Saldo.ru

Публикации

28 сентября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т. Макарова
ИА "Федерального агенства финансовой информации"

Автотранспортная оптимизация

Поделимся!
Для реализации схемы необходимо, чтобы основное предприятие на общем режиме налогообложения, выделило из своей структуры формально независимую транспортную компанию, подпадающую под ЕНВД. Такое подразделение должно оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров основному предприятию. Правда, доставка людей подлежит обязательному лицензированию.
Учредителем новой фирмы предпочтительно сделать доверенное лицо владельцев бизнеса, формально независимое от основного предприятия. Этим человеком может быть руководитель (или специалист) бывшего транспортного подразделения компании. Можно поступить и по-другому, включив в число учредителей нескольких ключевых работников. Каждому из них будет причитаться небольшая доля в уставном капитале. Такой способ выгоден прежде всего потому, что он позволит избежать аффилированности. Кроме того, работники смогут получать дивиденды (и экономить на НДФЛ).
Основой гражданско-правовых отношений основной организации и транспортной будут являться:
- договоры перевозки или договоры на автотранспортное обслуживание (либо долгосрочный договор о систематических перевозках);
- договоры подряда или договоры возмездного оказания услуг на ремонт транспортных средств;
- договоры аренды транспорта с экипажем.

Преимущества и недостатки
Перевод части деятельности на ЕНВД выгоден хотя бы тем, что единый налог заменяет группу налогов, обязательных при общем режиме налогообложения. А именно, налоги на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость, единый социальный налог. Кроме того, размер "вмененного" налога не зависит от доходов и расходов компании. И, наконец, его размер можно снизить (не более чем в два раза) на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 НК).
Помимо оказания транспортных услуг "дочерняя" компания может сдавать основному предприятию в аренду автотранспорт (с экипажем), а также выполнять ремонт и техническое обслуживание этого автотранспорта. Правда, такая деятельность Транспортной компании уже не подпадает под ЕНВД. Но если она будет переведена на "упрощенку" с объектом обложения "доходы", то с поступлений за аренду и ремонт в бюджет придется отдавать всего 6 процентов.
Недостатки такого подхода связаны в основном с изменением организационной структуры бизнеса. Ведь выделив транспортное подразделение компании в самостоятельную фирму, основное предприятие лишится законной возможности напрямую влиять на качество его работы. Конечно, можно подробно прописать права и обязанности сторон в договоре, но это чисто формальный подход. Хотя, установив высокие штрафные санкции за некачественные услуги, основная компания вполне может оградить себя от неожиданностей со стороны партнера.

Ограничения - не помеха
Компании, которые владеют более чем двадцатью транспортными средствами, применять ЕНВД не могут (п. 2 ст. 346.26). Поэтому, возможно, что передать в транспортную компанию (в аренду или в собственность) весь автопарк не получится. Однако это не мешает вам перевести туда только наиболее ценную (дорогую, новую) часть автопарка - в количестве не более двадцати машин. По крайней мере, такой "перевод" позволит уменьшить налог на имущество.
В некоторых регионах системы налогообложения ЕНВД вообще нет (или данный вид деятельности может не подпадать под него). Однако это еще не значит, что для предприятий, которые работают в таких регионах, данная схема недоступна. Транспортную компанию можно зарегистрировать в ближайшем регионе, в котором введен ЕНВД. Инспекторы вряд ли смогут выяснить, на территории какого региона услуга была оказана на самом деле. Кроме того, налоговикам будет совершенно невыгодно выводить транспортную компанию на чистую воду, ведь тогда региональный бюджет потеряет ее как налогоплательщика!
Так что главное, чтобы согласно путевым листам и другим первичным документам каждая поездка начиналась и заканчивалась по месту регистрации Транспортной компании (в "гараже"). А в актах на выполненные услуги точный маршрут перевозки можно и не указывать. Достаточно вписать километраж и время эксплуатации автомобиля (и/или объем перевезенного груза).

Снижаем ЕСН
В транспортную компанию, работающую на ЕНВД, следует перевести работников целого подразделения. Соответственно, их зарплаты будут выведены из под налогообложения единым социальным налогом. При этом права работников на пенсию и социальные гарантии нисколько не пострадают. Ведь транспортная компания будет платить взносы на обязательное пенсионное страхование (14% от фонда оплаты труда). А значит, отмечают эксперты журнала "Московский бухгалтер", работникам будут сохранены все социальные гарантии, в частности, право на пенсию, обязательное медицинское страхование, получение пособий по временной нетрудоспособности.

Вопросы НДС
Если переводить на транспортную компанию затраты на ГСМ, закупку запчастей и оплату услуг по ремонту транспорта, то основное предприятие потеряет часть вычетов по НДС.
Избежать этого не сложно. Надо лишь в договоре прописать, что обязанность нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспорта (прежде всего, расходы на оплату топлива) возлагается на грузовладельца. В этом случае, покупая горюче-смазочные материалы с НДС, основное предприятие будет иметь возможность применить вычет по налогу на добавленную стоимость. Если же вместо договора перевозки заключить договор аренды транспорта с экипажем, то обязанности по текущему и капитальному ремонту (включая приобретение запчастей) можно возложить на арендатора - основное предприятие.

"Раздуваем" затраты
Стоимость услуг по договорам, которые будут заключаться основным предприятием с транспортной компанией, будет складываться:
- из накладных расходов, связанных с работой транспортной компании (в том числе затрат на аренду транспорта, если он не будет передан транспортной компании в собственность);
- расходов на оплату труда "транспортных работников (включая обязательные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды);
- налоговых отчислений по единому вмененному налогу.
Кроме того, основное предприятие получит возможность вывести из-под налогообложения часть своей прибыли, безболезненно завысив стоимость услуг транспортной компании.
Отметим, что если основное предприятие ранее не пользовалось услугами стороннего перевозчика (то есть транспорт был свой), можно изначально установить высокие цены на транспортные услуги. Оправданность таких цен может объясняться, например, повышенной ответственностью транспортной компании, а также тем, что основному предприятию выгоднее ежемесячно платить перевозчику приличную сумму, чем нести большие убытки (уплачивать штрафы, терять деньги на простое производства) в том случае если груз будет поврежден, утерян или доставлен не вовремя.
Если же основное предприятие раньше уже сотрудничало с автотранспортными фирмами, то стоимость услуг, заявленных транспортной компанией, лучше завышать постепенно. Аргументировать повышение цен можно увеличением ответственности перевозчика, а также высоким качеством услуги (например, небывало высокой скоростью перевозок).

Обосновываем расходы
Немаловажно учесть и особенности документооборота между основным предприятием и транспортной компанией (куда, как правило, входят договор, заявки, путевые листы, товарно-транспортные накладные, ежемесячные акты сдачи-приемки услуг и т. п.). Каждая сделка должна иметь очевидную деловую цель и экономический смысл (который не может заключаться исключительно в уменьшении налоговой нагрузки). Если налоговые работники усомнятся в целесообразности сделок, они могут обвинить фирмы в "недобросовестности" со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы не дать налоговикам такого шанса, заранее подготовьте необходимые аргументы. Деловая цель обособления транспортной компании может состоять в необходимости перевести транспортное подразделение на "хозрасчет". Экономическую целесообразность сотрудничества основного предприятия именно с транспортной компанией можно обосновать тем, что:
- транспортная компания берет на себя высокую имущественную ответственность за перевозимые грузы;
- эта компания - одна из немногих, которые способны обеспечить высокое качество оказания услуг (скорость, сохранность груза и т. п.);
- сотрудничество со сторонней транспортной компанией существенно экономит расходы основного предприятия (по сравнению с содержанием собственного транспортного подразделения).

Возвращаем прибыль
Если транспортная компания зарегистрирована в форме общества с ограниченной ответственностью, то всю его прибыль есть смысл выплачивать учредителям в виде дивидендов. А они как физические лица смогут передать ее владельцам бизнеса по схеме дарения. Ведь с дивидендов придется заплатить только налог на доходы в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НК). Единым социальным налогом дивиденды не облагается, так как не входят в налогооблагаемую базу по этому налогу (п. 1 ст. 236 НК).
Если транспортная компания будет зарегистрирована на индивидуального предпринимателя, то применить схему "дарения" для обналичивания прибыли еще проще. Предприниматель имеет возможность просто забрать наличные деньги из кассы "себе в личное пользование". А затем, выступая уже как физическое лицо, он "подарит" их владельцам бизнеса.
Деньги, полученные в ходе такой операции, владелец бизнеса может использовать как на личные нужды, так и инвестировать в бизнес. Например, собственник, имеющий более 50 процентов вклада (доли) юридического лица, имеет право передать своему предприятию любую сумму денег безвозмездно - "в счет увеличения его доходов". Для этого можно оформить договор дарения или целевого финансирования.
Текущие денежные потребности основного предприятия можно решать и с помощью традиционных займов у транспортной компании. Безусловно, этот вариант далек от совершенства, однако позволяет оперативно решать финансовые проблемы основного предприятия.


Голосов: 1 Средний бал: 4.00
Оцените статью: