Мало того что фирмы тратят свои кровные на покупку основных средств, так еще и "будьте любезны, уплатите налог на имущество". Масла в огонь подливает и то, что отнести к расходам затраты на приобретение не всегда удается. Тем не менее, если к решению этой проблемы подойти творчески, то результат превзойдет все ваши ожидания.
Раздел имущества
Недорогие основные средства, которые стоят не более 20 000 рублей, согласно правилам бухгалтерского учета, фирма сразу списывает на расходы (п. 5 ПБУ 6/01). Если же они стоят гораздо дороже, их можно разбить на отдельные составляющие - так, чтобы стоимость каждой была ниже установленного предела. При этом части учитывают как отдельный инвентарный объект со своим сроком полезного использования. В налоговом учете основные средства стоимостью не более 10 000 рублей не считают амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК). Их списывают на расходы при вводе в эксплуатацию.
Тем не менее недорогих основных средств довольно мало, поэтому не многим удается воспользоваться методом налоговой оптимизации. Однако есть способ превратить некоторые дорогие объекты в дешевые. Речь идет об основных средствах, которые состоят из нескольких относительно самостоятельных частей. Например, в комплект компьютера входят: системный блок, монитор, принтер, сканер, модем. Этот комплект как раз и можно "расчленить".
Налоговики настаивают на том, что периферийные устройства - это лишь части одного компьютера. Их надо учитывать вместе с ним как единый инвентарный объект, поскольку сами по себе они работать не могут. Свою позицию налоговики основывают опираясь на пункт 6 ПБУ 6/01. Он гласит: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При этом в его состав должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в комплекте. С такой позицией согласны и работники Минфина (письма от 22 июня 2004 г. ≤ 03-02-04/5 и от 30 марта 2005 г. ≤ 03-03-01-04/1/140).
Однако данное мнение можно оспорить. Так, принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами - в этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в "единый комплекс". К тому же отключение принтера не мешает работе системного блока, да и тот же самый монитор к одному и тому же процессору не навсегда подключен. А значит, единым целым все эти объекты не являются. Такого же мнения придерживаются и судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2003 г. ≤ А42-6402/02-С4). Арбитры разрешили учитывать монитор как отдельный инвентарный объект, несмотря на то, что он выполняет свои функции только в составе комплекса оборудования. Плюс ко всему в пункте 6 ПБУ 6/01 сказано: если у одного объекта есть несколько частей с разным сроком использования, то каждую из них учитывают самостоятельно. То есть, чтобы учесть части основного средства по отдельности, нужно лишь установить разные сроки их использования.
"Расчленение" основного средства даст возможность сэкономить на налоге на прибыль и налоге на имущество. Однако из-за разницы лимитов в бухгалтерском (20 000 руб.) и налоговом (10 000 руб.) учетах работы у бухгалтера немного прибавится. Ведь разница между учетами в такой ситуации возникнет непременно.
Прелести уценки
Как известно, налог на имущество платят с остаточной стоимости основного средства. Причем при расчете суммы платежа учитывают ту, которая отражена в бухгалтерском учете. После переоценки стоимость основного средства в налоговом учете не изменится. Значит, амортизацию по нему надо начислять в том же порядке и в прежних суммах. Итог: в бухгалтерском учете налог на имущество уменьшается из-за того, что объект дешевеет. В налоговом учете прибыль можно уменьшать на сумму амортизации.
В конце года можно произвести уценку тех основных средств, на которые снизилась рыночная цена. Идеально для такого способа подходит техника. Заметьте, что переоценку можно осуществить только в отношении группы однородных объектов основных средств (п. 15 ПБУ 6/01). То есть если у вас несколько компьютеров - уценить только один нельзя. Следует также учесть, что фирма сама может решить, необходимо проводить ей это мероприятие или нет. Делается это не чаще одного раза в год, а, уценив объект однажды, это придется делать ежегодно.
Пример 1
ООО "Рольф" решило уценить 4 компьютера. Первоначальная стоимость каждого - 28 000 руб. Сумма начисленной амортизации по каждому - 16 000 руб. Рыночная цена такого же компьютера - 14 000 руб. Коэффициент переоценки равен: 14 000 : 28 000 = 0,5.
Каждый компьютер должен быть уценен на 14 000 руб. (28 000 руб. - (28 000 руб. х 0,5)). Общая сумма уценки составит - 56 000 руб. (14 000 руб. х 4 шт.). Сумма амортизации по каждому объекту должна быть уменьшена на 8 000 руб. (16 000 руб. х 0,5). Общая сумма, на которую уменьшатся амортизационные отчисления - 32 000 руб. (8 000 руб. х 4 шт.).
Делаем по-минфиновски
Эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" отмечают, что фирмы, созданные или ликвидированные посреди года, могут существенно сэкономить на налоге на имущество. "Урезать" налог им позволяет позиция главных финансистов страны. Минфин разъяснил, что, определяя среднегодовую стоимость основных средств, остаточную сумму нужно всегда делить на 13 - при расчете налога за год, на 10 - за 9 месяцев, на 7 - за полугодие или на 4 - за квартал, даже в том случае, если организация или ее обособленное подразделение созданы (ликвидированы) в течение года (письмо Минфина от 16 сентября 2004 г. ≤ 03-06-01-04/32).
До недавнего времени налоговики в этом вопросе придерживались другого мнения. Они руководствовались своей внутренней инструкцией - методичкой по применению 30-й главы Налогового кодекса (приложение к приказу МНС от 19 апреля 2004 г. ≤ СА-14-21/53дсп). Она разрабатывалась с учетом статьи 55 Налогового кодекса, в которой указано, что налоговым периодом для открывшихся в течение года организаций является период со дня их создания до конца года, а для ликвидированных - с начала года до дня ликвидации. В методичке говорилось, что рассчитывать имущественный налог следует исходя из количества фактически проработанных организацией месяцев в отчетном году.
Однако Минфин посчитал, что "главой 30 кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой стоимости имущества для организаций, созданных или ликвидированных в течение налогового периода. На основании этого при определении средней стоимости имущества применяется общий порядок".
Такой подход не сразу нашел понимание в инспекциях, поэтому в письме от 30 декабря 2004 г. ≤ 03-06-01-02/26, направленном в ФНС, финансисты его продублировали. Налоговому ведомству все-таки пришлось смириться с этой позицией и довести ее до сведения представителей своих территориальных подразделений (письмо от 17 февраля 2005 г. ≤ ГИ-6-21/136@).
Ниже приведен пример того, насколько компаниям выгоднее подход Минфина, чем принцип налоговиков.
Пример 2
ООО "Рольф" было создано 20 июня. Ставка налога на имущество - 2,2%. Отчетный период - квартал, налоговый - год.
Остаточная стоимость основных средств:
- на день создания фирмы (20 июня) - 150 000 руб.;
- на 1 июля - 150 000 руб.;
- на 1 августа - 155 000 руб.;
- на 1 сентября - 149 000 руб.;
- на 1 октября - 152 000 руб.
Ситуация 1
Расчет средней стоимости имущества согласно прежним требованиям ФНС:
(150 000 руб. + 150 000 + 155 000 + 149 000 + 152 000) : (4 + 1) = 151 200 руб.
Авансовый платеж по налогу за 9 месяцев равен:
151 200 руб. x 1/4 x 2,2% = 831,6 руб.
Ситуация 2
Расчет средней стоимости имущества согласно новым разъяснениям Минфина:
(150 000 + 155 000 + 149 000 + 152 000) : (9 + 1) = 60 600 руб.
Авансовый платеж по налогу за этот период равен:
(60 600 руб. x 1/4 x 2,2%) = 333,3 руб.
Таким образом, во второй ситуации ЗАО "Рольф" заплатит налог в 2,5 раза меньше (831,6 руб. : 333,3 руб.), чем в первой ситуации.
Предложенный Минфином принцип нужно использовать при расчете налога на имущество в тех случаях, когда организация становится его плательщиком в середине года. Например, если она находилась на "упрощенке" и утратила право на ее применение, или, занимаясь "вмененным" бизнесом, меняет вид деятельности и переходит на общую систему.