Saldo.ru

Публикации

07 декабря 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Е.А. Шаронова, M.А. Пархачева
Консалтинговая группа "Экон-Профи"

Являетесь ли Вы плательщиком транспортного налога?

Как известно с 1 января 2003 года вводится новый так называемый "транспортный налог", который призван заменить два действовавших в 2002 году налога - налог с владельцев транспортных средств[1] и налог на имущество с физических лиц[2].
Напомним, что Федеральным Законом России от 24 июля 2002 г. ≤ 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон ≤ 110-ФЗ) вторая часть НК РФ была дополнена новой главой 28 "Транспортный налог" (п. 30 ст. 1 Закона ≤ 110-ФЗ). В связи с этим были внесены изменения в Закон России от 18 октября 1991 г. ≤ 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и в Закон России от 9 декабря 1991 г. ≤ 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которыми с 1 января 2003 г. отменяются налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств (ст. 3, 9 Закона ≤ 110-ФЗ).
Установление на законодательном уровне транспортного налога в качестве одного из источников формирования территориальных дорожных фондов потребовало внесения соответствующих изменений в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. ≤ 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы). В соответствии со ст. 2 Закона ≤ 110-ФЗ из перечня федеральных налогов был исключен налог с владельцев транспортных средств (пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (пп. "ж" п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы).
Согласно с пп. "ж" п. 20 ст. 1 Закона ≤ 2118-1[3], ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ определяются такие элементы налогообложения как: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Из вышеизложенного следует, что принимая региональный Закон о транспортном налоге на подведомственной ему территории, субъект РФ должен руководствоваться положениями главы 28 НК РФ, которой определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога.
Таким образом, при признании тех или иных юридических и физических лиц налогоплательщиками необходимо руководствоваться исключительно нормами гл. 28 НК РФ.

1. Кто понимается под налогоплательщиком?
Понятие налогоплательщиков транспортного налога дано в статье 357 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения[4].
С точки зрения НК РФ налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность исчислять и уплачивать в бюджет законно установленные налоги (в том числе и транспортный налог), рассчитываемые исходя из возникающих у них объектов налогообложения (ст. 19 НК РФ), а также выполняющих ряд иных обязанностей, определенных ст. 23 НК РФ. Следовательно платить транспортный налог будут как организации, так и физические лица.
Понятия "организация" и "физические лица" определены п. 2 ст. 11 НК РФ следующим образом:
- организациями являются российские организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также иностранные организации (юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);
- физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, частных охранников, частных детективов[5].
Как указывалось выше, плательщиками транспортного налога являются только те организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ[6]. При этом все указанные транспортные средства можно объединить в три основные группы: наземные, воздушные и водные транспортные средства.
Обращаем внимание читателей, что ранее налогоплательщиками налога на водные и воздушные транспортные средства в соответствии с Законом "О налоге на имущество физических лиц" являлись только физические лица - собственники указанных транспортных средств, а организации были плательщиками налога с владельцев транспортных средств в отношении наземных транспортных средств. С 1 января 2003 года налогоплательщиками транспортного налога будут являться и организации, на которых зарегистрированы водные и воздушные транспортные средства, являющиеся объектом обложения транспортным налогом.
При установлении транспортного налога законодатель использовал формулировку "лица, на которых зарегистрированы транспортные средства". Это дает основания предположить, что не во всех случаях исчислять и платить налог придется собственникам транспортных средств. Разберемся с этой проблемой подробнее.

2. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства
Государственной регистрации подлежат как наземные, так и воздушные и водные транспортные средства.
Регистрация наземных транспортных средств установлена п. 3 ст. 15 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. ≤ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации[7], осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. ≤ 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление ≤ 938), согласно которому наземные транспортные средства регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства, то есть за собственниками. А это означает, что плательщиками транспортного налога признаются только собственники транспортных средств.
Саму процедуру регистрации могут осуществлять как собственники транспортных средств так и лица, от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности.
Поскольку плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств может быть только их собственник, сдача указанных средств в аренду не повлечет за собой перемены плательщика транспортного налога.

Пример 2.1.
По договору аренды транспортного средства без экипажа организация "А" (арендодатель) предоставляет в аренду организации "Б" (арендатору) грузовой автомобиль на срок 9 месяцев.
Организация "А" выдает водителю организации "Б" доверенность на управление автомобилем, предоставленным во временное владение и пользование.
Порядок определения плательщика транспортного налога в 2003 г.
Плательщиком транспортного налога будет являться организация "А", поскольку она является собственником и именно на нее в органах ГИБДД зарегистрирован автомобиль.


В то же время не все собственники наземных транспортных средств являются плательщиками транспортного налога. В первую очередь это касается юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют торговлю транспортными средствами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 Постановления ≤ 938, указанные лица не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи. А следовательно не являются плательщиками транспортного налога.

Пример 2.2.
Торговая организация приобрела для продажи 10 автомобилей "Жигули"
Порядок определения плательщика транспортного налога в 2003 г.
Хотя торговая организация и является собственником транспортных средств, она не будет являться плательщиком транспортного налога, поскольку транспортные средства, приобретенные специально для перепродажи, в органах ГИБДД не регистрируются.


Несколько иная ситуация складывается в отношении воздушного и водного транспорта, государственная регистрация которых установлена Гражданским кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам, подлежащим регистрации. При этом государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав (ст. 131 ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 3, 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. ≤ 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания осуществляется в соответствии с иным федеральным законом (каковыми являются Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ).
В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса РФ гражданское воздушное судно подлежит государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Процедура такой регистрации установлена Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. В соответствии с п. 2.2 указанных правил документы для государственной регистрации предоставляются эксплуатантом[8] (то есть арендатором в случае аренды самолета), при этом в свидетельстве о государственной регистрации самолета фигурируют как собственник, так и эксплуатант.
Если собственником воздушного судна и его эксплуатантом являются различные лица, возникает вопрос: на кого регистрируется данный самолет (и кто соответственно будет являться плательщиком транспортного налога) - собственник или арендатор (эксплуатант).
При решении данного вопроса следует учитывать, что независимо от специфики и порядка государственной регистрации конкретного объекта недвижимости (например, документы на регистрацию самолета подает эксплуатант, а не собственник) действуют общие принципы такой регистрации, предусмотренные ст. 131 ГК РФ.
По общему принципу объектами государственной регистрации прав (не сделок, а именно прав) являются, во-первых, вещные права на данный объект недвижимости (в данном случае - право собственности), во-вторых, ограничения этих вещных прав (в данном случае - право аренды[9]).
Поэтому, когда речь идет о толковании условия ст. 357 НК РФ (о лицах, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства) под этими лицами понимаются именно субъекты вещных прав (в данном случае - собственник самолета).
Исходя из изложенного, по нашему мнению, платить транспортный налог на воздушные и водные суда будет их собственник.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что налогоплательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, в собственности которых находятся те или иные транспортные средства (кроме торгующих ими организаций).
В то же время возможно, что транспортный налог придется уплачивать организации или физическому лицу, которые не являются их собственником и на которых не зарегистрировано ни одно транспортное средства.

3. Лица, получившие транспортные средства по доверенности
Как указывалось выше плательщиком транспортного налога являются лица - собственники транспортных средств. В то же время ст. 357 НК РФ предусмотрен особый порядок признания налогоплательщиками физических или юридических лиц, получивших на основании доверенности право владения и распоряжения зарегистрированными транспортными средствами, собственниками которых являются физические лица. Причем приведенная норма законодательства касается только тех транспортных средств, которые переданы по доверенности другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. ≤ 110-ФЗ (далее - Закон ≤ 110-ФЗ), которым вводится в действие глава 28 НК РФ "Транспортный налог". В этом случае плательщиком налога является организация или физическое лицо, указанное в доверенности.

Для разных нормативных актов установлен различный порядок официальной публикации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. ≤ 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Поскольку текст Закона ≤ 110-ФЗ впервые был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г., ≤ 30, плательщиком транспортного налога будет являться лицо, распоряжающееся транспортным средством на основании доверенности, если доверенность выдана до 29 июля 2002 г.
Если же доверенность выдана позже, плательщиком транспортного налога будет являться собственник транспортного средства. Это связано с тем, что для данной ситуации законодатель не устанавливает никаких специальных требований в отношении того, кто является плательщиком транспортного налога. Из чего можно заключить, что несмотря на передачу транспортного средства его владельцем другому лицу на основании доверенности, выданной после официальной публикации Закона ≤ 110-ФЗ, налогоплательщиком будет признаваться собственник транспортного средства.

Пример 3.1.
Физическое лицо имеет в собственности два зарегистрированных автомобиля - "Жигули" и "Волгу", право владения и распоряжения которыми в 2002 г. было передано организации. При этом доверенности были оформлены на организацию в следующие сроки:
-- на автомобиль "Жигули" - 15 июля 2002 г.;
-- на автомобиль "Волга" - 20 октября 2002 г.
Порядок определения плательщика транспортного налога в 2003 г.
1. В отношении автомобиля "Жигули" плательщиком транспортного налога в 2003 г. признается организация, получившая от физического лица право владения и распоряжения транспортным средством по доверенности, поскольку указанная доверенность была выдана до официального опубликования Закона ≤ 110-ФЗ;
2. В отношении автомобиля "Волга" плательщиком транспортного налога в 2003 г. признается физическое лицо - собственник транспортного средства, несмотря на передачу организации права владения и распоряжения транспортным средством по доверенности, поскольку указанная доверенность была выдана после официального опубликования Закона ≤ 110-ФЗ.

Налогоплательщикам следует обратить внимание, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Согласно п.п. 2, 3 ст. 188 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. Другим основанием прекращения доверенности является истечение срока доверенности. Срок действия доверенности, согласно статье 186 ГК РФ не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Физические лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, должны уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Поскольку законодателем не установлен порядок уведомления налоговых органов, физическое лицо может это сделать в произвольном виде. В то же время налоговые органы планируют требовать с них копию доверенности, а также заявление о том, что собственники фактически не пользуются транспортным средством.
Если физическое лицо - собственник транспортного средства не уведомит налоговый орган о передаче транспортного средства по доверенности другому лицу, ему придется самому платить транспортный налог.

Пример 3.2.
Физическое лицо имеет в собственности два зарегистрированных автомобиля - "Жигули" и "Волгу", право владения и распоряжения которыми в 2002 г. было передано двум физическим лицам до официального опубликования теста закона ≤ 110-ФЗ. При этом собственник уведомил налоговые органы о передаче указанных прав на основании доверенности только в отношении автомобиля "Жигули".
Порядок определения плательщика транспортного налога в 2003 г.
1. В отношении автомобиля "Жигули" плательщиком транспортного налога в 2003 г. признается физическое лицо, получившее от собственника право владения и распоряжения транспортным средством по доверенности, поскольку владелец транспортного средства уведомил налоговые органы о передаче автомобиля на основании доверенности;
2. В отношении автомобиля "Волга" плательщиком транспортного налога в 2003 г. признается физическое лицо - собственник транспортного средства, поскольку, несмотря на передачу права владения и распоряжения транспортным средством по доверенности другому физическому лицу, не уведомил налоговые органы о передаче автомобиля на основании доверенности.

Вместе с тем отметим, что представители налоговых органов в ряде своих частных разъяснений признают налогоплательщиками транспортного налога всех физических лиц, владеющих и распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, независимо от даты, когда такая доверенность была оформлена (при условии, конечно, если граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства уведомят налоговый орган по месту жительства о факте передачи такого транспортного средства по доверенности). В данном случае авторам неясно, чем руководствуются налоговые органы делая подобный вывод.
В принципе, конечно, должен действовать единый подход определения налогоплательщиков, в частности тех, которые передают транспортные средства по доверенности другим лицам, но такой вывод вовсе не следует из норм законодательства.
Исходя из изложенного основным отличием транспортного налога от ранее существовавшего налога с владельцев транспортных средств в отношении налогоплательщиков, является то, что раньше налог платил тот, кто эксплуатировал транспортное средство. Теперь налог уплачивается собственниками зарегистрированных транспортных средств.
При этом собственникам транспортных средств, не использующим их по какой-либо причине, все равно придется платить транспортный налог до момента их снятия с регистрации. Поэтому тем из них, которые не применяют те или иные транспортные средства вследствие их негодности, следует в установленном законом порядке провести процедуру ликвидации и снять их с учета. Данное положение не относится к транспортным средствам, находящимся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, поскольку согласно п. 7 ст. 368 НК РФ такой транспорт не признается объектом налогообложения.

[1] В соответствии со ст. 6 Закона России от 18 октября 1991 г. ≤ 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств взимался с юридических и физических лиц - владельцев наземных транспортных средств.
[2] В соответствии со ст. 2,3 Закона России от 9 декабря 1991 г. ≤ 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с физических лиц, имеющих в собственности водные и воздушные транспортные средства, взимался налог на имущество.
3 В настоящее время перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен в статьях 19, 20, 21 Закона об основах налоговой системы. Перечень налогов и сборов, который содержится в статьях 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания утратившим силу данного закона.
[4] Кроме случая передачи физическим лицом права владения и распоряжения транспортным средством другому лицу на основании доверенности о чем подробно рассказано ниже.
[5] Причем физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
[6] В данной статье мы не раскрываем понятие транспортных средств, являющихся объектом обложения транспортным налогом. Подробнее о транспортных средствах, являющихся объектом обложения транспортным налогом, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога читайте книгу
М.А. Пархачевой, Е.А. Шароновой "Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами" - СПб.: Питер, 2003 (Серия "Бухгалтеру и аудитору").
[7] За исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев.
[8] В соответствии с указанными Правилами эксплуатант гражданского воздушного судна - физическое или юридическое лицо, использующее воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом.
[9] Право аренды имеет комплексный характер, но все-таки оно ближе к обязательственным, а не к вещным правам.
Ознакомиться с другими статьями по налоговому праву Вы можете на сайте
http://www.econ-profi.ru


Голосов: 7 Средний бал: 3.00
Оцените статью: