Минфин решил упростить учет по ПБУ 18/02
Сергей Новиков, корреспондент "УНП"
Есть вероятность, что в скором времени можно будет выбирать, как вести учет налоговых разниц согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02): на счетах бухучета или каким-то иным более простым способом. Соответствующие изменения в самое нелюбимое главбухами ПБУ подготовил Минфин России. Проект поправок 4 сентября размещен на сайте ведомства www.minfin.ru (см. в разделе "Новости").
"Изменения должны предоставить бухгалтерам возможность самим определять алгоритм учета по ПБУ 18/02", - так на вопрос "УНП" о цели внесения поправок ответил начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина Александр Бакаев. Поправки не отменяют необходимости фиксировать разницы и отражать их в бухгалтерской отчетности. Но они исключают из ПБУ упоминания о проводках, которыми нужно отражать эти разницы на счетах бухучета. Такие проводки можно будет не делать. "Собирать информацию о разницах можно будет в специальных таблицах, - отмечает директор ЗАО "ФИН-АУДИТ" Татьяна Ольховатская. - Это гораздо проще, чем отражать все разницы на счетах бухучета, ориентируясь на первичные документы".
Кроме того, в поправки вводят понятие "постоянные налоговые активы", забытое разработчиками действующей редакции ПБУ.
Точные сроки внесения изменений в ПБУ 18/02 не определены. Как нам сообщили в Минфине, до 1 октября финансовое ведомство будет ждать отзывы и предложения от бухгалтерских и аудиторских профобъединений. От их мнения будет зависеть дальнейшая судьба поправок.
-----------------------------------------------------
За сроком амортизации старой ККТ лучше следить самим
Евгения Скопинцева, корреспондент "УНП"
Несмотря на изменившиеся полтора месяца назад правила, некоторые инспекции продолжают по инерции информировать компании о близящемся окончании срока законной эксплуатации устаревших моделей ККТ. Но такая "благотворительность" не должна вводить в заблуждение. Сегодня налоговики имеют полное право наложить штраф за сверхсрочное использование старого кассового аппарата, заранее ни о чем не предупреждая компанию. Так что важно самостоятельно следить за сроками и обновлять кассовый парк.
НАПОМНИМ. С 4 августа начал действовать новый порядок регистрации и применения ККТ (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 N 470). Согласно документу налоговики в течение одного дня, после того, как истек срок амортизации ККТ, должны поставить об этом в известность владельца кассы. При этом инспекция может самостоятельно снять кассовый аппарат с учета. Раньше инспекторы обязаны были уведомить компанию о том, что через 30 дней заканчивается срок амортизации. Если фирме не приходило предупреждение, и она продолжала пользоваться кассой, то налоговик не могли выписать штраф за неприменение ККТ. Этот вывод был неоднократно подтвержден арбитражной практикой.
По данным "УНП", ФНС России рекомендовало своим подчиненным по-прежнему за 30 дней уведомлять компании о том, что нужно прекратить пользоваться устаревшим кассовым аппаратом. Как показал наш опрос, многие налоговики на местах следуют этому совету: "С помощью специальной программы мы отслеживаем, у каких моделей техники истекает нормативный срок амортизации, и за 30 дней до его окончания направляем компаниям предупреждения. Это удобно и нам, и организациям", - рассказали в отделе контроля применения ККТ управления ФНС России по Владимирской области.
Впрочем, почти везде чиновники оговариваются, что они теперь не обременены обязанностью заранее предупреждать компании: "Мы не обязаны рассылать уведомления за месяц до окончания срока амортизации, хотя и советуем подчиненным инспекциям предупреждать компании заранее", - сообщили в УФНС России по Ярославской области. Поэтому лучше подстраховаться и самостоятельно следить за сроками с тем, чтобы вовремя обзавестись новым аппаратом взамен устаревшего.
КСТАТИ. На прошлой неделе ФНС России на cвоем сайте www.nalog.ru опубликовала проект административного регламента, посвященного регистрации кассовой техники. В документе перечислены документы, которые потребуются компании при постановке кассы на учет. Максимальный срок приема инспекторами одного комплекта документов не может быть больше 30 минут.
-----------------------------------------------------------
Миграционная служба открыла базу недействительных паспортов
Марина Басович, корреспондент "УНП"
Теперь вычислить потенциально опасного контрагента, зарегистрированного на утерянный или украденный паспорт, можно через интернет. На сайте Федеральной миграционной службы России (www.fms.gov.ru) запущен новый интерактивный сервис проверки документов. Чтобы удостоверится в действительности паспорта, нужно ввести его серию и номер, а также электронный адрес, по которому в течение часа придет ответ. Корреспондент "УНП" получил сведения о своем паспорте через 20 минут.
Разумеется, интернет-проверка, показавшая что паспорт "чист", не будет в глазах налоговиков означать проявление пресловутой "должной осмотрительности" при выборе контрагента. Для получения юридически значимой информации придется обращаться в территориальное подразделение ФМС России.
Но если проверка покажет, что паспорт, на который зарегистрирован потенциальный контрагент, значится в числе недействительных, это должно вызвать подозрения. Окажись такая компания в числе поставщиков, у налоговиков обязательно возникнут претензии к вычетам по НДС. Так что новый сервис можно использовать для профилактики таких ситуаций.
--------------------------------------------------------
Инспекторы борются с подозрительной миграцией компаний
Евгения Скопинцева, корреспондент "УНП"
Налоговики стали внимательнее относиться к компаниям, которые меняют адрес, а вместе с ним и инспекцию (а иногда и регион). Если новое место прописки окажется "массовым" адресом (соседствует более 10 компаний), во многих региона инспекторы стараются найти предлог, чтобы не допустить переезда фирмы.
Так, на прошлой неделе УФНС России по Тверской области разместило на своем сайте предупреждение компаниям, которые меняют адрес. Перед тем как принять решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса, тверские налоговики проверят его на "массовость", направив запрос в ИФНС по предполагаемому новому месту прописки компании. А от переезжающей компании потребуют предъявить подтверждение о намерении собственника помещения предоставить ей помещение. Если организация не сможет выполнить это условие, то ей откажут в переезде. Формальная причина - на регистрацию представлен неполный комплект документов (естественно, по закону никаких подтверждений предъявлять не надо).
Подобная практика существует в других регионах, например, в Иркутской области. Правда, здесь считают, что рассылать запросы - не самый эффективный метод. Также как штудировать списки "массовых" адресов. Поэтому местные инспекторы используют сервис, расположенный на сайте ФНС России*. А собственный "черный" список адресов региональное УФНС разместило на своем официальном сайте.
В налоговом ведомстве поддерживают инициативу подчиненных: "Мы не рассылали рекомендаций работать по такой схеме, но считаем, что они поступают законно", - уверены в Управлении госрегистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России. Впрочем, пока не все регионы практикуют такие проверки мигрирующих компаний. "У нас нет законных оснований отказать организации в перерегистрации только из-за того, что новый юридический адрес оказался в списке "массовых", - говорят в УФНС России по Ростовской области. А в одном из управлений нам откровенно заметили: "Посудите сами, если недобросовестная компания хочет переехать в другой регион, какой смысл ее удерживать? Пусть уходит вместе со своей недоимкой".
- - - - - - - - - - -
* См. "УНП" N 17, 2007, стр.1 "Проверьте, не рискуете ли вы и ваш бизнес?".
-----------------------------------------------------------
Налоговики намерены проверять компании, сотрудники которых живут не по средствам
Откуда у сотрудника вашей компании деньги на квартиру (машину и т.д.), если его официальные доходы недостаточны для столь крупных трат? Задаваться таким вопросом инспекторам предписывают разработанные ФНС России Методические рекомендации по контролю за уплатой НДФЛ физлицами (копия имеется в редакции). По ним налоговики, обнаружив несоответствие доходов и расходов у человека, должны взять на контроль компанию, где он трудится.
ДСП-ЦИТАТА. "Необходимо анализировать крупные расходы на "дорогостоящие" приобретения. При установлении несоответствия расходов по отношению к доходам (превышение суммы расходов над суммой доходов) есть основания полагать, что налогоплательщик получает зарплату в "конверте" либо имеет "серые" доходы от участия в возможных схемах по уходу от налогообложения. При наличии таких оснований необходимо провести анализ деятельности налогового агента" (п. 3.3 Методических рекомендаций).
Под дорогостоящими приобретениями подразумеваются в первую очередь жилье и автомобили. Информация о таких покупках регулярно приходит налоговикам из Росрегистрации и ГИБДД. Сведения заносятся в электронную базу данных. Информация об уплаченном НДФЛ тоже имеется у инспекций в электронном виде. Поэтому технически налоговикам несложно сопоставить расходы и доходы любого гражданина. Но по каждому выявленному случаю несоответствия (а их с учетом доступности тех же автокредитов будет много) налоговики вряд ли смогут провести проверку. Вероятнее всего, инспекции будут обращать внимание только на самые крупные покупки и самые существенные расхождения доходов и расходов. И на компании, где таких расхождений много.
КСТАТИ. Информация о превышении доходов сотрудников компании над их расходами является одним из 109 признаков неблагонадежности компании. Данные о каждом признаке должны заноситься в реестр юридических лиц, которых необходимо контролировать в первую очередь (ЮЛ-КПО). Реестр будет использоваться для планирования выездных проверок (см. "УНП" N 8, 2007, стр. 6 "Налоговая служба создает рейтинг подозрительности компаний"). Однако работа над перечнем признаков подозрительности еще не закончена и в Методических рекомендациях ЮЛ-КПО не упоминается. Но сведения о несоответствии расходов и доходов могут быть использованы налоговиками прямо сейчас.
Как нам сообщили в УФНС России по Тюменской области, информация из отдела налогообложения физлиц обязательно будет учтена при комплексном предпроверочном анализе предприятия. Кроме того, сведения пригодятся комиссиям по легализации зарплат, которые могут потребовать от компании пояснений.
Впрочем, одного того факта, что расходы сотрудника превысили его доходы для обвинения компании в сокрытии зарплат недостаточно - с этим не спорят даже налоговики. "Чтобы доказать выплату серой зарплаты, нужны показания 10-15 сотрудников и доказательства проведения обналички", - говорят в УФНС России по Ленобласти.
Куда проще доначислить ЕСН и НДФЛ на зарплату одного сотрудника: "Мы запрашиваем документы, представленные, к примеру, в банк для получения кредита. В них довольно часто указывается зарплата выше той, о которой компания отчитывается нам. В этом случае доначисления по одному сотруднику будут обязательно. А по зарплате остальных работников будем искать доказательства: проводить опросы, отслеживать движение средств по счетам", - отмечают налоговики.
----------------------------------------------------------
Работодатели все чаще требуют от главбухов полной матответственности
Андрей Крылов, корреспондент "УНП"
По словам представителей кадровых агентств, работодатели все чаще выдвигают к кандидатам на должность главного бухгалтера требование о такой ответственности (ст. 242 Трудового кодекса).
"Соискателей это не смущает - они привыкли к тому, что являются материально ответственным лицом", - говорит Светлана Ганеева, руководитель департамента агентства по подбору персонала Advance Recruiting Services из Казани. Это подтверждает Татьяна Каракозова, генеральный директор московского кадрового агентства "Русский персонал": "В процессе поиска работы главбухи неоднократно сталкиваются с подобным требованием работодателей".
По словам старшего специалиста юридического отдела компании "Аудиторская служба "СТЕК" Марии Ушаковой, условие трудового договора о полной материальной ответственности позволит работодателю обратиться в суд и потребовать от главбуха возмещения ущерба, если налоговики из-за его ошибки начислили пени и штрафы. "Ущерб может быть причинен из-за ошибки при расчете налога либо из-за несвоевременной сдачи отчетности. Кроме того, работодатель сможет требовать возмещения, если причиной доначислений стали первичные документы, противоречащие нормам законодательства, но принятые главбухом", - пояснила юрист. По ее словам, ущерб может быть взыскан с главного бухгалтера, который уже уволился из организации: "Согласно статье 392 ТК РФ срок исковой давности по таким делам - год с момента обнаружения ущерба. В случае с налоговой проверкой - год с момента вручения решения о привлечении компании к ответственности".
Впрочем, вряд ли компании в массовом порядке станут перекладывать пени и штрафы на главбухов - по крайней мере, громких дел пока не было. Пункт о материальной ответственности скорее является дополнительным рычагом для давления на главного бухгалтера на случай его возможного увольнения во время проверки.