Прежде чем известить налоговую инспекцию о смене руководства, фирма должна в обязательном порядке заверить заявление у нотариуса. Эта простая, казалось бы, процедура может стать неожиданным препятствием для осуществления задуманного, если нотариус отказывается заверить документы.
Как заверить заявление?
Напомним, что компании обязаны подать заявление с изменившимися сведениями о руководстве в налоговую инспекцию в трехдневный срок. Перед тем как подавать заявление по форме N Р 14001 в налоговую, подпись директора на этом заявлении нужно заверить у нотариуса. Допустим, что заполнив бланк, вы сразу же поспешили с ним в ближайшую нотариальную контору. Но в этом учреждении вам могут объявить: "Право называться заявителем указанный в заявлении человек должен подтвердить". Для этого потребуется представить соответствующий набор документов. Что ж, действительно, именно такое требование предъявляет к заявителю ст. 15 Основ законодательства о нотариате. Но вся проблема в том, что четкого перечня необходимых в данном случае бумаг законом не установлено. Соответственно, этот вопрос остается на усмотрение нотариуса. А поскольку существует пункт 38 приказа Минюста от 15 марта 2000 года N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации", они, нотариусы, прежде всего просят показать им устав компании со всеми изменениями, свидетельство о госрегистрации фирмы и свидетельство о ее постановке на налоговый учет.
Помимо этого, нотариус потребует документ, подтверждающий полномочия ответственного лица, подпись которого нужно заверить (письмо МНС от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц"; письмо МНС от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении").
Подтвердить то, что директор является директором, можно с помощью протокола о его избрании. Но знайте: приказ Минюста от 15 марта 2000 г. N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" предоставляет в данном случае альтернативу. Так, для подтверждения полномочий новоизбранного директора нотариус может потребовать приказ о назначении директора или протокол о его избрании (потребовать оба документа он не имеет права).
Иными словами, нотариусу нужно убедиться, что человек, который пришел с заявлением, имеет тот статус, который позволяет ему выступать заявителем. Поэтому, если заявителем является директор фирмы, то подтвердить, что он - директор, могут такие документы, как протокол об избрании, приказ о его назначении на должность и трудовой договор с директором. Но вся проблема в том, что данные документы не появляются одновременно. Сначала директора избирают - на общем собрании учредителей. Затем тот участник общества, который председательствовал на этом собрании, подписывает с избранным директором трудовой договор. А уже на основании этого договора издается приказ о приеме на работу, содержание которого должно соответствовать условиям уже заключенного трудового контракта (ст. 68 ТК). Кроме того, по данному вопросу существует судебная практика (постановление Президиума ВАС от 14 февраля 2006 г. N 12580/05). Она подтверждает, что новый директор приобретает полномочия руководителя с даты принятия соответствующего решения общим собранием учредителей.
Поэтому, следуя приведенному постановлению, если у вас в наличии устав, свидетельства о госрегистрации и постановке на учет, а также постановление учредителей вместе с приказом о назначении нового директора, - этих сведений служителю закона должно быть достаточно.
Пусть штрафы платит нотариус
Практика показывает, что в дополнение к вышеперечисленным в нотариальной конторе могут потребовать предъявить и другие документы:
а) нотариально заверенный приказ об. увольнении старого директора (с юридической точки зрения это будет абсурдная ситуация. Дело в том, что обязанность подавать подобный документ ни в одном в нормативном акте не установлена. Более того, приказ - это внутренний документ, а такие документы, как известно, нотариусы не заверяют. Так что получив отказ у такого нотариуса, лучше сразу зайти в другую нотариальную контору);
б) вместо устава и свидетельств о госрегистрации и о постановке на учет просят представить. выписку из госреестра (разумеется, успеть получить ее и при этом уложиться в трехдневный срок для подачи заявления о смене руководителя в налоговую маловероятно. В этой ситуации речь идет о превышении нотариусами своих полномочий, так как законных оснований требовать у представителей компании выписку из госреестра у них нет. Поэтому попытайтесь настоять на том, чтобы вам оформили официальный отказ от совершения нотариального действия с четким указанием причин отказа. Эта бумага может пригодиться, если из-за "принципиального" нотариуса вы не успеете вовремя подать заявление в инспекцию. Разумеется, вас за это оштрафуют. Но имея на руках отказ нотариуса, есть шанс вернуть деньги через суд. У вас есть все основания потребовать, чтобы выписанный штраф компенсировал "непробиваемый" нотариус).