Saldo.ru

Публикации

20 ноября 2017, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Немец А.Г.
журнал "Помощник бухгалтера"

Вас консультирует аудитор

На вопросы подписчиков отвечает директор ООО "Комплекс-Аудит" А.Г. Немец
(телефон 0832 - 56-25-55)

Организация хочет заключить договор аренды оборудования с физическим лицом, не являющимся предпринимателем. Оборудование является интеллектуальной собственностью физического лица и соответствует техническим условиям по его эксплуатации.
Как правильно отразить расходы по аренде оборудования в бухгалтерском и налоговом учете? ЗАО "Т" (г. Ярославль)

Полагаем, что прилагательное "интеллектуальной" к существительному "собственностью" появилось в вопросе по недоразумению, и считаем его ненаписанным.
То обстоятельство, что арендодатель не является индивидуальным предпринимателем, не является препятствием ни для заключения договора аренды, ни для признания расходов на аренду у арендатора в бухгалтерском и налоговом учете. Острые споры об отнесении на себестоимость затрат на аренду имущества у физического лица - не индивидуального предпринимателя потеряли почву с вступлением в действие главы 25 НК РФ.
В бухгалтерском учете расходы на аренду отражаются проводкой Д26 (20) К60. В налоговом учете они квалифицируются, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, как прочие расходы.
ЕСН на арендную плату начислять не надо (абз. 3 п. 1 ст. 236 НК РФ). НДФЛ с арендной платы удерживать придется (раз арендодатель не предприниматель). Датой признания дохода является дата фактической выплаты.


Санаторий сдаёт в аренду помещения. Арендаторы помимо арендной платы возмещают коммунальные услуги. НДС присутствует и в сумме аренды, и в сумме коммунальных услуг. НДС с аренды и коммунальных услуг перечисляется в бюджет. Санаторий в основной деятельности освобождён от НДС. Как правильно отразить в учёте "входной НДС" и НДС с коммунальных услуг, перечисленных арендаторами? Санаторий "Н" (Ставропольский край)
Если стоимость коммунальных услуг включена в стоимость аренды, то Вам не остается ничего иного, кроме как действовать по формальному правилу п. 4 ст. 170 НК РФ, т.е. делить сумму входного НДС пропорционально выручке от аренды и от основной деятельности.
Если арендаторы возмещают стоимость коммунальных услуг отдельно от аренды, то Вы можете вести учет по двум схемам.
1. "Перепродажа" коммунальных услуг. Современная редакция п. 4 ст. 170 НК РФ позволяет ставить к вычету суммы "входного" НДС, если соответствующие услуги могут быть напрямую привязаны к операциям, порождающим объект обложения НДС.
2. "Комиссия на покупку" коммунальных услуг, или "транзит". В этом случае в учете делаются проводки Д62 К60 на стоимость коммунальных услуг, включая НДС; "входной" НДС в части услуг, передаваемых арендаторам, на счет 19 не выделяется и к вычету не предъявляется. Указанные суммы НДС не отражаются ни в Книге покупок, ни в Книге продаж.
Второй вариант представляется нам более предпочтительным, особенно если соответствующие "заклинания" будут включены в договоры аренды. При первом варианте могут быть разногласия и споры с налоговыми органами: ведь коммунальные услуги, используемые при осуществлении основной деятельности, не отделены четко от услуг, стоимость которых передается арендаторам.


1. В Методических рекомендациях по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде ЕНВД", разд. 1, п. 2, абз. 7, указывается, что ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания. У нас на балансе стоит здание магазина общей площадью торгового зала 178 м2; из них 108 м2 сдается в аренду. Имеем ли мы право применять при налогообложении ЕНВД?
2. Можем ли мы относить авансовые платежи за товар на доходы будущих периодов, для того чтобы НДС брать с суммы авансового платежа только после того, как будет проведена реализация товара? ДЦРС (ст. Беркакит)

1. Обратимся к буквальному прочтению самого акта законодательства - Налогового кодекса. В пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ указано, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров. В ст. 346.27 дано определение площади торгового зала, которым и следует руководствоваться, не корректируя его с помощью "здравого смысла": это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов;
По инвентаризационным документам за Вами числится 178 м2 площади торгового зала. Однако в соответствии с договорами аренды (правоустанавливающими документами) 108 м2 площади торгового зала переданы во владение и пользование другим лицам; Ваша организация использовать их для собственной торговли не может. Поэтому Ваша организация использует для торговли не более 70 м2 площади. Таким образом, в этой части препятствия для перевода Вашей организации на уплату ЕНВД отсутствуют.
2. Таким трюками проблема уплаты (неуплаты) НДС не решаются. Налоги вообще (по крайней мере, в идеале) имеют экономическое основание (п. 3 ст. 3 НК РФ) и не могут быть поставлены в зависимость от нюансов бухгалтерского учета.
С другой стороны, имеются веские основания в открытую не платить НДС с полученных авансов (поскольку еще не сформировался объект налогообложения - реализация товаров, работ, услуг, имущественных прав). Однако эту дерзкую линию поведения следует быть готовыми защищать в суде.


ООО занимается ремонтом бытовой техники и с 01.01.03 переведено на уплату ЕНВД. Согласно ст. 346.27 НК РФ "бытовые услуги" - это платные услуги, оказываемые физическим лицам. В МНС РФ дают разъяснение: к физическим лицам относится население и предприниматели. Если мы ремонт бытовой техники производим юридическим лицам (больницам, детсадам), то эта часть бытовых услуг не попадает под ЕНВД? ООО "К" (г. Рыбинск)

Действительно, формально услуги по ремонту бытовой техники, оказываемые юридическим лицам, не подпадают под действие режима ЕНВД.


ПБОЮЛ занимается розничной торговлей книжной продукцией. При этом часть книг реализуется через магазин за наличный расчет, а другая часть - по безналичному расчету вузам и другим государственным учреждениям по их заказу (для конечного использования в своих целях). До 01.01.03 мы находились полностью на уплате ЕНВД. Как, начиная с 01.01.03, мы должны уплачивать налоги? Намечаются ли в нашем законодательстве какие-либо изменения по этому вопросу? ИП Х. (г. Астрахань)

Изменения уже произошли, и однозначно спрогнозировать их последствия сейчас трудно. Ранее МНС РФ в своем Письме от 19.01.01 ≤ ВБ-6-26/48@ согласилось (и это произошло далеко не сразу) считать продажу товаров по безналичному расчету юридическим лицам для удовлетворения их потребностей (т.е., не для дальнейшей перепродажи) деятельностью, не выпадающей из сферы действия ЕНВД.
Отметим, что это официальное толкование было приемлемым для налогоплательщиков, но не вполне законным.
С 01.01.03 отмеченное Письмо фактически утратило свое действие. В ст. 346.27 НК РФ дано специальное, для применения "внутри главы 26.3 НК РФ", определение розничной торговли как реализации за наличный расчет.
Поэтому, полагаем, в практике налоговых органов произойдет откат к первоначальной позиции: они будут требовать, чтобы операции по безналичным продажам облагались налогами в общеустановленном порядке, а налогоплательщики вели раздельный учет.
Об идеях исправить это положение путем внесения изменений в НК РФ нам ничего не известно.

Частный предприниматель, перешедший на УСН ("доходы минус расходы"), занимающийся розничной продажей товаров, отпускает товар населению за наличный, а так же по безналичному расчету и по пластиковым карточкам. Должен ли он отдельно вести учет безналичных расчетов и расчетов по пластиковым карточкам? Должен ли он платить какие-либо налоги, кроме единого налога по упрощенной системе налогообложения? Если должен, то как вести учет? ИП Y (Республика Саха-Якутия)

Если Вы действительно имеете право применять УСН (на территории республики не введен ЕНВД по розничной торговле либо у Вас имеется торговая точка с площадью торгового зала свыше 150 м2), то никакой необходимости вести раздельный учет выручки от различных форм продаж у Вас нет, поскольку режим УСН никак не привязан к форме расчетов. (В противном случае, смотрите ответ на предыдущий вопрос.)
УСН освобождает не от всех налогов, например, от "таможенного НДС" и вообще таможенных сборов, госпошлины, налога на рекламу и т.д. Уплачиваемые налоги включаются в состав расходов при формировании налоговой базы и учитываются в Книге учета доходов и расходов.


Организация переведена на уплату ЕНВД. В магазине, для удобства покупателей, используется банковская система "Золотая Корона". При расчете по карточкам "Золотая Корона", каким считается расчет - наличным или безналичным? Налоговая инспекция требует, чтобы с 01.01.03 по этим расчетам вели отдельный учет, как за мелкооптовую торговлю, а не розничную. Права ли налоговая инспекция? ООО "Д" (г. Москва)

Налоговая инспекция формально права. Об удобстве покупателей и, тем более, налогоплательщиков, она думать не обязана. Расчеты посредством банковских карточек относятся к безналичным. Соответственно, торговля с расчетами по карточкам не может признаваться розничной для целей применения главы 26.3 НК РФ. То обстоятельство, что для целей исчисления налога с продаж расчеты с помощью карточек приравниваются к наличным расчетам, не имеет значения для вопросов применения режима ЕНВД.


1. При переходе на УСН, больничный лист стал оплачиваться из расчета 450 руб. - за счет соцстраха, остальное - за счет работодателя. Какие надо здесь выполнить проводки?
2. Следует ли начислять амортизацию по упрощенной системе налогообложения, если транспортное средство приобретено в 2002 г., а зарегистрировано в 2003 г.? ООО "С" (г. Ярославль)


1. Во-первых, организациям, находящимся на УСН, проводки делать не обязательно. Если же от двойной записи на балансовых счетах отказываться не хочется, то можно порекомендовать следующие проводки:
Д69 К70 - больничные за счет ФСС;
Д68 субсчет "Единый налог" К70 - больничные за счет единого налога.
Поскольку оплачивать больничные листы можно только в пределах начисленного единого налога по результатам хозяйственной деятельности (дебетовое сальдо бюджет покрывать не будет), то можно воспользоваться промежуточным счетом 76 субсчет "Отложенные выплаты по временной нетрудоспособности за счет единого налога" и "перепрыгивать пропасть в два шага":
Д76 субсчет "Отложенные выплаты." К70 - выплаты, не покрытые ФСС;
Д68 субсчет "Единый налог" К76 субсчет "Отложенные выплаты." (в пределах начисленного единого налога).
В конце года дебетовое сальдо на субсчете "Отложенные выплаты." счета 76 можно будет списать в дебет счета 26.
Указанные проводки предназначены для организаций, выбравших схему "6% от доходов". Организации, выбравшие схему "доходы минус расходы", должны сразу делать проводку Д26 К70.
2. Порядок включения стоимости основного средства в расходы в п. 3 ст. 346.16 НК РФ решен в зависимости от момента приобретения налогоплательщиком этого объекта.
Отметим, с чисто гражданско-правовой точки зрения, что, в отличие от объектов недвижимости, государственной регистрации в органах ГАИ подлежит не право собственности на транспортное средство, а само транспортное средство как вещь (хотя записи о собственнике или владельце в соответствующих регистрах делаются).
Поэтому факт приобретения транспортного средства признается в момент его фактического получения от предыдущего собственника.
Таким образом, Вам следует действовать в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, т.е. включать стоимость транспортного средства в состав расходов постепенно (как бы амортизировать его).
Отметим, что нормы главы 25 применительно к УСН по аналогии не действуют, поэтому, по нашему мнению, Вам не следует привязываться к моменту подачи документов на регистрацию, а начинать "амортизацию" с января 2003 г.


Согласно договору купли-продажи наше предприятие в июне 2002 г. приобрело земельный участок. Налог на землю за июнь 2002 г. и 20% НДС (сверх налога) мы заплатили продавцу. Какие проводки необходимо сделать после регистрации земельного участка и можно ли возместить НДС, уплаченный сверх налога на землю? АО "Л" (г. Пенза)
Нам непонятны правовые основания, по которым Вы уплачивали НДС "сверх налога на землю". Оставляя этот момент в стороне, ответим, что после регистрации права собственности на земельный участок Вы должны выполнить проводку Д01 К08. Уплаченную сумму НДС Вы вправе возместить, если земельный участок будет использоваться в осуществлении хозяйственных операций, порождающих объект налогообложения по НДС.



Наша организация перешла на УСН. В ФЗ-190 от 31.12.02 сказано, что за счет средств ФСС оплачивается сумма, не превышающая за полный календарный месяц одного МРОТ, остальная часть оплачивается за счет средств работодателя (или же работодатель может вносить в ФСС 3% налоговой базы). Обязан ли работодатель оплачивать больничный лист за счет своих средств или достаточно будет выплатить только 1 МРОТ? Имеет ли право работодатель не оплачивать больничный лист по беременности и родам? ООО "П" (г. Красноярск)
Пособие в связи с временной нетрудоспособностью следует выплачивать полностью. Эта гарантия для работников предусмотрена в ст. 183 ТрК РФ.

Дополнительную информацию смотрите в ответе на предыдущий вопрос.
Пособие по беременности и родам в конечном итоге полностью выплачивается за счет средств соцстраха.


Голосов: 5 Средний бал: 2.80
Оцените статью: