Saldo.ru

Публикации

18 ноября 2017, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. ВОСКОВСКИЙ, эксперт "ЭЖ Вопрос - ответ"
Материал из бесплатного электронного издания "Ваша Персональная Газета"

ОЧЕНЬ НЕ ВОВРЕМЯ МЫ "РОДИЛИСЬ"?

Общество с ограниченной ответственностью было создано в декабре 2002 г., после чего в налоговый орган было подано заявление о переходе организации с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ. На данное заявление от ИМНС поступило уведомление о возможности применения названного специального налогового режима с указанной даты. Однако в апреле общество получило уведомление противоположного содержания - о невозможности применения упрощенной системы, поскольку "в нарушение п. 1 ст. 346.13 НК РФ заявление подано позднее установленных сроков".
Правомерен ли отказ налогового органа? Ведь у организации, созданной в декабре, не было возможности подать заявление до 30 ноября 2002 г.


Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на названный специальный налоговый режим, подают в налоговый орган заявление.
Вновь созданные и зарегистрированные лица, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать об этом заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять данный налоговый режим в текущем году с момента соответственно создания или регистрации (п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ).
Из содержания приведенных положений налоговые органы делают вывод о том, что организации, созданные в декабре 2002 г. или предприниматели, зарегистрированные в названный период, будут иметь возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, не ранее 2004 г. Такой вывод основан на следующем.
- Названные лица в нарушение п. 1 ст. 346.13 НК РФ не подали заявления до 30 ноября 2002 г.
- Применять данный специальный налоговый режим с момента создания или регистрации налогоплательщики не могут, поскольку глава 26.2 НК РФ в декабре 2002 г. еще не вступила в силу.
Из такого толкования законодательства вытекает, что данное ограничение касается только лиц, созданных или зарегистрированных в декабре 2002 г., но не относится к организациям и предпринимателям, созданным или зарегистрированным до или после декабря 2002 г.
Такое ограничение, обоснованное лишь "несвоевременностью" создания, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3 НК РФ:
- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1);
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2);
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3).
При этом следует иметь в виду, что такое ограничение не способствует стимулированию и развитию малого бизнеса, на что прежде всего направлена реализация положений главы 26.2 НК РФ.
Предлагаемое налоговыми органами толкование ст. 346.13 НК РФ связано с недостаточной детализацией положений данной нормы, направленной на учет особенностей переходного периода. Не вызывает сомнения, что законодатель не стремился исключить лиц, созданных или зарегистрированных в декабре 2002 г., из числа потенциальных пользователей упрощенной системой налогообложения лишь по формальному критерию "несвоевременности" образования, что ставило бы их в неравное положение по отношению к другим лицам.
Именно поэтому в данном случае следует применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
По мнению эксперта, в приведенной автором вопроса ситуации налоговый орган первоначально принял правильное решение, направив организации уведомление о возможности применения с 1 января 2003 г. упрощенной системы налогообложения. У налогоплательщика, перешедшего на данный специальный налоговый режим в установленном законом порядке (что было подтверждено названным уведомлением), есть все основания оспорить последующий отказ инспекции.
Необходимо также учитывать следующее. Как указывает автор вопроса, уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения было направлено инспекцией в апреле 2003 г., то есть после того, как налогоплательщик в течение первого квартала (отчетного периода, срок которого установлен ст. 246.19 НК РФ) применял данный налоговый режим.
Законодательство не предусматривает возможности применения общей системы налогообложения "задним числом", после того как налогоплательщик уже применял в течение отчетного периода специальный налоговый режим.
Поэтому уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, направленное спустя квартал после направления уведомления противоположного содержания, по мнению эксперта, фактически является требованием о переходе на общий режим налогообложения до окончания налогового периода по основаниям, не предусмотренным ст.
346.19 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено названной нормой. Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Обстоятельства, при которых возможен переход на общий режим налогообложения до окончания налогового периода, установлены п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим.
Положениями названной нормы не предусмотрена возможность прекращения применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что налоговый орган стал иначе толковать нормы, регулирующие порядок перехода
на данный налоговый режим.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ), а их должностные лица - действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 33 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц этих органов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам, а также в установленном порядке их обжаловать (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В силу названных норм вышеуказанное требование налогового органа является незаконным, которое налогоплательщик не обязан выполнять и вправе обжаловать.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: