Saldo.ru

Публикации

24 ноября 2017, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Консультационный отдел МКПЦН
Журнал "Аудит и налогообложение"

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Следует ли исчислять налог с продаж при реализации продукции физическим лицам, оплата за которую производится через банк без открытия счета?
Специалисты налоговых органов в 2002 году в письмах на частные запросы (Письмо МНС России от 29.04.2002 г. ≤ ВГ-6-03/638@, письма УМНС России по г. Москве от 28.06.2002 г. ≤ 23-10/9/30064, от 12.11.2002 г. ≤ 23-10/9/54387) однозначно высказывали свою позицию о необходимости уплаты в этом случае налога с продаж.
Разъясняя свою позицию, МНС России ссылается на ст. 349 НК РФ, согласно которой объекта налогом с продаж не возникает только в том случае, если оплата товара осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
УМНС России по г. Москве в своих письмах, ссылаясь на ст. 862 ГК РФ, согласно которой допускаются расчеты платежными поручениями, чеками, по аккредитиву и т.д. при осуществлении безналичных расчетов, и на Письмо ЦБ РФ от 23.11.98 г. ≤ 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов", дающее право кредитным организациям при получении лицензии от ЦБ РФ осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, делает вывод, что операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов являются наличной формой расчетов.
При этом ЦБ РФ в Письме от 04.01.2003 г. ≤ 17-44/1 "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" разъяснил, что оплата товаров физическими лицами через отделения банка без открытия счетов относится к безналичной форме расчетов.
Казалось бы, с опубликованием этого письма должен быть решен вопрос о неуплате налога с продаж при осуществлении оплаты физическими лицами таким путем. Однако до настоящего времени специалисты налоговых органов (МНС России, УМНС России по г. Москве, УМНС России по Московской области) не высказали противоположного мнения по ранее изложенной позиции по данному вопросу.
Если мнение налоговиков останется прежним и решение данного вопроса придется искать в арбитраже, то, по мнению МКПЦН, шансы для налогоплательщиков гораздо предпочтительнее.
Как следует из ст. 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Банк на основании квитанции клиента оформляет собственное платежное поручение для перевода денежных средств на расчетный счет продавца, что дает основание данную форму расчета признать безналичной согласно п. 1 ст. 862 ГК РФ, а, соответственно, при такой форме расчета не возникает объекта обложения налогом с продаж. ЦБ РФ названным письмом подтвердил эту позицию.

Как отразить в бухгалтерском учете налог с продаж у комитента, если условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента)?

При выполнении этих условий обязанность по исчислению, уплате налога с продаж, а также по представлению налоговой декларации возложена на комиссионера. Сумма налога с продаж исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера.
Комиссионер, по исполнении поручения, обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ). К отчету следует приложить первичные документы, подтверждающие произведенные комиссионером расходы в связи с исполнением договора комиссии. Именно данный отчет может служить основанием исполнения комиссионером договора комиссии и начисления причитающегося ему комиссионного вознаграждения.
В соответствии с п.6 Указа Президента РФ от 18.08.96 г. ≤ 1212 (в редакции от 30.10.98 г.) "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" денежные средства, полученные комиссионером от продажи товара, принятого на комиссию, подлежат перечислению комитенту в течение трех банковских дней.
Комитент исчисление налога с продаж уже не производит.
Комиссионеру по суммам исчисленного и перечисленного в бюджет налога с продаж рекомендуем прилагать к отчету расчет по исчислению налога с продаж и платежный документ об уплате налога в бюджет.
В бухгалтерском учете комитента данная операция должна быть отражена следующим образом:

Содержание операций ДебетКредитСумма (руб.)Первичный документ
Отражена реализация товаров76-690-11 260 000Отчет комиссионера
Начислен НДС по реализованным товарам90-376-51 (или 682)200 000Счет-фактура (налоговая декларация по НДС)
Начислен налог с продаж90-46860 000Отчет комиссионера
Списана себестоимость реализованной продукции90-245700 000Бухгалтерская справка-расчет
Отражена сумма начисленного вознаграждения комиссионеру4476-7150 000Отчет комиссионера
Отражена сумма НДС с комиссион-
ного вознаграждения
1976-730 000Отчет комиссионера
Расходы комитента, связанные с реализацией продукции90-244150 000Бухгалтерская справка-расчет
Отражен финансовый результат от продажи товара (заключительными оборотами месяца, без учета иных хозяйственных операций)90-999120 000 Бухгалтерская справка-расчет
Налог с продаж уплачен в бюджет за комитента налоговым агентом (комиссионером) 6876-560 000 Отчет комиссионера, документ о перечислении в бюджет налога с продаж
На сумму удержанного комиссионером налога с продаж уменьшена
задолженность посредника перед комитентом
76-576-660 000Отчет комиссионера
Возмещаемые расходы удержаны комиссионером за счет сумм, причитающихся к оплате комитенту76-776-6180 000Отчет комиссионера
Получены денежные средства от комиссионера за проданный товар5176-61 020 000Выписка банка по расчетному счету


Каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета операций по организации питания работников по типу "шведского стола"?
Налог на добавленную стоимость.

Для целей исчисления налога на добавленную стоимость следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на возмездной основе; передача права собственности на товары, работы и услуги на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В случае проведения "шведского стола" лицо-получатель и цена реализации продукта не определены.
Что касается передачи для собственных нужд, то в соответствии с п. 3.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 г. ≤ БГ-3-03/447, в частности, налогообложению подлежит передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, расходы по приобретению (производству) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления) обслуживающих производств и хозяйств организации. В этих целях следует руководствоваться ст.К275.1 НК РФ.
Согласно данной статье налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся: подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Как указано в ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Кроме того, по мнению налоговых органов, изложенному в Письме МНС России от 21.01.2003 г. ≤К03-1-08/204/26-В088, при приобретении имущества для собственных нужд, не связанного с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи структурным подразделениям, объекта налогообложения не возникает.
В случае если помещение столовой не является территориально обособленным (расположено по месту нахождения головной организации), а также не происходит передачи продукции столовой другим подразделениям предприятия, реализацию услуг столовой нельзя признать для целей исчисления НДС как реализацию для собственных нужд.
Что касается вопроса о возможности исчисления НДС в связи с безвозмездной реализацией продукции столовой работникам, то, по устным разъяснениям налоговых органов, такая реализация облагается НДС. Если предприятие готово к спору с налоговыми органами в арбитражном суде по этому поводу, то аргументы в обоснование противоположной позиции могут быть следующие:
- по расходам организации на "шведский стол" объекта обложения НДС не возникает, так как нет передачи права собственности на товары (работы, услуги) определенному кругу лиц и невозможно определить стоимость реализованного продукта "шведского стола" в разрезе конкретных покупателей;
- вопрос безвозмездности неоднозначен. Потребление продукции столовой происходит сотрудниками предприятия в связи с работой на этом предприятии, а не просто так. Это является одним из элементов социальной политики предприятия.
Однако повторяем, что предприятию необходимо быть готовым к отстаиванию своей позиции по данному вопросу в суде.

Единый социальный налог,
Для целей исчисления единого социального налога обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе питания.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст.К236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения. К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по ЕСН, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
В соответствии с п. 25 ст. 270 при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы на питание работников в столовых на безвозмездной основе, за исключением случаев, когда бесплатное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, если производимая в пользу работников оплата стоимости питания не предусмотрена коллективным или трудовыми договорами, то она не подлежит обложению ЕСН.

Налог на доходы физических лиц.
Вопрос об обложении НДФЛ оплаты питания физических лиц посредством проведения "шведского стола" является спорным вопросом, так как очевиден доход физических лиц в натуральной форме (подпункт 1 п. 2 ст. 211 НК РФ), но, с другой стороны, специфика такого мероприятия, как "шведский стол", в принципе не позволяет определить доход каждого физического лица.
По поводу налогообложения питания работников существует арбитражная практика, доведенная до сведения судов Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.06.99 г. ≤ 42.
Из материалов дела следовало, что налоговая инспекция включила в совокупный годовой доход работников предприятия сумму денежных средств, выделенных руководством банка на проведение коллективом новогоднего мероприятия, и применила к банку ответственность за неудержание подоходного налога с дохода, полученного физическими лицами в натуральной форме. Суд принял сторону налогового агента. По мнению ВАС России, вмененный налоговым органом физическому лицу доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход этого лица в случае, если размер дохода мог быть определен применительно к данному физическому лицу.
Анализируя практику проведения налоговыми органами выездных проверок, можно сказать, что скорее всего, данная ситуация вызовет спор с налоговыми органами, и позицию необложения НДФЛ оплаты систематического питания посредством организации "шведского стола" придется отстаивать в суде.
Если организация не готова к арбитражу, то для учета полученных доходов сотрудников можно рекомендовать ввести на предприятии талонную систему (момент погашения талона работником столовой - момент получения дохода).
В действующих нормативных и методических документах практически отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению "шведского стола".
На практике организациями общественного питания, оказывающими такого рода услуги, первичные документы составляются для определения цены услуги "шведского стола", фактической себестоимости израсходованных в процессе производства (реализации товаров) товарно-материальных ценностей.
Калькулирование продажной цены услуги "шведского стола" осуществляется на основании нормативов, установленных едиными для предприятий всех форм собственности сборниками рецептур.
В сборниках рецептур блюд изделий кухни указываются расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их изготовления. Причем в каждом рецепте даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных компонентов (полуфабрикатов, фарша и т.д.) и массы всего блюда в целом, то есть практически все данные, необходимые для калькулирования продажной цены.
На практике рассчитываются цены на каждое блюдо или изделие, предлагаемое в составе услуг "шведского стола". Расчет производится специалистом (бухгалтером или экономистом) в калькуляционных карточках типовой формы (≤ ОП-1), утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. ≤ 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Полученный результат делится на предполагаемое количество посетителей за рассматриваемый расчетный период (например, за день).
Но вышеуказанные требования по ведению документооборота должны соблюдаться в случае, когда предприятию необходимо определять цену реализации в разрезе каждого потребителя (ведется вид деятельности по организации услуг общественного питания).
В случае если на предприятии будет принято решение не платить НДС и НДФЛ по "шведскому столу", то составление калькуляции цен, а тем более указание в первичных документах количества потребителей услуг "шведского стола" позволит налоговым органам определить облагаемую базу по указанным налогам. Поэтому, если будет принято решение не платить НДС и НДФЛ, на предприятии следует вести учет только в целях контроля расходования продуктов материальным лицом, а документооборот - любым способом, удобным для предприятия.


Каков порядок исчисления налогооблагаемой прибыли организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, но осуществляющими наряду с основными видами деятельности операции с ценными бумагами?

В соответствии со ст. 274 НК РФ в случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток в виде отрицательной разницы между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Согласно ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли, определяемой как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).
Учитывая, что согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, положения ст. 274 НК РФ имеют отношение к общей налоговой базе, сформированной по всем видам доходов и расходов.
Согласно Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль налоговая база по операциям с ценными бумагами у непрофессиональных участников рынка ценных бумаг отражается отдельно в листах 05, 06. Смысл данного требования заключается в соблюдении и реализации норм и положений, установленных ст. 280 и 283 НК РФ, то есть правила о переносе убытков по операциям с ценными бумагами на будущее.
Таким образом, в том случае если по ценным бумагам будет получена прибыль, а по иным видам деятельности - убыток, общая прибыль по организации будет сальдироваться (убыток по иным видам деятельности уменьшается за счет прибыли операций с ценными бумагами).
Если же по операциям с ценными бумагами получен убыток, то данный убыток не будет уменьшать налогооблагаемую базу (прибыль), полученную по иным видам деятельности, согласно положениям ст.К280, 283 НК РФ, касающимся порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Аналогичное мнение поддерживает в настоящее время Минфин России в своих частных разъяснениях (например, Письмо Минфина России от 26.07.2002 г. ≤ 04-02-6/2/61).

Информация об абонентном консультационном
обслуживании по телефонам: 201-5667, 201-4977, 202-4317.


Голосов: 1 Средний бал: 2.00
Оцените статью: