ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ
Специальные налоговые режимы, установленные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ), в том числе упрощенная система налогообложения, вводятся в действие с 1 января 2003 г. (ст. 8 Закона N 104-ФЗ). При этом переход на упрощенную систему допускается только с начала нового года (в отличие от ранее действовавшего порядка, при котором налогоплательщик мог перейти на упрощенную систему с начала нового квартала (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", утратившего силу с 1 января 2003 г., далее - Закон N 222-ФЗ). Таким образом, при соблюдении установленного НК РФ порядка предприятия (предприниматели) вправе применять упрощенную систему налогообложения уже с 1 января 2003 г. Рассмотрим, какие же действия должны предпринять налогоплательщики для того, чтобы перейти на упрощенную систему.
1. Действующие предприятия и индивидуальные предприниматели В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ предприятия и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. Иначе говоря, налогоплательщики, которые хотели перейти на упрощенную систему уже с 1 января 2003 г., должны были подать такое заявление в период с 1 октября 2002 г. по 30 ноября 2002 г. Если заявление о переходе в названный срок подано не было, то переход будет возможен только с начала следующего, 2004 г. В заявлении предприятия должны указать размер доходов за 9 месяцев текущего года* и сообщить о выборе объекта налогообложения - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ); предприниматели сообщают только о выборе объекта налогообложения. * Для целей перехода на упрощенную систему размер доходов от реализации за 9 месяцев года подачи заявления не может превышать установленного п. 2 ст. 346.12 НК РФ предела в 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).
Выбор объекта налогообложения должен быть произведен до начала налогового периода, в котором планируется переход на упрощенную систему подачи заявления. Если же налогоплательщик передумал и изменил свое решение после подачи заявления о переходе, то ему следует уведомить налоговый орган об этом факте не позднее 20 декабря года подачи заявления (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Обращаем внимание, что объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Так что шанс изменить выбранный объект с момента подачи в налоговый орган заявления о переходе до 20 декабря года подачи заявления - это единственная возможность, предоставленная налогоплательщику. Отметим также, что с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения будет признаваться доход, уменьшенный на величину расходов (см. ст. 6 Закона N 104-ФЗ). Это правило будет распространяться как на налогоплательщиков, осуществляющих переход на упрощенную систему с 1 января 2005 г., так и на налогоплательщиков, уже перешедших на эту систему ранее (независимо от того, какой объект налогообложения был избран ими при переходе). МНС России своим приказом от 19 февраля 2002 г. N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (далее - Приказ N ВГ-3-22/495) утвердило форму N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему" (см. приложение 1 к названному Приказу) и рекомендовало ее к применению налогоплательщиками. Обращаем внимание, что поскольку форма N 26.2-1 является рекомендуемой, налоговые органы не вправе требовать от организаций и предпринимателей точного ее соблюдения. Отметим, что главой 26.2 НК РФ не предусмотрена выдача налогоплательщику патента или иного свидетельства на право применения упрощенной системы налогообложения (в отличие от ранее действовавшего Закона N 222-ФЗ). Следовательно, можно сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему фактически осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке. При этом МНС России разработало следующий порядок рассмотрения заявлений налогоплательщиков. Заявление налогоплательщика о переходе с начала следующего года на упрощенную систему должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня его регистрации в налоговом органе. Этот срок указан в п. 12 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706 (далее - Методические рекомендации), со ссылкой на подп. 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. N 68. По результатам рассмотрения налоговый орган направляет налогоплательщику либо "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" (форма N 26.2-2, утверждена Приказом N ВГ-3-22/495), либо "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения" (форма N 26.2-3, утверждена тем же Приказом). Во втором случае налоговый орган обязан указать основания, не позволяющие налогоплательщику применять упрощенную систему налогообложения, со ссылками на соответствующие пункты статей 346.12 и 346.13 НК РФ. На наш взгляд, разработанные МНС России формы уведомлений не меняют характера перехода на упрощенную систему, установленного главой 26.2 НК РФ. В обязанности налогоплательщика, изъявившего желание перейти на упрощенную систему, входит только подача в установленный срок заявления в налоговый орган. Выполнив эту обязанность, налогоплательщик вправе с начала следующего года применять упрощенную систему налогообложения. Уведомление налогового органа не является разрешительным документом (поскольку такой документ не предусмотрен НК РФ), оно имеет, скорее, информационный характер - т.е. информирует налогоплательщика о том, что его заявление рассмотрено налоговым органом и налоговый орган не имеет возражений в связи с переходом налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения. Если же налоговый орган направляет налогоплательщику форму N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы", то формально такое уведомление также не является препятствием для перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения. Однако заявителю следует учитывать, что налоговый орган по соответствующим основаниям (указываемым в уведомлении) считает, что в данном случае переход на упрощенную систему не может быть осуществлен. Следовательно, налоговый орган будет рассматривать данное предприятие (данного предпринимателя) как налогоплательщика, который несет обязанности по уплате налогов в соответствии с общим режимом налогообложения, и при невыполнении этих обязанностей к нему будут применяться соответствующие меры налоговой ответственности. Поэтому налогоплательщику в такой ситуации нужно быть готовым доказывать правомерность применения им упрощенной системы налогообложения в суде.
2. Вновь зарегистрированные предприятия и предприниматели Правило о том, что переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется только с начала нового года, не распространяется на вновь созданных и зарегистрированных налогоплательщиков. Такие предприятия и предприниматели вправе подать заявление о желании применять упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах и применять в этом случае упрощенную систему с момента регистрации независимо от того, на какой период календарного года этот момент приходится (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Приведенное положение является дополнительным подтверждением уведомительного характера перехода на упрощенную систему налогообложения. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня подачи необходимых документов (п. 2 ст. 84 НК РФ), а Методические рекомендации предполагают рассматривать заявление о применении упрощенной системы в течение месяца. Следовательно, уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в любом случае будет направлено вновь зарегистрированному налогоплательщику значительно позже, чем будет выдано свидетельство о регистрации. А как установлено п. 2 ст. 346.13 НК РФ, применять упрощенную систему вновь зарегистрированный налогоплательщик имеет право уже с момента его регистрации в налоговом органе (при условии, что он подал заявление о применении такой системы одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет).
ВОЗВРАТ ОТ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ 1. Добровольный возврат Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе вернуться к общему режиму налогообложения только с начала нового налогового периода (календарного года). Для этого им необходимо уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на общий режим налогообложения (пункты 3, 6 ст. 346.13 НК РФ). Например, если предприятие, применявшее упрощенную систему в 2003 г., намерено в 2004 г. перейти на общий режим налогообложения, оно должно не позднее 15 января 2004 г. уведомить налоговый орган. Это немаловажный момент, поскольку, как следует из приведенных норм НК РФ, если налогоплательщик не уведомит налоговый орган в установленный срок, то он обязан будет продолжать применять упрощенную систему до конца очередного налогового периода (в данном примере - до конца 2004 г.). Форму N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" (приложение 4 к Приказу N ВГ-3-22/495) налогоплательщик должен направить налоговый орган по месту своего учета (месту жительства). Еще раз подчеркнем, что все формы, утвержденные данным Приказом, являются рекомендуемыми, а не обязательными, поэтому налогоплательщик вправе сообщить о своем отказе в любой письменной форме.
2. Принудительный возврат Помимо возврата к общему режиму налогообложения по собственному желанию, п. 4 ст. 346.13 НК РФ предусмотрены два случая, которые можно назвать принудительным возвратом, поскольку в этих случаях налогоплательщик обязан перейти обратно на общий режим налогообложения независимо от своего желания в связи с тем, что им допущены следующие нарушения: 1) по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 млн руб.; 2) по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (т.е. в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, и ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н), превысила 100 млн руб. При этом превышение суммы дохода над установленным ограничением является основанием для принудительного возврата независимо от того, какой объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) был избран налогоплательщиком при переходе на упрощенную систему налогообложения. ПРИМЕР. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. Объектом налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 9 месяцев 2003 г. доходы предприятия, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, составили 16 млн руб. Расходы за этот же период составили 11,5 млн руб. С III квартала 2003 г. такое предприятие теряет право на применение упрощенной системы. Обращаем внимание, что при определении права налогоплательщика на переход на упрощенную систему налогообложения и при определении обязанности вернуться к общему режиму до конца налогового периода (принудительный возврат) законодатель использует различные понятия дохода: - при переходе к упрощенной системе оценивается величина дохода предприятия от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев текущего года; - при принудительном возврате к общему режиму оценивается величина всего дохода предприятия (предпринимателя), включая внереализационный доход (в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ), полученного за истекший отчетный (налоговый) период (этот момент также подчеркнут в п. 13 Методических рекомендаций). В случае принудительного возврата налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено такое превышение. По итогам этого квартала квартальный авансовый платеж по единому налогу (который должен уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом), уплате не подлежит. Вместо этого налогоплательщик должен исчислить и уплатить за этот квартал все суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, так, как если бы он был вновь зарегистрированным налогоплательщиком (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Таким образом, налогоплательщику следует рассчитать и уплатить налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог с продаж, налог на имущество предприятий (или налог на доходы физических лиц, НДС, налог с продаж, налог на имущество, ЕСН - для индивидуальных предпринимателей) в порядке, предусмотренном соответствующим налоговым законодательством для вновь зарегистрированных предпринимателей. Например, в соответствии с п. 6 ст. 286 НК РФ организации, созданные после вступления в силу главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации. Таким образом, в случае принудительного возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщик по итогам квартала, в котором произошел возврат, должен уплатить налог на прибыль в сумме, равной соответствующей налоговой ставке процентной доле налоговой базы по налогу на прибыль, а в дальнейшем при решении вопроса о необходимости уплаты ежемесячных платежей и порядке их расчета руководствоваться правилами главы 25 НК РФ. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения в порядке принудительного возврата, освобождается от пеней и штрафов за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором произошел возврат (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Такое освобождение связано с тем, что хотя налогоплательщик и считается вернувшимся к общему режиму уже с начала квартала, в котором произошло нарушение установленных ограничений, сделать вывод о факте нарушения можно только по итогам определенного периода, когда сроки для уплаты хотя бы части установленных ежемесячных платежей уже прошли. Следовательно, налогоплательщик никак не мог уплатить такие платежи своевременно, поэтому он не должен нести за это ответственность. ПРИМЕР. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. По состоянию на 1 августа 2003 г. остаточная стоимость основных средств, определяемая по данным бухгалтерского учета, составила 102 млн руб. В этой связи предприятие утратило право на применение упрощенной системы налогообложения с III квартала 2003 г. Поскольку предприятие в III квартале реализовывало услуги, являющиеся объектом обложения НДС, у него возникает обязанность уплатить в срок до 20 октября 2003 г. НДС в сумме, равной соответствующей налоговой ставке налоговой базы по НДС за период июль - август 2003 г. Пени и штрафы за неуплату ежемесячных платежей по НДС с данного предприятия не взыскиваются. В то же время необходимо отметить, что в случае принудительного возврата налогоплательщик все же понесет ощутимые финансовые потери. Ведь в качестве плательщика единого налога он не являлся плательщиком косвенных налогов - НДС и налога с продаж, следовательно, у него не возникало обязанностей по предъявлению покупателям товаров (работ, услуг) соответствующей суммы НДС, а также суммы налога с продаж при совершении операций, являющихся объектом обложения НДС и (или) налогом с продаж. В случае принудительного возврата суммы НДС и налога с продаж за квартал, в котором произошел возврат, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке. Таким образом, поскольку в период применения упрощенной системы цена реализации товаров (работ, услуг) рассчитывалась налогоплательщиком без учета косвенных налогов, ему придется уплатить эти налоги в бюджет за счет собственных средств. ПРИМЕР. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. В III квартале 2003 г. выручка предприятия от реализации товаров составила 460 000 руб.: июль - 250 000 руб.; август - 170 000 руб.; сентябрь - 40 000 руб. При реализации товаров сумма НДС дополнительно к цене товаров покупателям не предъявлялась, так как предприятие как плательщик единого налога не являлось плательщиком НДС. По итогам 9 месяцев 2003 г. доход предприятия, рассчитанный нарастающим итогом с начала календарного года, превысил 15 млн руб. Таким образом, с III квартала 2003 г. предприятие считается вернувшимся к общему режиму налогообложения. Ставка НДС по товарам, реализованным предприятием, составляет 20%. Таким образом, предприятие должно уплатить в бюджет НДС в размере 92 000 руб. (460 000 руб. х 20%) в срок до 20 октября 2003 г. и представить налоговую декларацию по НДС за III квартал 2003 г. в налоговый орган. Учитывая изложенное, налогоплательщикам следует помнить, какими последствиями грозит принудительный возврат к общему режиму и постараться не допустить нарушения установленных ограничений до конца налогового периода. Если же это все-таки произошло, то необходимо иметь в виду следующее. Подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ установлено, что если лицо, не являющееся плательщиком НДС (или освобожденное от обязанностей плательщика НДС), выставит покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру с выделением суммы НДС, то такое лицо обязано будет внести соответствующую сумму налога в бюджет в установленные сроки. Иначе говоря, предприятия (предприниматели), не являющиеся плательщиками НДС, тем не менее могут выставлять счета-фактуры с выделением суммы НДС, но в этом случае они обязаны будут вносить выделенные суммы налога в бюджет. Приведенная норма позволяет налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему, начать выставлять счета-фактуры с выделением НДС не с квартала, следующего за тем кварталом, в котором произошло нарушение ограничений, а уже с того момента, когда станет очевидно, что нарушение в данном квартале уже произошло (чтобы уменьшить финансовые потери, вызванные принудительным возвратом). ПРИМЕР. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. По состоянию на 5 июля 2003 г. доход предприятия от реализации работ и услуг составил 15,1 млн руб. Очевидно, что начиная с III квартала предприятие утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом предприятие вправе, не дожидаясь окончания III квартала 2003 г., выставлять покупателям счета-фактуры с выделением НДС, хотя оно и не обязано это делать до конца квартала. Аналогичным образом, на наш взгляд, можно поступить с налогом с продаж. Если плательщик единого налога начнет начислять налог с продаж и взимать его с покупателей (при совершении операций, облагаемых налогом с продаж) с того момента, как факт совершения нарушений в данном квартале, ведущих к принудительному возврату, станет очевидным, его действия не будут являться неправомерными. Тот факт, что формально обязанность налогоплательщика вернуться к общему режиму до окончания налогового периода определяется по итогам очередного квартала, никак не влияет на неминуемость такого возврата. Если доход налогоплательщика на начало квартала превысит установленный предел - 15 млн руб., то к концу квартала меньше он уже не станет, следовательно, налогоплательщику по итогам такого квартала все равно придется начислить и уплатить в бюджет налог с продаж, причем налоговая база будет рассчитываться с начала данного квартала. Поэтому, чтобы не платить налог с продаж за счет собственных средств, есть смысл брать его с покупателей. Нам представляется, что налогоплательщик в таких ситуациях вправе сам решать, что ему выгоднее с экономической точки зрения. Например, такой налог, как ЕСН предприятию (предпринимателю) все равно придется платить за счет собственных средств, поэтому он может начать его начислять как с момента нарушения ограничений, так и по итогам квартала, в котором произошло нарушение. Поскольку, как было отмечено выше, пени за неуплату ежемесячных платежей в квартале, в котором произошел принудительный возврат, не взимаются, налогоплательщик с полным правом может уплатить ЕСН только по окончании этого квартала. А в случае с косвенными налогами, уплачиваемыми за счет покупателей товаров (работ, услуг), налогоплательщику лучше подстраховаться, иначе придется их платить за счет собственных средств. Налогоплательщик, вернувшийся к общему режиму налогообложения по вышеизложенным причинам, обязан сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход либо стоимость основных средств и нематериальных активов превысили установленные ограничения (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Форма такого сообщения рекомендована к применению упомянутым выше Приказом МНС России от 19 февраля 2002 г. N ВГ-3-22/495 (форма N 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения").
* * *
Таким образом, есть два основания принудительного возврата, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, - нарушения налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Возникает вопрос: а если налогоплательщик перестанет соответствовать иным критериям, при которых НК РФ разрешает использование упрощенной системы (подпункты 1 - 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)? Например, если налогоплательщик в текущем налоговом периоде зарегистрирует филиал? С одной стороны, НК РФ не обязывает налогоплательщиков возвращаться в этих случаях к общему режиму налогообложения и не предусматривает порядка такого возврата. Методические рекомендации МНС России этот вопрос также не затрагивают. С другой стороны, в п. 3 ст. 346.12 НК РФ четко указано, что организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Следовательно, с момента регистрации филиала применение такими налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения становится неправомерным, поскольку это прямо противоречит НК РФ. Если налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему, то он обязан уплачивать все установленные налоговым законодательством РФ налоги и сборы в общеустановленном порядке, и невыполнение этой обязанности, безусловно, повлечет применение к такому налогоплательщику мер налоговой ответственности. Напомним, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривавшего ежегодную выдачу патента на право применения упрощенной системы (п. 1 ст. 5 Закона 222-ФЗ), для перехода на упрощенную систему в соответствии с правилами главы 26.2 НК РФ налогоплательщику достаточно подать заявление один раз - перед началом года применения (или в момент постановки на налоговый учет). И если налогоплательщик не откажется добровольно или не будет обязан вернуться к общему режиму налогообложения по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 346.13 НК РФ, то он вправе продолжать применять упрощенную систему все последующие годы. Таким образом, если предположить, что налогоплательщику не следует отказываться от упрощенной системы в случае нарушения условий п. 3 ст. 346.12 НК РФ (исходя из буквального понимания положений ст. 346.13 НК РФ), то можно сделать вывод о том, что ограничения, установленные названным пунктом, применяются только в момент перехода на упрощенную систему налогообложения. Однако формулировка п. 3 ст. ст. 346.12 НК РФ вполне определенна: "не вправе применять упрощенную систему". По нашему мнению, это означает следующее: 1) налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, не вправе это сделать при несоответствии названным в данном пункте критериям; 2) налогоплательщики, уже применяющие данную систему в течение одного или нескольких налоговых периодов, не вправе продолжать применять ее при нарушении названных критериев. (В противном случае ограничения, установленные п. 3 ст. 346.12 НК РФ теряют всякий смысл). Исходя из изложенного, представляется, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и переставший соответствовать любому из критериев, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, обязан вернуться к общему режиму налогообложения. Вопрос в том, как это сделать. Удивительно, что законодатель оставил этот вопрос без внимания при разработке положений главы 26.2 НК РФ, ведь аналогичные проблемы уже возникали при применении Закона N 222-ФЗ. Статьей 5 данного Закона также были установлены определенные требования к субъектам упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности: соблюдение предела численности работающих, размера выручки, отказ от осуществления определенных видов деятельности (например, производство подакцизных товаров, игорный бизнес), отсутствие задолженностей по налогам и т.д. Но поскольку патент выдавался ежегодно, то и соблюдение этих требований ежегодно проверялось перед выдачей очередного патента, и если они нарушались, то следующий патент налогоплательщик не получал. Что же касается нарушений в течение календарного года, на который был выдан патент, то в Законе N 222-ФЗ содержался порядок принудительного возврата только в случае превышения численности работников - в этом случае налогоплательщики обязаны были перейти на общий режим налогообложения с квартала, следующего за кварталом, в котором представлялся расчет за отчетный период (т.е. через один квартал после квартала, в котором произошло нарушение). Относительно иных нарушений принудительный возврат Законом N 222-ФЗ предусмотрен не был. В связи с этим МНС России было издано письмо от 4 июня 2002 г. N 22-1-15/801-Ф491 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности", в п. 1 которого разъяснялось, что если организация, применяющая упрощенную систему, стала осуществлять виды деятельности, указанные в п. 2 ст. 2 Закона N 222-ФЗ (т.е. те, которые субъект упрощенной системы осуществлять не вправе), или перестала быть субъектом малого предпринимательства, то она обязана вернуться к общему режиму налогообложения с квартала, следующего за кварталом, в котором был получен доход от новых видов деятельности или в котором были внесены изменения в учредительные документы, в результате чего организация-налогоплательщик перестала быть субъектом малого предпринимательства. Следует учитывать, что данное письмо не является нормативным документом, обязательным к применению, оно лишь частично излагает мнение МНС России в ответ на запрос конкретного налогоплательщика. Кроме того, разъяснения даны относительно применения Закона N 222-ФЗ, утратившего силу с 1 января 2003 г., поэтому руководствоваться данным письмом при применении положений главы 26.2 НК РФ не стоит. Однако очевидно, что какие-либо официальные разъяснения (или поправки в НК РФ) все же должны последовать. Вернемся к нашему примеру. В каком же порядке должен налогоплательщик, применяющий упрощенную систему и зарегистрировавший филиал в течение налогового периода, вернуться к общему режиму налогообложения? По нашему мнению, ему следует сделать это с начала следующего календарного года, так как п. 3 ст. 346.13 НК РФ императивно установлено, что налогоплательщик не вправе вернуться к общему режиму до окончания налогового периода (за исключением предусмотренных п. 4 данной статьи случаев). Поскольку иной порядок не установлен, налогоплательщику необходимо соблюсти порядок, предусмотренный для добровольного отказа (может быть, законодатель рассчитывал на сознательность налогоплательщиков?), т.е. перейти к общему режиму налогообложения с календарного года, следующего за годом, в котором был зарегистрирован филиал. При этом необходимо не позднее 15 января года, в котором производится переход, уведомить налоговый орган, используя форму N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения". Аналогично, на наш взгляд, следует поступать налогоплательщикам, которые в течение налогового периода утратили право на применение упрощенной системы по каким-либо иным основаниям из предусмотренных подпунктами 1 - 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
* * *
Независимо от того, по каким основаниям (добровольно или принудительно) произошел возврат к общему режиму налогообложения, налогоплательщик имеет право снова переходить на упрощенную систему по истечении как минимум одного календарного года уплаты налогов и сборов в общем режиме налогообложения, так как перейти на упрощенную систему можно только с начала календарного года. ПРИМЕР. С 1 января 2003 г. предприятие применяло упрощенную систему налогообложения. По итогам полугодия 2003 г. остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов предприятия превысила установленный предел, в связи с чем оно утратило право на применение упрощенной системы. Таким образом, начиная со II квартала 2003 г. данное предприятие возвращается к общему режиму налогообложения. Вновь перейти на упрощенную систему такое предприятие сможет не ранее 1 января 2005 г.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД При переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно налогоплательщики-предприятия, использующие для признания доходов и расходов метод начисления, обязаны соблюдать определенные правила. Напомним, что при использовании этого метода доходы (расходы) признаются не в том периоде, в котором они были фактически получены (произведены), а в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделок в соответствии с нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Эти особенности метода начисления и вызвали необходимость разработки вышеназванных правил при переходе на упрощенную систему налогообложения. Суть этих правил состоит в некоторой корректировке налоговой базы по единому налогу.
1. Переход с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ
Правила, связанные с налоговым учетом доходов в момент перехода от общего режима налогообложения на упрощенную систему, касаются всех налогоплательщиков независимо от выбранного ими объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Правило 1. Денежные средства, полученные в период применения общего режима в оплату по договорам, исполнение которых планируется после перехода на упрощенную систему, включаются в налоговую базу по единому налогу на дату перехода на упрощенную систему налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Здесь подразумеваются средства, которые были получены в качестве предоплаты (аванса) за товары (работы, услуги), поставка (выполнение) которых планировалась в будущем. При использовании метода начисления такие средства на момент фактического получения не учитывались в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как по правилам признания доходов по методу начисления доход от реализации считается полученным на дату реализации товаров, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ независимо от фактического поступления денежных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ). ПРИМЕР. В декабре 2002 г. предприятие получило в качестве предоплаты 50 000 руб. за разработку технического проекта. Поскольку предприятие использовало метод начисления, эти доходы не были включены в налоговую базу 2002 г. по налогу на прибыль, так как в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ является передача результатов выполненных работ. Завершение разработки проекта и передача результата заказчику по акту приема-передачи планировалось осуществить в конце I квартала 2003 г. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. Сумма предоплаты (50 000 руб.) должна быть включена в налоговую базу по единому налогу за I квартал 2003 г.
Правило 2. Денежные средства, полученные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения, не включаются в налоговую базу по единому налогу, если в период применения общего режима указанные суммы были включены в состав доходов в соответствии с правилами налогового учета по методу начисления (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Это правило обусловлено тем, что при методе начисления доходы учитываются для целей налогообложения на дату реализации товаров независимо от фактической оплаты. ПРИМЕР. Предприятие в ноябре 2002 г. осуществляло поставки товаров. По условиям договора оплата от контрагента в размере 250 тыс. руб. должна была поступить только в январе 2003 г. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары. Поскольку право собственности на товары было передано в 2002 г., следовательно, по правилам, установленным главой 25 НК РФ, для признания доходов по методу начисления доход от реализации считался полученным и был включен в налоговую базу по налогу на прибыль в ноябре 2002 г. С 1 января 2003 г. предприятие перешло на использование упрощенного режима налогообложения. Оплата за товар поступила на расчетный счет предприятия 28 января 2003 г., но эта сумма не будет включаться в состав доходов, облагаемых единым налогом.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ Эти правила касаются только тех налогоплательщиков, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Правило 1. Расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была произведена в период применения общего режима налогообложения. Если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему, то расходы признаются на дату оплаты (подп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Относительно данного правила необходимо сказать следующее. В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты. Из данной формулировки можно сделать вывод о том, что для принятия расходов необходимо одновременное выполнение двух условий: - осуществление затрат; - фактическая оплата затрат. Поэтому расходы, осуществленные после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются в качестве таковых для целей обложения единым налогом в зависимости от того, когда имеет место выполнение этих двух условий. Если расходы оплачены до перехода, то они включаются в состав расходов на момент осуществления расходов в период действия упрощенной системы, если расходы оплачены после перехода (при том, что расходы осуществлены), - то на момент оплаты. Однако возникает вопрос: что считать осуществлением затрат? Большинство расходов принимаются в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Соответственно для определения конкретной даты осуществления затрат необходимо руководствоваться статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, в п. 19 Методических рекомендаций указано, что для целей включения затрат (за исключением затрат по приобретению основных средств) в расходы плательщику единого налога необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ. В соответствии с названным подпунктом расходы учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств со счета или выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Таким образом, Методические рекомендации, в сущности, ориентируют налогоплательщика на применение кассового метода при учете расходов для целей налогообложения единым налогом. Однако сам кассовый метод вызывает много вопросов. Поясним на примере. ПРИМЕР. Предприятие в декабре 2002 г. заключило контракт на поставку товаров и перечислило в порядке предоплаты поставщику стоимость этих товаров в размере 1 500 000 руб. В соответствии с условиями контракта поставка должна была быть осуществлена не позднее 1 февраля 2003 г. Для признания расходов предприятие использовало метод начисления, в соответствии с которым расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому сумма предоплаты не учитывалась в составе расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли в 2002 г. Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. Товары поступили 30 января 2003 г. Реализация товаров покупателям производилась партиями в период февраль - июнь 2003 г. Согласно положениям ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров доходы от их реализации уменьшаются на стоимость их приобретения. Таким образом, затраты на приобретение таких товаров могут учитываться только по мере их реализации. Следовательно, в данном случае датой осуществления затрат на приобретение товаров будет дата реализации покупателям конкретной партии. До момента реализации затраты на приобретение в качестве расходов не могут быть учтены*. ПРИМЕР. Предприятие в декабре 2002 г. выплатило аванс за оказание услуг по ремонту основных средств в сумме 45 000 руб. В соответствии с правилами ст. 272 НК РФ данные расходы не были включены в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в 2002 г. С 1 января 2003 г. предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. Услуги по ремонту основных средств были оказаны 15 января 2003 г. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ данные расходы уменьшают полученные доходы налогоплательщика. Следовательно, затраты предприятия в сумме 45 000 руб. включаются в состав расходов предприятия, уменьшающих полученные им доходы на дату оказания услуг - на 15 января 2003 г.
Что касается второй части рассматриваемого правила - расходы, осуществленные и оплаченные после перехода на упрощенную систему, учитываются на дату оплаты, то смысл включения ее в правила налогового учета расходов переходного периода непонятен. Если расходы и осуществлены, и оплачены после перехода налогоплательщика от общего режима на упрощенную систему налогообложения, то это уже расходы не переходного периода, а периода работы налогоплательщика по правилам упрощенной системы налогообложения. Следовательно, налоговый учет таких расходов должен производиться в соответствии с нормами главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
* Вопрос о порядке учета расходов на приобретение товаров для перепродажи является спорным. Ряд специалистов считают, что при применении упрощенной системы такие расходы можно учитывать после оплаты и оприходования товаров независимо от даты реализации. На наш взгляд, такая точка зрения безосновательна. В пункте 1 ст. 268 НК РФ четко сформулировано, что налогоплательщик вправе уменьшить доходы от операций по реализации покупных товаров на стоимость их приобретения при реализации таких товаров. Следовательно, включение стоимости приобретения покупных товаров в состав расходов до их реализации является неправомерным.
Правило 2. Если расходы учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (в период использования общего режима), а денежные средства в оплату этих расходов уплачены после перехода на упрощенную систему, то такие денежные средства не вычитаются из налоговой базы по единому налогу (подп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). При использовании метода начисления расходы учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств в соответствии с правилами ст. 272 НК РФ. ПРИМЕР. У предприятия, использующего метод начисления, в декабре 2002 г. возникла задолженность по заработной плате своим работникам в сумме 137 000 руб. Поскольку данная сумма была начислена в декабре 2002 г., она была включена в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в 2002 г. согласно п. 4 ст. 272 НК РФ. С 1 января 2003 г. предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. Задолженность по заработной плате за декабрь 2002 г. фактически была выплачена работникам 27 января 2003 г. Однако сумма данной выплаты не будет включаться в состав расходов для целей исчисления единого налога.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ При переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщику нужно сформировать в налоговом учете информацию об основных средствах, приобретенных до перехода на упрощенную систему (подп. 2 п. 1 ст. 346.25 НК РФ) (Подробнее на эту тему см. с. 66 - 71. Если основные средства были оплачены до перехода на упрощенную систему, то их остаточная стоимость отражается в налоговом учете на дату перехода в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. ПРИМЕР. Предприятие приобрело и оплатило основное средство 15 ноября 2002 г. Срок его полезного использования 4 года, т.е. 48 месяцев. Амортизация начислялась линейным способом. Первоначальная стоимость основного средства составила 160 000 руб. (без учета НДС). Расчет суммы амортизации в период общего режима налогообложения: норма амортизации: 1/48 х 100% = 2,083%; сумма амортизации за декабрь: 160 000 руб. х 2,083% = 3332,80 руб. С 1 января 2003 г. предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. Остаточная стоимость основного средства по состоянию на 1 января 2003 г. - 156 667,20 руб. (160 000 руб. - 3332,80 руб.). Эта стоимость отражается в налоговом учете предприятия на 1 января 2003 г. Если же основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему, но не оплачены, то их остаточная стоимость отражается в налоговом учете только начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата объекта основных средств. Остаточная стоимость в этом случае определяется как разница между ценой приобретения и суммой амортизации, начисленной в период применения общего режима налогообложения. ПРИМЕР. Предприятие приобрело основное средство 5 декабря 2002 г. Первоначальная стоимость основного средства составила 45 000 руб. Дата ввода в эксплуатацию - 15 декабря 2002 г. С 1 января 2003 г. предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. Оплата основного средства произведена 12 марта 2003 г. Остаточная стоимость основного средства по состоянию на 1 января 2003 г. равна его первоначальной стоимости, поскольку амортизация в период использования общего режима налогообложения не начислялась. В налоговом учете предприятия остаточная стоимость этого основного средства в размере 45 000 руб. будет отражаться только с 1 апреля 2003 г. При переходе на упрощенную систему налогообложения неурегулированным является вопрос о том, следует ли налогоплательщику восстанавливать "входной" НДС, зачтенный в период действия общего режима, в части, приходящейся на основные средства, нематериальные активы, остатки товаров и материалов на дату перехода? В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками данного налога, суммы "входного" НДС должны учитываться в стоимости таких товаров (работ, услуг). Если же такие суммы НДС были приняты в установленном порядке к вычету и возмещению, то они подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ). С момента перехода на упрощенную систему налогоплательщик перестает быть плательщиком НДС. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отношении основных средств и нематериальных активов, числящихся на балансе налогоплательщика на дату перехода, а также остатков товаров плательщик единого налога не имеет право на вычет суммы НДС и должен восстановить налог и уплатить его в бюджет. Именно такой позиции придерживаются налоговые органы. В то же время в момент принятия основных средств (нематериальных активов и товаров) на учет налогоплательщик был плательщиком НДС и принял суммы "входного" НДС к вычету правомерно. Кроме того, ни положениями главы 21 НК РФ, ни положениями главы 26.2 НК РФ обязанность налогоплательщика восстановить и уплатить ранее зачтенные суммы НДС на том основании, что он перестал быть плательщиком НДС, не установлена. Однако следует учитывать, что этот подход, скорее всего, приведет к спору с налоговыми органами и налогоплательщикам придется отстаивать свою позицию в суде.
2. Возврат от упрощенной системы к общему режиму налогообложения с использованием метода начисления Правило, применяемое при налоговом учете доходов: денежные средства, полученные налогоплательщиком после возврата к общему режиму налогообложения, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по единому налогу (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ при упрощенной системе налогообложения доходы признаются по кассовому методу, т.е. на дату поступления средств на счет предприятия или в кассу, на дату получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. Таким образом, исходя из данной нормы денежных средств, учтенных налогоплательщиком в период действия упрощенной системы, но фактически полученных после перехода на общий режим налогообложения, в принципе не может быть. Остается не ясным, зачем законодателю понадобилось формулировать такое правило, дезориентирующее и без того запутанного налогоплательщика. Правило, применяемое при налоговом учете расходов: расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). ПРИМЕР. Предприятие с 1 января 2004 г. осуществляет переход на общий режим налогообложения с использованием метода начисления. 25 февраля 2004 г. на предприятии была завершена аудиторская проверка. Услуги аудиторской компании были оплачены авансом 20 декабря 2003 г. (т.е. в период действия упрощенной системы). Затраты предприятия будут включены в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль I квартала 2004 г. на дату подписания акта проверки - 25 февраля 2004 г.
Правило, применяемое при налоговом учете основных средств: при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.2 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения (п. 3 ст. 346.25 НК РФ). Таким образом, налогоплательщику при возврате к общему режиму следует: 1) рассчитать суммы амортизации по числящимся у него на балансе основным средствам, так как если бы он являлся плательщиком налога на прибыль (т.е. в соответствии с правилами главы 25 НК РФ); 2) определить остаточную стоимость основных средств и отразить ее в налоговом учете на дату перехода; 3) сравнить рассчитанные суммы амортизации с суммами расходов на приобретение основных средств, которые налогоплательщик списал в состав расходов в период применения упрощенной системы согласно правилам главы 26.2 НК РФ; 4) если суммы учтенных расходов на приобретение основных средств будут больше рассчитанных сумм амортизации, разницу в налоговом учете следует отразить на дату перехода к общему режиму как доход. ПРИМЕР. Предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2004 г. возвращается к использованию общего режима налогообложения. По состоянию на 1 января 2004 г. у предприятия числится объект основных средств, приобретенный 20 марта 2003 г. Первоначальная стоимость объекта - 20 000 руб. Поскольку объект основных средств был приобретен в период применения упрощенной системы, расходы на его приобретение были включены в состав расходов единовременно, в момент ввода объекта в эксплуатацию 25 марта 2003 г. Таким образом, фактический срок использования объекта основных средств по состоянию на 1 января 2004 г. (с апреля 2003 г. по декабрь 2003 г. включительно) - 9 месяцев.
В соответствии с Классификацией основных средств объект основных средств относится ко 2-й амортизационной группе, по которой предусмотрен срок полезного использования от 2 до 3 лет (от 24 до 36 месяцев). Срок полезного использования данного объекта основных средств, определенный предприятием, - 36 месяцев. Налогоплательщику следует рассчитать сумму амортизации за период применения упрощенной системы налогообложения, исчисляемую по правилам главы 25 НК РФ: - ежемесячная норма амортизации в соответствии с правилами главы 25 НК РФ для данного объекта основных средств: 1/36 х 100% = = 2,78%; - сумма амортизации за время фактической эксплуатации объекта: 20 000 руб. х 2,78% х 9 мес. = 5004 руб. Остаточная стоимость объекта основных средств: 14 996 руб. (20 000 руб. - 5004 руб.). Сумма расходов на приобретение основных средств, учтенных в целях налогообложения единым налогом, превышает сумму амортизации, исчисленную по правилам главы 25 НК РФ, поэтому в состав доходов предприятия на 1 января 2004 г. включается разница этих сумм в размере 14 996 руб. Эта сумма будет увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль за 2004 г. |
|