Saldo.ru

Публикации

16 ноября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
В. Хвориков
Материал "Федерального агентства финансовой информации"

"Налог на недоверие" отменяется

В обозримой перспективе лексикон предпринимателей может обогатиться такими аббревиатурами, как ЕСФИ и ОСОПП. Первая, уже получившая с чьей-то легкой руки название "ЕГАИС для розницы", на самом деле расшифровывается как Единая система федеральной идентификации товаров. Вторая, переименованная острословами в "ОСАГО для торговцев", - как обязательное страхование ответственности продавцов и производителей. Оба эти новшества "дозревают" в думском Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. О том, что представляют собой эти нововведения, мы поговорили с одним из непосредственных их разработчиков, советником зампреда Комитета Анатолием Семеновым.

- Анатолий Вячеславович, во избежание всяческих кривотолков не могли бы вы подробнее рассказать, как, собственно говоря, зародилась эта идея и что на самом деле уготовано коммерсантам?
- Начну, так сказать, с глобального, потом перейдем к частностям... На данный момент в России существует только старенький закон о внешней торговле от 1998 года. Закона о внутренней торговле до сих пор нет: разработкой его концепции в данный момент занимается Минэкономразвития. Так вот, в рамках этого закона мы сейчас начинаем продвигать свое видение контроля за товарами. Оно заключается в переходе от принципа "анонимной" торговли, когда никто не может толком сказать, чем именно торгует конкретная фирма и где она это взяла, к торговле авторизованной. Она будет базироваться на всем понятных стандартах, или технологических регламентах, как их сейчас называют, которые обозначают, соответственно, как самих участников рыночного оборота, то есть фирмы, так и товары, которые вращаются в рамках этого оборота. Цель - ввести взаимосвязанную систему идентификации товаров и соответствующему этим товарам документообороту. Контроль за документооборотом будет базироваться на электронной цифровой подписи. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" уже создано достаточное количество удостоверяющих центров, так что основа заложена. Не хватает другой части, которую мы и предлагаем ввести. Это Единая система идентификации товаров. О чем идет речь... Дело в том, что выпуск любой партии товаров можно сравнить с эмиссией ценных бумаг: скажем, себестоимость денежной банкноты сравнительно невысока (бумага стоит достаточно дешево), но пишем на ней - 500 рублей - и получаем ее номинальную стоимость. То же самое и в торговле: грубо говоря, мы можем произвести кроссовок за один доллар, наклеить на него лейбл определенной фирмы - и его продажная цена автоматически возрастает до десяти. В общем, я веду речь о так называемой добавленной нематериальной стоимости, которая складывается из различных отчислений (авторские отчисления, лицензионные выплаты), которые напрямую не являются, скажем так, производственно зависимыми. В настоящее время контроль за этими отчислениями у нас, мягко говоря, несовершенен. По крайней мере, негосударственные структуры, будь то Общество по коллективному управлению, ассоциации правообладателей не справляются с контролем за оборотом контрафакта, им не хватает соответствующих рычагов, которые есть только у федеральных структур. В связи с этим, по нашему мнению, было бы неплохо, если такая структура, как ФНС, на базе уже существующей государственной платформы (ведь она и так следит за сбором налогов) станет оказывать услуги бизнесу и населению путем учета, фискализирования так сказать, продаж товаров c добавленной нематериальной стоимостью. То есть налоговые инспекторы должны будут следить не только за выплатами в госбюджет, что они и так делают, но и за уплатой других, так называемых "негосударственных налогов". Для того чтобы это все заработало, мы и предлагаем ввести двухкомпонентную систему оборота товаров и документооборота... Для идентификации оборота товаров предлагается ввести целую систему техрегламентов по электронной маркировке для создания единого стандарта, а в качестве системы по учету документов использовать, как я уже говорил, уже существующую систему электронно-цифровой подписи.

- Анатолий Вячеславович, обрисуйте, пожалуйста, схематично принцип действия всего механизма ЕСФИ в целом: что, откуда, куда, и кто за что отвечает?
- Рисую, опять же с пояснениями... Согласно действующему закону "О защите прав потребителей", на любой товар должна наноситься куча всяких сведений: о местонахождении производителя, об импортере, цене, гарантийном сроке, условиях выпуска и много чего еще. Согласитесь, разместить эти сведения, скажем, на этикетке, наклеенной на мобильный телефон, достаточно сложно, и многие продавцы и производители этим правилом пренебрегают, существенно урезая объем необходимой информации. Вот почему мы настаиваем именно на "электронизации"...Согласно нашему предложению, вся информация о товаре должна содержаться либо в базе данных либо, если технологии это позволяют, в электронной метке, нанесенной непосредственно на упаковку товара. При продаже товара все данные автоматически сбрасываются прямиком в ФНС. Специалисты службы фиксируют компоненты добавленной нематериальной стоимости (акцизы, авторские отчисления, лицензионные выплаты, выплаты за торговые марки) и распределяют эти суммы между получателями.
При проверке торговой точки "компетентные органы" считывают указанные в ней данные. По уникальному номеру продукта проверяющие отсылаются в электронную базу данных, где, собственно говоря, и размещается исчерпывающая информация о товаре.. Конечно, обращение в эту базу данных будет юридически обоснованным. Итак, ревизоры сверяют все параметры с единым федеральным реестром товаров, который мы тоже предлагаем создать, и тут же определяют, насколько товар соответствует всем нормам и по праву ли он находится на данной торговой точке. Если да, то значит продается легальная продукция с уплатой всех необходимых отчислений. Если нет - уже без всяких дорогостоящих исследований, без приглашения экспертов и правообладателей, и, соотвественно, без многолетних судебных препирательств - сразу выявляются четкие критерии нарушений. Вести эти базы данных будут соответствующие профильные структуры: Минсельхоз - свою, фармацевты - свою...

- Корректно ли в этом случае провести аналогию с пресловутой ЕГАИС?
- Нет. "Алкогольная" система писалась с другой логикой... Под нее разрабатывалось закрытое программное обеспечение, причем без проведения соответствующих конкурсов, тендеров, в режиме секретности. И это ПО фактически навязали фирмам. Мы же предлагаем открытый стандарт программного и аппаратного обеспечения: производители и продавцы смогут сами маркировать свой товар либо посредством привычного всем штрихкода, либо применять пока еще не слишком популярную радиочастотную метку (RFID), голограммы. Мы не настаиваем на конкретном формате, нас устраивает любой способ фиксации информации. Главное, чтобы метка, по сути являющейся прямой ссылкой в базу данных, была пригодна для электронного сканирования, так сказать "машиночитаема".

- Анатолий Вячеславович, но ведь внедрение такой системы потребует определенных дополнительных расходов от предпринимателей. Насколько они, по вашим прикидкам, будут весомыми, и не лягут ли в конечном счете на плечи тех самых потребителей, о которых вы так беспокоитесь?
- Очень важный момент, и я сразу хотел бы его дезавуировать... Дело в том, что сейчас производители тратят гораздо больше средств на то, чтобы облепить свою продукцию различными бумажками, голограммами, кодами и т. д., причем по нескольку раз. Мы предлагаем одну-единственную метку, и таким образом существующий затратный механизм будет аннулирован. Во-вторых, сама по себе система анонимной торговли, которая преобладает у нас в стране на данный момент, вынуждает всех - и производителей, и правообладателей - "закладываться" на неправомерные действия своих контрагентов. Правообладатели знают, что их все равно "спиратят", и закладывают побольше маржу... Контрагент, опасаясь, что часть товара будет некондиционной, закладывает какую-то дельту... Это в свою очередь в какой-то мере провоцирует пиратов... Таким образом существование "единого пространства недоверия" облагает все общество своеобразным налогом на недоверие. Введение предлагаемого нами единого стандарта делает систему продаж прозрачной и инвестиционно привлекательной: облегчает торговым сетям доступ к инвестиционным ресурсам. К тому же она позволяет сдвинуть время оплаты авторских отчислений на момент реальной продажи товара конечному покупателю, а не как сейчас, когда все риски в торговой цепочке падают именно на продавцов: "авторские" уплачены, а был ли продан товар или он пылится на складе, никого уже не волнует.

- Анатолий Вячеславович, ведь вам же еще принадлежит идея ввести так называемое "ОСАГО для торговцев"...
- Да. И это необходимо... Это нормальная, полезная для рынка процедура... Речь идет о системе обязательного страхования продавцов и производителей перед правообладателями и потребителями за различные нарушения в цепочке продаж. Дополнительный контроль страховых компаний за участниками оборота мог бы очень поспособствовать "гуманизации" рынка. Схематично все это будет выглядеть так: если в цепочке продаж была выявлена контрафактная продукция, правообладателю не придется тратить время и средства на доказывание своей правоты и годами требовать через суд возмещения нанесенного ущерба: страховщики четко выплачивают потерпевшему его деньги.

- На какой стадии согласования находятся предложенные вами новации. И как, по-вашему отнесутся сами налоговики к тому, что вы фактически предлагете возложить на них дополнительные обязанности?
- Скажем так: на стадии шлифовки. Многие аспекты еще требуют дополнительного обсуждения с профильными ведомствами. В частности, с Минпромэнерго, с Мининформтехнологии... Многие уже получили тексты наших разработок, однако письменного согласования еще не было. Что касается налоговиков, то мы обсуждали эту инициативу со специалистами вычислительного центра ФНС, с теми людьми, которые непосредственно занимаются учетом. По крайней мере технологически они вполне готовы к тому, что налоговая отчетность фирм будет содержать дополнительное информполе. Ничего сложного для них в этом нет.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: