Saldo.ru

Публикации

28 сентября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т. Макарова
Материал "Федерального агентства финансовой информации"

Прорыв в признании убытков

Основной целью практически любой организации является получение прибыли. Однако бизнес штука сложная и от финансовых потерь не застрахован никто. Наверное, именно поэтому 25-я глава Налогового кодекса предусматривает возможность списания убытков. Причем последние новеллы законодательства и их трактовка финансовыми чиновниками на удивление благоприятны для налогоплательщиков.

Причины возникновения убытков весьма различны, однако, в любом случае их появление связано с тем, что общая сумма расходов фирмы превысила ее доходы. Если убыток связан с основной деятельностью организации, то по итогам отчетного или налогового периода фирме не придется платить налог на прибыль.
Тем не менее, получив убыток, фирма не сможет учесть его в отчетном периоде, поэтому его переносят на будущее, и впоследствии он будет покрыт за счет прибыли (п. 2 ст. 283 НК). Если компания неоднократно завершала год с убытками, то их перенос на будущее производится в той очередности, в которой они были понесены (письмо Минфина от 3 апреля 2007 г. ≤ 03-03-06/1/206). Что касается максимального размера погашаемого убытка, который можно списать единовременно, то он ограничен лишь величиной полученной прибыли. Если же ее недостаточно, убытки в налоговом учете списывают в течение десяти лет после их возникновения.

Пример
ООО "Сатурн" по итогам предыдущих налоговых периодов получило:
- в 2005 году - убыток по основной деятельности в размере 290 000 руб.;
- в 2006 году - убыток по основной деятельности в размере 30 000 руб.
В последующих годах ООО "Сатурн" получило:
- в 2007 году - прибыль по основной деятельности в размере 210 000 руб.;
- в 2008 году - прибыль по основной деятельности в размере 360 000 руб.

В 2007 году "Сатурн" может включить в расходы часть убытка за 2005 год в пределах полученной прибыли (210 000 руб.). Сумма не перенесенного убытка 2005 года составит 80 000 руб. (290 000 - 210 000).
В 2008 году "Сатурн" может включить в расходы ранее не перенесенный убыток за 2005 год (80 000 руб.) и всю сумму убытка за 2006 год (30 000 руб.).
Облагаемая прибыль "Сатурна" за 2008 год составит 250 000 руб. (360 000 - 80 000 - 30 000).

Хранить документы, которые подтверждают сумму убытка, надо в течение всего срока, пока он уменьшает налоговую прибыль компании.
В деятельности компании зачастую возникают убытки, которые вовсе не связаны с основным бизнесом, а относятся, например, к:
- вспомогательным и обслуживающим хозяйствам;
- недостачам материальных ценностей;
- простоям;
- последствиям стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

"Вспомогательные" убытки
Финансовые результаты по обслуживающим производствам считаются обособленно от основных. Вместе с тем это правило вовсе не означает, что при получении убытка на его сумму нельзя уменьшить общую прибыль. По мнению экспертов журнала "Нормативные акты для бухгалтера", для "совокупного" учета прибыли и убытков необходимо соблюдение следующих условий:
- стоимость услуг, которые оказывают подразделения, соответствует стоимости услуг специализированных организаций аналогичного профиля;
- расходы на содержание вспомогательных хозяйств не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов специализированных организаций;
- условия, на которых фирма оказывает вспомогательные услуги, значительно не отличаются от условий специализированных организаций.
Естественно, факт выполнения условий должен быть подтвержден документально. В качестве последних могут выступать справки специализированных компаний или данные, опубликованные в печати.
В том случае, если хотя бы одно из перечисленных условий не выполнено, то списать убыток фирма сможет в течение десяти лет и только за счет прибыли данного обслуживающего хозяйства (ст. 275.1 НК).

"Недостаточные" убытки
По итогам инвентаризации нередко выявляются недостачи каких-либо ценностей. В результате у компании опять же возникает убыток, который в налоговом учете относится к внереализационным, а в бухгалтерском - к прочим расходам.
Выходит, что особой проблемы со списанием убытка возникнуть не должно. Но это на первый взгляд. Дело в том, что уменьшить прибыль на сумму "недостачи" можно лишь, в том случае, когда не установлено лицо, виновное в пропаже имущества. Причем такой вывод должны сделать исключительно следственные органы.
Фирме же, в обоснование собственных потерь от недостачи, надо потребовать у них копию решения о закрытии уголовного дела по факту хищения. Кроме того, не меньший вес имеет и решение суда (письмо Минфина от 19 марта 2007 г. ≤ 03-03-06/1/159).
Если же компания решила не обращаться в милицию и не искать виновных, она может списать убыток по распоряжению руководителя. В бухучете его также следует отразить как прочий расход, только вот при расчете налога на прибыль его учесть нельзя.

Убытки от простоев
Расходы, которые возникают в результате простоев, фирма отражает как прочие (в бухучете) и внереализационные (в налоговом учете). Как правило, это зарплата простаивающих работников и налоговые начисления с нее. Работники и оборудование могут простаивать по разным причинам. При этом прибыль можно уменьшить на сумму убытка независимо от того, есть в нем вина фирмы или нет. Так решил Президиум Высшего Арбитражного Суда (постановление от 19 апреля 2005 г. ≤ 13591/04). Данные затраты все равно считают экономически оправданными.

Чрезвычайные убытки
Никто не застрахован от неожиданных происшествий, тем более если они носят стихийный характер, например, оползни, пожар, ураган и т. п. В такой ситуации компании, как правило, несут убытки, обоснованность которых весьма спорна, но в то же время они неизбежны. Поэтому налоговое законодательство весьма объективно подходит к данной проблеме и позволяет включать подобные затраты в состав внереализационных расходов. В бухучете они отражаются как прочие.
Помимо прямых потерь у компании могут быть и расходы на ликвидацию последствий чрезвычайного происшествия: ремонт имущества, компенсацию убытков потерпевшим по вине фирмы и т. д. При расчете налога на прибыль чрезвычайные расходы учитывают в полном объеме, при условии, конечно, их документального подтверждения. Получить нужную бумагу можно, обратившись в службы, которые ликвидируют последствия таких ситуаций: МЧС, милицию и т. д.


Голосов: 3 Средний бал: 4.67
Оцените статью: