Saldo.ru

Публикации

16 ноября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Сычева Т.А., юрист компании .Гарант.
Материал предоставлен журналом "Нормативные акты для бухгалтера"

Налоговая сверка: советы от ФНС

История с регламентами

Не так давно был утвержден Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам*. Указанный документ, в частности, отменял раздел 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками**. Этот раздел устанавливал порядок проведения сверки. Также были признаны недействующими акты сверки: форма 23 (полная), 23-а (краткая) и методические указания по их заполнению.
В новом Регламенте специалисты налоговой службы расписали несколько измененный алгоритм проведения сверки, а также привели в соответствие с поправками в Налоговый кодекс порядок оформления ее результатов. Рассмотрим основные отличия данного Регламента от прежнего. Во-первых, в нем, помимо общих сроков, указано время, которое отведено на выполнение инспекторами и организациями отдельных действий в ходе сверки. К примеру, получив от фирмы заявление о сверке расчетов, инспекция была обязана в течение пяти рабочих дней составить краткий акт. На формирование полного акта отводилось семь рабочих дней с даты получения налоговой краткого акта с разногласиями. Компании на изучении полученных от инспекции актов давалось пять рабочих дней. Во-вторых, новый Регламент закрепил, что сверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествующие ее проведению. В-третьих, был изменен алгоритм проведения сверки. По Регламенту сверка по инициативе фирмы происходит так. Инспекция, получив от компании заявление, составляет краткий акт сверки. Фирма вправе с ним согласиться. Тогда акт возвращается инспекции с пометкой "Согласовано без разногласий". Или же не согласиться. В таком случае на акте ставится пометка "Согласовано с разногласиями". Если краткий акт согласован с разногласиями, формируется полный акт, на котором организация либо ставит пометку "Разногласия устранены", либо приходит на личную встречу с налоговой.
Новый Регламент сверки вступил в силу с 1 апреля 2007 года. Однако уже 25 апреля он был отменен приказом ФНС России от 25.04.2007 N ММ-3-25/261. Одна из главных причин . инспекции не укладывались в установленные Регламентом сроки по каждому этапу сверки и по всей процедуре в целом. Результатом отмены стало то, что не осталось ни одного официально действующего документа, которым необходимо руководствоваться при проведении сверки. Устранить образовавшийся пробел поспешила ФНС. Об этом далее.
Письмо вместо Регламента?
В письме от 08.05.2007 N СК-6-25/375 ФНС разъяснила, как должна проводиться сверка до тех пор, пока не появится новый регламент.
Прежде всего налоговая служба разрешила проводить сверку в старом порядке. То есть в соответствии с разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками. При этом ФНС рекомендовала оформлять результаты сверки на новых, но уже не действующих бланках, утвержденных приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2. Это следующие формы:

  • "Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (краткий)";
  • "Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (полный)";
  • "Перечень документов по расчету с бюджетом";
  • "Сведения о невыясненных платежах налогоплательщика".

  • И, что немаловажно, налоговая служба разъяснила порядок действий инспекции и компании в случае, если в ходе сверки выявлены расхождения.
    Новая сверка по старым правилам
    Разберемся с основными особенностями проведения сверки на сегодня. Как и прежде, организация проходит сверку в обязательном порядке в случае, если она:

  • относится к крупнейшим налогоплательщикам. Такие компании должны сверяться с налоговой ежеквартально;
  • переходит из одной налоговой инспекции в другую;
  • ликвидируется или реорганизуется.

  • По инициативе компании сверка может проводиться:

  • для уточнения платежа, если налог был перечислен по неправильному или несуществующему КБК;
  • для зачета или возврата переплаченного налога;
  • для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этот документ необходим, к примеру, для получения кредита, участия в тендере и т. п. На оформление такой справки налоговой отводится 10 рабочих дней со дня получения заявления.

  • Отметим, что начиная с этого года у инспекций появилась обязанность проводить сверку по желанию компаний. Данная норма закреплена в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса. Ранее кодекс не обязывал инспекторов уточнять расчеты с фирмой по ее инициативе, что нередко приводило к отказу от сверки.
    Итак, чтобы провести сверку, фирма должна подать в инспекцию заявление. Его можно составить по форме, утвержденной приказом N САЭ-3-25/2. В документе помимо общих сведений следует указать дату сверки, способ получения документов (лично или почтой), а также вид и КБК налога, по которому компания желает свериться. Кроме того, в заявлении проставляют дату и период проведения предыдущей сверки, номер и дату акта сверки.
    Получив заявление, инспектор в течение пяти рабочих дней составляет краткий акт сверки. Если сведения, отраженные в акте, совпадают с данными организации, то фирма ставит на документе отметку "Согласовано без разногласий". Составленный акт подписывают представители фирмы и инспекторы. Один экземпляр акта передается организации, другой остается в инспекции. На этом процедура заканчивается. Срок ее проведения не должен превышать 10 рабочих дней. Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 1.2.7 Регламента сверки повторная сверка по акту "без разногласий" не допускалась. Внести корректировки в такой акт возможно было только через суд. Однако сейчас отметка "Согласовано без разногласий" не лишит компанию права провести повторную сверку. Поскольку раздел 3 Регламента работы с налогоплательщиками запрета на нее в данном случае не содержит.
    При выявлении расхождений процедура сверки усложняется. Срок ее проведения увеличивается до 15 дней. В этом случае компания ставит на акте отметку "Согласовано с разногласиями" и передает его лично или по почте в инспекцию. Инспектор, получив такой акт, не позднее следующего дня должен составить служебные записки с тем, чтобы получить полный акт и информацию по каждому налогу, по которому заявлены разногласия. На обработку и сбор всех разногласий у налоговой есть еще пять дней. После получения от всех структурных подразделений служебных записок инспектор должен передать компании следующие документы:

  • полный акт сверки расчетов с заполненными данными по графе "По данным налогового органа" в двух экземплярах;
  • перечень документов по расчету с бюджетом;
  • сведения о невыясненных платежах налогоплательщика.

  • При этом фирмам письмом ФНС России N СК-6-25/375 рекомендуется рассматривать указанные документы не дольше пяти рабочих дней, следующих за днем их получения. Затем компании следует подписать полный акт сверки расчетов и обязательно вернуть один экземпляр в инспекцию лично или по почте. Стоит сказать, что отмененный Регламент давал возможность фирмам не возвращать полный акт. В таком случае сверка считалась законченной, а у организации оставалась возможность подать заявление вторично. Теперь компаниям запрещено так поступать. Регламент организации работы с налогоплательщиками разъяснений по этому поводу не дает. Значит, при получении от инспекции полного акта сверки у компании есть два варианта действий:

  • она может вернуть акт с пометкой "разногласия устранены". Сверка закончена. Повторная сверка возможна;
  • фирма вправе вернуть акт, заполнив при этом графу "По данным налогоплательщика". Налоговая в свою очередь должна изучить полученные данные и сверить с имеющейся информацией.
  • * Утвержден приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2.
    ** Утвержден приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444.



    Голосов: 0 Средний бал: 0
    Оцените статью: