказано, что организации, имеющие филиалы и представительства, не могут применять "упрощёнку". Мы хотели бы получить разъяснение по этому вопросу независимого консультанта: что понимается под филиалами (представительствами)? ОАО "Ц" (г. Смоленск)
Под филиалами и представительствами в главе 26.2 НК РФ понимается, на наш взгляд, именно то, что определено в ст. 55 ГК РФ:
"1. Представительством является обо-собленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства".
Кстати, в появившихся уже комментариях представители налоговых органов и не настаивают, чтобы выражение "филиалы (представительства)" понималось иносказательно, то есть фактически подразумевалось бы "обособленное подразделение" в смысле п. 2 ст. 11 НК РФ. В п. 3 ст. 55 ГК РФ оговорено, что "представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах соз-давшего их юридического лица". Это не означает, конечно, что, не указав цех в г. Дорогобуже в качестве филиала или представительства в своем уставе, Вы автоматически фиксируете отсутствие препятствия для перехода на УСН. Ведь сведения о фактически существующем филиале (представительстве) могли быть не включены в устав по разным причинам, самая простая из которых - небрежность.
Поэтому нужно исходить из содержательных признаков. Необходимым признаком представительства (и, тем более, филиала) является наличие "отдельного выхода во внешний мир": контрагенты могут вступать в юридический контакт (переговоры, заключение сделок) не только с головным подразделением, но и с представительством, в лице, напри-мер, его руководителя, действующего на основании доверенности. Если же цех, находясь на отдалении, выполняет только отдельные производственные функции для организации в целом, то он не образует представительство (филиал).