За восьмилетнюю историю существования первой части Налогового кодекса поправки в нее, как известно, вносились не раз. Тем не менее столь кардинальных изменений, "постигших" порядок проведения налоговых проверок, по мнению специалистов, кодекс еще не видел.
Поправки в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. ≤ 137-ФЗ, по словам представителей Минфина, призваны "оптимизировать баланс интересов власти и бизнеса в сфере налоговых правоотношений". Насколько же это соответствует действительности?
Новшество для "встречки"
В действующей редакции Налогового кодекса встречным проверкам посвящен один-единственный абзац в статье 87 (абз. 2). С нового года им будет выделена целая статья 93.1 под названием "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках". В ней уже четко и подробно изложен порядок истребования документов, а также указано, когда такие действия можно проводить.
Эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" отмечают, что запрос налоговиков в рамках встречной проверки о предоставлении документов надо исполнить в течение пяти дней со дня его получения (п. 5 статьи 93.1 новой редакции Налогового кодекса).
Проверки камеральные.
Камеральными считаются проверки отчетов и деклараций в стенах налоговой инспекции (ст. 88 НК). Правда, в последние несколько лет они все чаще напоминали выездные: контролеры были вправе запросить у бухгалтера практически любой первичный документ.
Со следующего года подобная практика должна прекратиться. Согласно новой версии Налогового кодекса инспекторы смогут потребовать дополнительные документы только в четырех случаях:
- вы используете налоговые льготы, и запрашиваемые документы связаны с ними;
- предоставление дополнительных документов вместе с налоговой декларацией предусмотрено в кодексе;
- в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога;
- при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
В случае, если проверяющие найдут в декларациях ошибки, они обязаны вам об этом сообщить. С момента такого "извещения" у вас будет пять дней, чтобы пояснить, почему налоговые отчеты были заполнены именно так. Если, несмотря на пояснения, налоговики сочтут, что законодательство о налогах и сборах нарушено, они должны будут составить акт. Из акта вы сможете узнать, за что будете вскоре наказаны. Кроме того, акт вы можете оспорить, направив в налоговую инспекцию письменные возражения. Сейчас же вы лишены всех этих прав, так как акт по итогам камеральной проверки в настоящее время не составляют.
Сегодня для камеральных проверок не предусмотрено и решение о привлечении к ответственности. А это означает, что по результатам таких проверок нельзя налагать штрафы. Выявив нарушение, инспектор должен направить фирме требование о перечислении в бюджет заниженной суммы налога и пени (ст. 88 НК).
С нового года все изменится. Обнаружив ошибки, результаты камеральной проверки будут оформлять по аналогии с выездной: налоговики составляют акт, ждут ваших возражений, а затем выносят решение о привлечении к ответственности.
.и выездные
Порядок проведения выездных проверок подвергся еще большим изменениям. Как и в настоящее время, выездные проверки не смогут продолжаться более двух месяцев (ст. 89 НК). Однако с нового года этот срок налоговики смогут продлить до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести.
Есть и хорошая новость: со следующего года ревизоры не вправе проверять одну и ту же фирму более двух раз в течение календарного года. Исключение - проверка в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия.
Если у вашей компании есть филиал, его могут проверить как в рамках выездной проверки головной организации, так и самостоятельно. Сегодня ее срок увеличивается на один месяц в расчете на каждый филиал. Согласно новой редакции Кодекса, наличие подразделений и их количество на продолжительность ревизии не повлияют. Если же филиал проверяют обособленно, период такой проверки не сможет превышать один месяц.
Законодатели также официально разрешат приостанавливать выездные проверки. С нового года проверяющие смогут "затормозить" выездную проверку для истребования информации у других лиц (контрагентов), в том числе от иностранных государств. Приостановление, а затем возобновление проверки будет оформляться специальным решениям руководителя налоговой.
Несколько изменились и положения о повторной ревизии. Она станет возможной в двух случаях. Во-первых, повторная проверка в целях контроля за работой сотрудников налоговой инспекции. Во-вторых, в связи с подачей уточненной декларации, в которых указанная сумма налога меньше, чем ранее.
Во время проверки инспекторы вправе требовать от вас любые документы, связанные с деятельностью фирмы. Согласно новой версии вы обязаны выдать их в течение десяти дней.
Как и прежде, документы представляются в виде заверенных копий. В новой редакции кодекса четко определено, что копии заверяет руководитель организации своей подписью и печатью. Требовать нотариального заверения инспекторы не вправе. По мнению законодателей, вполне достаточно того, что при необходимости проверяющие могут ознакомиться с подлинниками ваших документов.
По окончании проверки налоговики должны будут составить специальную справку о ее проведении, этот документ инспекторы обязаны вручать под роспись представителю компании.
Еще немного о нововведениях
Одно из самых основных изменений коснулось порядка оформления результатов проверок. Теперь по результатам как выездных, так и камеральных ревизий налоговые инспекторы должны составлять акт. При камеральных проверках акт составляется только в случае, если налоговики нашли нарушения. Акт по результатам выездной проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки, а по итогам камеральной - в течение 10 дней после ее окончания.
После того, как истечет время на возражения, "часы начинают тикать" для налоговиков. У них есть 10 дней на то чтобы рассмотреть материалы проверки и вынести свое решение. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Есть и еще одно довольно существенное изменение. В действующей редакции Кодекса сказано, что материалы дела рассматриваются в присутствии руководителя фирмы (п. 1 ст. 101 НК). В новой версии такого условия нет.
О дате рассмотрения материалов проверки вас должны заблаговременно известить. Если вы не явитесь, решение будет принято без вас. Кроме того, теперь четко определен и сам порядок рассмотрения документов.
По результатам рассмотрения материалов может быть принято одно из трех решений:
1) о привлечении к налоговой ответственности,
2) об отказе в привлечении,
3) о дополнительных мероприятиях.
Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе вступают в силу по истечении 10 дней со дня их вручения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК в новой редакции). А вот порядок обжалования решений вашей инспекции в вышестоящей налоговой инстанции теперь четко определен в статье 101.1 Налогового кодекса (в новой редакции).
Также с нового года в кодексе предусмотрены конкретные обеспечительные меры. Их смогут принять в том случае, если проверяющие будут полагать, что исполнение решения по каким-то причинам может стать невозможным. Например, фирма распродаст свое имущество и прекратит деятельность. К обеспечительным мерам Налоговый кодекс относит:
- запрет на отчуждение или передачу в залог имущества;
- приостановление операций по счетам в банке.
Инспекторы вправе приостановить операции по счетам лишь при одном условии: уже наложен запрет на отчуждение имущества, но его стоимости недостаточно для погашения долгов фирмы перед бюджетом.