Saldo.ru

Публикации

26 января 2025, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Емелин
Материал журнала "ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ"

БАНКИ БУДУТ ТРЕБОВАТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ

При первом обращении в новый банк придется раскрывать больше информации о вашей организации. А при направлении платежных поручений надо будет представлять документы, подтверждающие назначение и правомерность платежа.
Письмо Центрального банка РФ от 23.08.2006 г. ≤ 111-Т

БАНКИ БУДУТ БОРОТЬСЯ С "ОДНОДНЕВКАМИ"
Банки, которые заинтересованы действовать в рамках законодательства, обеспокоены тем, что их репутация страдает из-за недобросовестных клиентов. А именно фирм-однодневок, которые незаконно обналичивают денежные средства под видом закупок сельхозпродукции, оплаты подрядных, строительных, ремонтно-отделочных работ, хранения грузов, торгово-закупочной деятельности, предоставления научно-технической продукции, маркетинговых исследований и консалтинговых услуг.
В связи с этим был разработан комментируемый документ (далее - Меморандум), который содержит ряд мер, направленных на защиту банков от таких "ненужных" клиентов.
Формально Меморандум не является обязательным. Он содержит только рекомендации банкам. Однако Центральный банк РФ направил его своим письмом с формулировкой "Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций". Поэтому можно ожидать, что многие банки будут его исполнять.

ЧТО ЖДЕТ БУХГАЛТЕРА
Некоторые из предложенных в Меморандуме мер могут непосредственно коснуться организаций - клиентов банков.

При первом обращении в банк
При открытии счета новому клиенту банк обязан провести процедуру идентификации, то есть установить сведения, характеризующие его клиента. Перечень таких сведений приведен в приложениях к положению ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. ≤ 262-П ("Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") (далее - положение ≤ 262-П).
Так, для организаций в этот перечень входят:
- наименование (полное, сокращенное, а также на иностранном языке);
- организационно-правовая форма;
- ИНН;
- сведения о госрегистрации;
- адрес местонахождения и почтовый адрес;
- сведения о лицензии;
- структура и персональный состав органов управления;
- сведения о величине уставного капитала;
- сведения о наличии или отсутствии по своему местонахождению самой организации и ее органов управления.
Однако Меморандум в дополнение к требованиям положения ≤ 262-П рекомендует банкам получать у новых клиентов ответы и на другие вопросы. Вот их полный перечень:
- когда и с какой целью создана организация;
- кто является истинным владельцем организации и в чьих интересах она создана;
- кто входит в состав руководства организации и каким опытом ведения бизнеса обладают представители руководства;
- каковы основные направления бизнеса организации;
- формируются ли доходы организации от ее основной деятельности или от случайных операций и сделок;
- кто входит в число основных партнеров (контрагентов) организации и какова их роль в сотрудничестве с организацией (производитель-поставщик, покупатель, посредник, перевозчик, консультант, прочее);
- имеет ли организация счета в других банках и если да, то чем объясняется ее обращение в банк;
- имеет ли организация намерение поддерживать с банком долгосрочные отношения и получать комплексное обслуживание или она заинтересована в совершении отдельных разовых операций и сделок.
Как видите, круг вопросов намного шире, чем прописано в положении ≤ 262-П.
Чтобы упростить ваши взаимоотношения с банком, целесообразно при первом обращении сразу подобрать документы, которые позволят получить ответы на указанные в Меморандуме вопросы. Тем же, кто длительное время работает с одним банком, беспокоиться скорее всего не придется. Если банк знает о вашей фирме и ее деятельности давно, какие-либо пояснения могут потребоваться только при совершении необычной для вас операции.
При этом нет никаких оснований для беспокойства относительно "сохранности" представленной вами информации - в силу законодательства банк несет ответственность за обеспечение банковской тайны, к которой относятся и все представленные вами документы.
Если бухгалтер откажется представить документы, позволяющие банку установить всю необходимую информацию о вашей организации, вы скорее всего столкнетесь со значительными сложностями в осуществлении операций. Поскольку, учитывая нынешнюю политику надзорных органов, для банка несовершение операций, связанных с обналичиванием, является действительно вопросом жизни и смерти.

При направлении платежных поручений
Меморандум рекомендует банкам включать в договоры на банковское обслуживание новое обязательное условие для клиентов. А именно: представлять документы, которые подтверждают сведения, указанные в заявлении на получение банковских услуг и в платежных инструкциях.
Это значит, что при получении платежного поручения на оплату, скажем, консультационных услуг банк может затребовать от клиента договор на оказание этих услуг и акт, подтверждающий их выполнение.
Если такие документы не представить, банк может приостановить вашу операцию и направить информацию о ней в Росфинмониторинг. Кроме того, это поставит под сомнение перспективы вашего дальнейшего сотрудничества с этим банком.

Если заподозрят в обналичивании
Меморандум приводит меры, которые банк может предпринять, если заподозрит организацию в незаконном обналичивании денежных средств.
В рамках действующего законодательства это может быть только предложение клиенту закрыть счет.
Вместе с тем в Меморандуме указаны предложения по внесению изменений в законодательство.
В частности, предлагается разрешить банкам отказывать клиентам в открытии счетов в одностороннем порядке и без объяснения причин отказа. А также расторгать договор банковского счета в одностороннем порядке на том основании, что клиент неоднократно отказался предоставить запрошенную информацию или представил недостоверные документы.


Голосов: 4 Средний бал: 3.00
Оцените статью: