Saldo.ru

Публикации

16 ноября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Группа консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материал предоставлен ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Материальные расходы

"МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ"

К материальным расходам согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

К материальным расходам на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ также относятся расходы на приобретение материалов, используемых:

  • для упаковки и иной подготовки, произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
  • на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). Упаковка продукции представляет собой средство или комплекс средств, обеспечивающий защиту продукции от повреждений или потерь, а окружающую среду от загрязнений. В понятие упаковка входит также процесс по укладке и затариванию товара в специальные приспособления, необходимые для его перевозки и транспортировки, в частности в мешки, баллоны, ящики, коробки, бочки, контейнеры и иные емкости.

    В затраты на упаковку продукции входит фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и тому подобных), потребленных при упаковке товаров, плата за услуги сторонних организаций по упаковке товаров.

    Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, в налоговом учете относятся к материальным расходам в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. В том случае, если указанное имущество является амортизируемым, то есть его стоимость составляет более 10 000 рублей и срок службы превышает 12 месяцев, то затраты на его приобретение относятся на расходы, учитываемые в целях налогообложения, посредством начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ.

    Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 14, 17 Федерального закона от 17 июля 1999 года N181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определено, что работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

    Нормы бесплатной выдачи работникам смывающихся и обезвреживающихся средств, порядок и условия их выдачи, установлены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 июля 2003 года N45 "Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи". Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены Постановлением Минтруда РФ от 30 декабря 1997 года N69 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики".

    Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 года N51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее Правила N51).

    Затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергшихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергшихся дополнительной обработке у налогоплательщика согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ относятся к материальным расходам.

    Если налогоплательщик осуществляет затраты на приобретение комплектующих изделий, не подвергшихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, не подвергшихся дополнительной обработке у налогоплательщика, то в этом случае речь может идти либо о приобретение амортизируемого имущества, либо о приобретение товара.

    В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. Указанные расходы должны быть обоснованы технологическим процессом. В случае перерасхода электроэнергии превышение норм потребления воды, не обусловленное технологическим процессом, следует считать экономически не оправданным. При этом необходимо учитывать, что нормы расхода электроэнергии, потребления воды, расхода топлива для каждого технологического процесса налогоплательщик вправе определить самостоятельно, за исключением случаев, когда такие нормы установлены актами законодательства либо нормативно-правовыми актами.

    Основанием для учета такого рода хозяйственных операций служат договора со снабжающими организациями, либо документы, отражающие поставку соответствующих ресурсов.

    Подпунктом 6 пункта 7 статьи 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль соблюдения установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

    К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самой организации по перевозкам грузов внутри организации, так называемое "внутризаводское перемещение грузов, и расходы по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

    Согласно подпункту 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе:

  • расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов,
  • расходы на захоронение экологически опасных отходов,
  • расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированию санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими нормативами;
  • платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы. Выбросы (сбросы) загрязняющих веществ подразделяются на нормативные (предельно допустимые) и сверхнормативные (превышающие установленные нормы). В целях налогообложения признается только плата за выбросы в пределах установленных нормативов. Величина платы за загрязнение окружающей среды определяется в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, и определяется путем умножения соответствующих ставок на величину указанных видов загрязнения. Данная сумма и будет включена в состав материальных расходов. Сумма же платежей за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не признаются расходом в целях налогообложения прибыли, что определено пунктом 4 статьи 270 НК РФ.

    Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Статьей 19 Закона N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе утверждение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

    Согласно статье 16 Закона N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    "выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    загрязнение недр, почв;

    размещение отходов производства и потребления;

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду".

    Нормативы платы за загрязнение окружающей среды утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Для целей подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ организации - налогоплательщики должны руководствоваться Постановлением N344.

    Включение в состав расходов на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами задевают, как это не покажется странным, огромное количество организаций, например розничной торговли, бытового обслуживания или связи. При этом появляется возможность учесть не капитальную часть затрат на внешнее благоустройство.

    И это существенно. Дело в том, что у нас всегда возникают сложности с благоустройством территории. Все мы хотим, чтобы вокруг офиса или магазина было хотя бы чисто. Но по факту налоговые органы затраты на благоустройство территории не относили к расходам, на которые нужно уменьшать сумму полученных доходов для целей налогообложения. Действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 года N15 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. САНПИН 2.2.1/2.1.1.1031-01").

    Согласно документу санитарно-защитные зоны должны формироваться в радиусе 50 метров от объекта. Что включается в формирование таких санитарно-защитных зон? В 5 класс санитарно-защитных зон попадают склады, станции технического обслуживания автомобилей, торговые комплексы, мелкооптовые рынки, продовольственные рынки и рынки промышленных товаров, мойки автомобилей более, чем на 2 поста, автоматические телефонные станции, объекты торговли и общественного питания, химчистки и спортивно-оздоровительные комплексы. Но это противоречило статье 256 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства, объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. По сути, данное положение статьи 256 НК РФ не давало нам возможность благоустроить территорию. Теперь же в связи с изменениями, которые внесены в главу 25 НК РФ, начиная с 1 января 2006 года и базируясь на санитарных нормах, мы обязаны благоустраивать территорию и учитывать эту сумму для целей налогообложения прибыли.

    До 1 января 2006 года такие расходы по нашему мнению можно было относить к прочим экономически обоснованным расходам.

    При этом обращаем внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 13 октября 2005 года N18-11/2/73604 в котором разъясняется, что, организация не вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы по содержанию прилегающих к зданию территорий, если у этой организации отсутствуют документы, оформленные согласно законодательству РФ, подтверждающие ее права пользования земельным участком, прилегающим к сдаваемому в аренду зданию, находящемуся в собственности организации-арендодателя.

    Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ). В стоимость включаются также комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

    Абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ установлен порядок определения стоимости материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Порядком определено, что стоимость рассчитывается как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 НК РФ. Положения указанных пунктов определяют, что признаются внереализационными доходами:

  • доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, когда они получены при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении);
  • доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Пунктом 5 статьи 274 НК РФ установлено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.

    Ранее налоговые органы в Письме МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года N02-5-10/33 "О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщали: учитывая, что расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается.

    Теперь методика оценки такого имущества установлена НК РФ.

    Пример.

    В 2006 году при проведении инвентаризации организация выявила излишки материально-производственных запасов. Излишки оценены по цене возможной реализации в сумме 1000 рублей. Позже было принято решение о реализации излишков.

    В этом случае организация в соответствии с установленной методикой расчета определяет сумму расходов в следующем порядке:

    1 000 х 24% = 240 рублей.

    Окончание примера.

    Настоятельно рекомендуем налогоплательщикам разработать налоговый регистр для учета стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, и материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, так как дальнейшая реализация этого имущества не всегда происходит в одних и тех же налоговых периодах. В бухгалтерским учете разница между рыночной стоимостью и стоимостью для целей налогового учета будет формировать постоянную разницу в момент списания материалов. Обращаем ваше внимание на следующий момент, возникший при введении в действие данного пункта. В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов определяется как сумма налога, исчисленная именно с дохода, а не как сумма налога на прибыль, то есть это условный расчет и возможно, применяя данную методику, даже в убыточных налоговых периодах увидеть в декларации данную сумму, подлежащую уплате в бюджет, невозможно.

    В НК РФ есть неустранимое противоречие, которое могут применять те, кто считает данное изменение не справедливым или те, кто правильно вел хозяйственную деятельность в 2002 - 2005 годах и проводил выявление материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. В качестве аргумента для оспаривания точки зрения налоговых органов, изложенной в Письме МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года N02-5-10/33 может служить текст четвертого абзаца пункта 3 статьи 248 НК РФ, где сказано, что суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов. Соответственно, налогоплательщик может принять решение не учитывать вышеуказанные суммы стоимости материально-производственных запасов при формировании расходов, но на сумму стоимости материально-производственных запасов производит уменьшение налогооблагаемого дохода. Например, при инвентаризации выявлен излишек товаров, который стоит (в соответствии с 40 статьей НК РФ) 1000 рублей, далее налогоплательщик продает имущество за 1100 рублей, в облагаемый доход ставится в момент проведения инвентаризации 1000 рублей, а в момент реализации только 100 рублей. В итоге налогообложению подлежит вся сумма дохода и не произойдет повторного включения в состав доходов сумм, отраженных в составе доходов налогоплательщика ранее. При использовании материалов в производстве или создании основного средства данный метод применим исключительно при соблюдении строгих стандартов специального регистра налогового учета.

    Пунктом 3 статьи 254 НК РФ установлен порядок списания стоимости тары. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, то из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно быть определено условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.

    В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ. В этой статье установлен порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров, для целей налогового учета.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 254 НК РФ сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но неиспользованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.

    Пунктом 6 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что "сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов".

    Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

    Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного сырья, материала для производства других видов продукции (работ, услуг). Не относится к расходам также попутная (сопряженная) продукция.

    Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
  • по цене реализации материального ресурса, если отходы реализуются на сторону. К материальным расходам для целей налогообложения на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 254 НК РФ приравниваются расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 НК РФ.

    Если расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия связаны с расходами на освоение природных ресурсов, то они должны быть выделены в налоговом учете в самостоятельный элемент расходной части налоговой базы. В целях налогообложения такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном статьями 261 и 325 НК РФ.

    Ведение деятельности по освоению природных ресурсов возможно только при наличии в организации соответствующих лицензий.

    Согласно Положению о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N3314-1 "О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами", лицензии установленного образца выдаются в соответствии с видами пользования недрами:

  • добычи полезных ископаемых;
  • для геологического изучения недр;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых объектов. К расходам на рекультивацию земель относятся, в частности, расходы на подготовку площадок для хранения плодородного слоя земли, снятие его, перевозку, складирование и хранение, последующую рекультивацию изъятых из сельскохозяйственного оборота земель, посадка зеленых насаждений, устройство водоемов и так далее.

    К материальным расходам приравниваются согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (естественная убыль) материально-производственных запасов обусловлены физико-химическими характеристиками этих ценностей. Поскольку такие потери возникают объективно в процессе торгово-производственной деятельности, их нормируют. Нормы убыли устанавливают в процентном отношении к стоимости или к натуральным показателям отдельных видов товаров.

    Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" (далее - Постановление N814) установлено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи товарно - материальных ценностей, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

    В пункте 2 Постановления N814 перечислены федеральные органы исполнительной власти, которым было поручено разработать соответствующие нормы, но пока далеко не все это сделали.

    Законом N58-ФЗ установлено (статья 7 Закона N58-ФЗ), что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

    Это позволит организациям, которые не хотели спорить с налоговыми органами и все потери в пределах норм естественной убыли относили за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, подать уточненные декларации по налогу на прибыль и вернуть излишне уплаченный налог на прибыль, начиная с 2002 года.

    К материальным расходам приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке.Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

    Данный вид расходов обусловлен, прежде всего, особенностями технологического процесса производства продукции. Так, например, в металлургии часть металла уходит в шлак, при выпуске отдельных видов сложных отливок имеет место технологически неизбежный брак. При транспортировке различных грузов возможны потери в виде остатка материалов в средствах транспортировки (например, нефти в цистернах).

    Технологические потери материальных ресурсов при производстве и (или) транспортировке должны быть обоснованы соответствующим расчетом с учетом технологического процесса. В данном расчете должен быть использован норматив образования технологических потерь каждого вида сырья и материалов, используемых в производстве. Для того, чтобы установить норматив образования технологических потерь необходимо использовать отраслевые нормативные акты и иные нормативные документы, которые регламентируют ход технологического процесса.

    Документом, подтверждающим технологические потери, является технологическая карта производства. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организация должна самостоятельно разработать форму данного документа и утвердить ее в учетной политике. При этом документ должен иметь все необходимые реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    Минфин РФ в Письме от 27 марта 2006 года N03-03-04/1/289 разъясняет следующее:

    Порядок отраслевого урегулирования вопросов разработки и утверждения нормативов технологических потерь при производстве и (или) транспортировке не является предметом ведения законодательства о налогах и сборах.

    Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.

    Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером).

    Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

    При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обусловливается особенностью технологического процесса.

    В том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

    Расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий также отнесены к материальным расходам. При формировании перечисленных расходов необходимо исключить расходы, связанные с освоением природных ресурсов.

    Методы оценки сырья и материалов при списании их в производство установлены пунктом 8 статьи 254 НК РФ. В соответствии с названным пунктом при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов в производство используется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); Выбранный метод закрепляется организацией в учетной политике для целей налогообложения.

    Более подробно с вопросами, касающимися учета материально производственных запасов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Материально-производственные запасы".

    Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"


  • Голосов: 8 Средний бал: 5.00
    Оцените статью: