ПубликацииПросим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам |
В.Н.Журавлев,сотрудник отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС РФ по г.Москве Журнал "Бухгалтерский бюллетень"
| Новый Закон о контрольно-кассовой технике |
Вступление в силу Закона Контрольно-кассовые машины призваны контролировать объем наличных денежных средств поступающих в организации и индивидуальным предпринимателям в виде выручки от продажи товаров (работ, услуг). С принятием 22 мая 2003 г. нового Федерального закона Российской Федерации ≤ 54-ФЗ ²О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт⌡ (далее Закон о ККТ) и его официальным опубликованием 27 мая 2003 года в ²Российской газете⌡ (≤ 99) и ²Парламентской газете⌡ (≤ 95) согласно статье 8 данного Закона Закон РФ ²О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов с населением⌡ от 18 июня 1993 г. ≤ 5215-1 утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования нового Закона, то есть с 28 июня 2003 г.
Новый Закон вступил в силу с 28 июня 2003 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 28 декабря 2003 г. Кроме того, новый Закон о ККТ восполнил правовой пробел, а именно в Закон РФ от 21 марта 1991 г. ≤ 943-1 ²О налоговых органах⌡, определяющий кроме Налогового кодекса РФ статус органов МНС России, их задачи и цели, внесены дополнения, согласно которым осуществление контроля за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее ККТ), порядка и условий ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей являются одними из основных задач налоговых органов России. Несмотря на то, что в тексте нового Закона нет прямого указания Правительству РФ и просьбы к Президенту РФ о приведении выпущенных ими нормативно-правовых актов в соответствие Закону о ККТ в соответствии с Конституцией РФ, данные документы, в частности Постановление Правительства РФ от 30 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями), с 28 июня 2003 г. действуют лишь в части не противоречащей действующему законодательству о применении ККТ. Также должно быть изменено действие многих других нормативных документов принятых в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ и старым Законом о ККМ, а это приказы ГНС РФ, а потом и МНС РФ, касающиеся регистрации ККТ (Приказ ГНС РФ от 22 июня 1995 г. ≤ ВГ-3-14/36 ²Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах) в налоговых органах, а также многочисленные протоколы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам.
Новая сфера применения ККТ: расчеты с использованием платежных карт, наличный расчет с юридическими лицами В новом Законе о ККТ статьей 1 ²Основные понятия⌡ существенно расширено действие законодательства о применении ККТ путем включения в понятие ²контрольно-кассовая техника⌡ наряду с контрольно-кассовыми машинами также оснащенных фискальной памятью электронно-вычислительных машин, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Данное дополнение законодательства полностью отражает изменения давно назревшие на потребительском рынке так программно-технические комплексы . так называемые POS . терминалы широко используются крупными организациями в сфере торговли (магазины типа ²Седьмой континент⌡, ²Перекресток⌡ и др.), так как позволяют в большинстве случаев осуществлять в увязке с системами учета товаров осуществлять материальный учет реализуемых товаров непосредственно в момент расчета с покупателем. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, из вышеуказанной нормы следует, что теперь контрольно-кассовая техника должна применяться как при наличных расчетах, так и при расчетах с использованием платежных карт. Кроме того, теперь неважно кто выступает в роли покупателя при наличном расчете . физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Необходимо отметить, что наличные расчеты с индивидуальными предпринимателями и раньше на основании пункта 3 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 4 августа 1999 г. ≤ 10 ²О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации ²О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением⌡ осуществлялись с применением ККТ. При расчетах с использованием платежных карт также ранее применялась ККТ, данная обязанность была установлена пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 июля 1993 г. ≤ 745 (с изменениями и дополнениями) (далее постановление Правительства РФ ≤ 745) и пунктом 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 года ≤ 104 (далее Типовые правила). Абсолютно новой является норма о необходимости использования ККТ при расчетах с юридическими лицами. До настоящего времени лишь устанавливался лимит наличных расчетов между юридическими лицами в пределах 60 тысяч рублей в рамках одного договора. Сами же расчеты оформлялись путем составления приходных (расходных) кассовых ордеров установленной формы. Теперь юридические лица будут вынуждены либо исключить из своих расчетов с другими юридическими лицами прием наличных денег, либо согласно статье 4 Закона о ККТ осуществлять постановку на учет в налоговых органах и применение ККТ при данных расчетах. Применение бланков строгой отчетности вместо чеков. Кому можно не применять ККТ. Ранее некоторые категории организаций и индивидуальных предпринимателей освобождались от обязанности по применению ККТ на основании ²Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других подразделений (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин⌡, утвержденного постановлением Правительства РФ ≤ 745. Теперь они перечислены в пункте 3 статьи 2 нового Закона. В частности, это продажа газет и журналов, продажа ценных бумаг, продажа лотерейных билетов, продажа проездных билетов, торговля на рынках, разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; продажа почтовых марок и пр. Также вправе не использовать ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком определяемым Правительством РФ, в случае оказания услуг населению (п.2 ст. 2 нового Закона). Условием освобождения от применения контрольно-кассовой техники является выдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовым чекам. Порядок утверждения форм этих документов (бланков) для оказания услуг населению должно утвердить Правительство РФ. Пока же при оказании услуг населению можно продолжать применять бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. Организации и предприниматели также имеют право не применять ККТ в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения. Полный и исчерпывающий перечень таких видов деятельности поименован в пункте 3 статьи 2 Закона о ККТ.
Полномочия субъектов РФ Существенными отличиями данного перечня от существовавшего ранее являются отсутствие в нем безусловного права кредитных организаций не применять ККТ при совершении ими банковских операций, а также отсутствие права органов исполнительной власти субъектов РФ принимать решения об ограничении действия перечня на соответствующей территории. Органам государственной власти субъектов РФ последним абзацем пункта 3 статьи 2 Закона о ККТ только дано право утверждать перечень отдаленных или труднодоступных местностей нахождение на территории которых дает освобождение от применения ККТ.
Требования к контрольно-кассовой технике В старом Законе было указано, что все вопросы, определяющие требования к ККМ решались Правительством РФ. Данная норма также перешла в новый Закон о ККТ, однако к ней также были добавлены ранее отсутствовавшие в Законе требования обязательного опломбирования ККТ, а также наличия в ККТ фискальной памяти. Требование о пломбировании ККТ в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона вступит в силу только с 28 декабря 2003 г. Порядок опломбирования ККТ исходя из того, что требования к ККТ определяются Правительством РФ должен быть утвержден его постановлением. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то что данные требования не распространяются на ККТ используемые кредитными организациями. Теперь согласно пункту 2 статьи 4 Закона о ККТ порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком РФ. Налоговые органы в части ККТ используемой кредитными организациями в соответствии с пунктом 1 статьи 4, а также пунктом 3 статьи 7 Закона не осуществляют своих функций как предварительного (регистрация), так и последующего (проверки) контроля. Также необходимо отметить что в тексте Закона отсутствует упоминание как о Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ, во многом своими протоколами определяющей правила использования ККТ, так и о необходимости нахождения ККТ на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания.
Обязанности организаций Организации и предприниматели обязаны согласно статьям 5 и 6 нового Закона применять контрольно-кассовую технику соответствующую предъявляемым требованиям (для кредитных . требованиям ЦБ РФ). В статье 5 указано на обязанность данных лиц выдавать покупателям (клиентам) в установленных случаях в момент оплаты отпечатанный ККТ кассовый чек. Данный порядок выдачи чеков ранее был установлен разделом 4 Типовых правил.
Контролирующие органы Согласно статье 7 Закона о ККТ налоговые органы, как и раньше в основном осуществляют контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ, контроль за полнотой учета выручки, проводят проверки документов связанных с использованием ККТ, а также проверки выдачи кассовых чеков. Органы внутренних дел должны взаимодействовать с налоговыми органами в пределах своей компетенции. Однако если сравнить нормы данной статьи Закона о ККТ с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях видно, что должностные лица органов внутренних дел также согласно статье 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы о данном административном правонарушении. Кроме того, протоколы о нарушении правил использования ККТ согласно статьям 28.3 и 23.49 КоАП РФ могут составлять и рассматривать органы государственной инспекции по торговле качеству товаров и защите прав потребителей. Вместе с тем, несмотря на то что одной из обязанностей налоговых органов является проведение проверок выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков рассмотрение дел по данным нарушениям, предусмотренным статьей 14.15, возложено на органы госторгинспекции.
Ответственность Административная ответственность за неприменение ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафных санкций на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц . от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц . от трехсот до четырехсот МРОТ.
*** В заключение хотелось бы отметить, что данный Закон представляет собой большой прогресс законодательства в сфере наличных денежных расчетов и законодательно закрепляет многие вопросы применения контрольно-кассовой техники, ранее регулировавшиеся подзаконными актами, а зачастую и ведомственными нормативными документами. |
|
Голосов: 5 Средний бал: 2.20
|