Учти то, не знаю что
Подоплека идеи включить в баланс стоимость коммерческой тайны, в общем-то, понятна. Ведь под ней понимаются сведения, которые в силу неизвестности третьим лицам позволяют фирме получить коммерческую выгоду. Это не только финансовая и управленческая информация, но и незапатентованные по тем или иным причинам научно-технические и технологические "находки". А обладание ими, очевидно, увеличивает цену компании. Однако по Гражданскому кодексу информация имуществом не является. Стремясь "обойти" это ограничение, авторы проекта предложили включать в баланс не саму тайну, а некие непонятные имущественные права на нее. Не поясняя при этом, что это такое.
Еще более непонятно, в составе каких активов эти права учитывать. Нематериальных - вот первое, что многим приходит в голову. Ан нет. Как известно, отличительным признаком таковых ПБУ 14/2000 называет исключительность прав. На коммерческую тайну никаких исключительных прав быть не может. Ведь ее у нескольких фирм может составлять одна и та же информация, которую те независимо друг от друга создали или незаконным путем получили. Например, до одной и той же технологии изготовления мыла могут самостоятельно "додуматься" несколько производящих его фирм. Или другой пример: относимые к коммерческой тайне списки клиентов (настоящих, потенциальных и будущих) у двух конкурентов могут частично совпадать. Кстати, по этой же причине права на коммерческую тайну не могут увеличивать цену предприятия как имущественного комплекса, ведь в него включаются только исключительные права.
Итак, если не нематериальные активы, то какие? Этот вопрос мы задали главному разработчику законопроекта - Минпромнауки. Там признали, что действующие правила бухучета не позволяют отнести коммерческую тайну ни к одному из видов активов. Поэтому долго совещались на сей счет с отвечающим за бухучет департаментом Минфина. Однако и там, как нам удалось узнать, никакого представления о том, как нужно будет учитывать права на коммерческую тайну, пока не имеют. Но, как нас обнадежили, этим вопросом занимаются и рано или поздно что-нибудь придумают. Озаботились проблемой и в Госдуме - там поговаривают об изменениях в закон о бухучете.
Убытки с работника...
Впрочем, описанные трудности с учетом грозят не всем бухгалтерам, а лишь тем, чье руководство решит засекретить те или иные сведения. Таких директоров наверняка немало, потому что с разгласившего коммерческие секреты контрагента или работника Гражданский кодекс позволяет взыскать понесенные фирмой убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду).
С работников получить сумму убытков сейчас весьма проблематично. Дело в том, что Трудовой кодекс в противоречие Гражданскому предусматривает для них свою меру ответственности за разглашение коммерческой тайны. Ею никого особо не испугаешь - это всего лишь возмещение фирме прямого ущерба. Но никак не упущенной выгоды. Выходит, что с "предателя", скопировавшего секретные документы и передавшего их конкурентам, фирма может получить лишь стоимость бумаги, на которой сделаны копии.
Авторы проекта считают, что они эту проблему решили: после того как он обретет силу закона, возместить в полном объеме причиненные разглашением тайны убытки станет обязанностью сделавших это сотрудников. Однако непонятно, как это правило будет сосуществовать с Трудовым кодексом, ведь о его изменении в проекте нет ни слова.
Еще одной обязанностью всех посвященных в тайну работников станет немедленно сообщать начальству об угрозе разглашения секретных сведений - если они вдруг узнают, что такая существует. Впрочем, никакой ответственности для знавших, но смолчавших проект не предусматривает.
Позаботились авторы законопроекта и о том, чтобы уволенные работники не захотели поделиться с кем-нибудь секретной информацией фирмы - они будут обязаны хранить молчание три года. В течение такого же периода им будет запрещено использовать секреты фирмы-работодателя для своих нужд. Понимая, что не каждое ноу-хау за три года исчерпает свою ценность, авторы проекта разрешили фирмам устанавливать по соглашению с работником больший срок.
...и с чиновника
Не забыли разработчики законопроекта и о чиновниках, у которых может появиться искушение использовать в корыстных целях ставшие им известными "по работе" ноу-хау. Если такой чиновник вдруг оставит госслужбу, откроет свою фирму и станет там использовать чужой секрет производства, то его истинный владелец сможет потребовать у новоявленного конкурента возмещения убытков. Если же чиновник, оставаясь на службе, допустит утечку полученных им от фирм секретных сведений, то его личному карману ничего не грозит. Возмещение убытков фирма получит из бюджета.
Правда, обосновать в суде размер упущенной выгоды в любом случае дело непростое. Ведь балансовая стоимость прав на тайну будет, вероятно, отражать затраты на ее создание или приобретение, а не размер убытков, которые фирма может понести, если ее ноу-хау станет кому-нибудь известно. Но о том, чтобы указать в законе некие общие правила обоснования суммы убытка, авторы проекта не позаботились.
Тайный режим
Рассчитывать на возмещение понесенных из-за разглашения тайны убытков смогут лишь те фирмы, которые должным образом ее охраняли. То есть составили перечень секретной информации, утвердили правила обращений с нею и порядок контроля за их выполнением. Еще надо включить пункт об условиях ее передачи и использования в трудовые договоры с работниками и в хозяйственные - с контрагентами, а на каждый материальный носитель засекреченной информации (например, на дискету) поставить гриф "Коммерческая тайна".
Если все эти меры исключают доступ к засекреченной информации без согласия ее владельца, то она получает статус коммерческой тайны, а ее обладатель может потребовать возмещения убытков, причиненных ее разглашением. Однако очевидно, что во многих случаях названных мер для того, чтобы полностью исключить доступ к тайным сведениям, не хватит и фирмам придется обзаводиться техническими средствами защиты информации, которые могут оказаться дороже самой информации. Не пожелавшие тратиться фирмы потеряют всякие права на защиту государством своих интересов.
Законопроект уже принят в первом чтении. Поправки ко второму вызвались готовить аж четыре комитета Госдумы. Они, в частности, хотят защитить интересы обладателя коммерческой тайны, которая стала известна третьим лицам случайно или по ошибке. А думский комитет по экономической политике предложил, чтобы обладатель тайны сам решал, взыскивать или нет убытки с граждан, ее рассекретивших. Ведь иногда выгоднее договориться с нарушителем о совместном использовании секретных сведений, чем обнародовать факт их утраты.