В каком порядке следует учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с пролонгированием в 2002 году лицензионного договора и превышением реального срока его использования над первоначально установленным сроком? С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), установившая новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Прибылью для целей исчисления налога для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ нематериальные активы входят в состав амортизируемого имущества. Нематериальными активами в целях главы 25 НК РФ признаются приобретенные (созданные) налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной деятельности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Статьей 257 НК РФ определен перечень имущества (исключительных прав), подпадающего под определение нематериального актива для целей налогообложения прибыли. Согласно пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ не являются амортизируемым имуществом и подлежат учету для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности). Порядок учета отдельных расходов определяется избранным организацией методом определения доходов и расходов. При использовании организацией метода начисления согласно ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода.
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Учитывая изложенное, расходы, понесенные в 2002 году налогоплательщиком в виде фиксированного разового платежа за пролонгирование лицензионного договора, следует учитывать для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока, на который продлено действие данного договора. Если в течение продленного срока действия лицензионного договора организация использует права на результаты интеллектуальной деятельности на безвозмездной основе, то налогоплательщику следует учесть при исчислении налоговой базы в составе внереализационных доходов доходы в виде безвозмездно полученных в пользование имущественных прав в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/32450 от 17.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.
Включаются ли в налоговую базу по единому социальному налогу пенсионные взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд? На основании п. 1 ст. 236 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в объект обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса). В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса к суммам, не подлежащим обложению ЕСН, относятся суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. При этом положения вышеуказанной статьи Кодекса не относят суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией-работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, к суммам, не подлежащим обложению ЕСН. Следовательно, на суммы таких пенсионных взносов должен начисляться ЕСН. В свою очередь, если суммы вышеуказанных пенсионных взносов не отнесены у налогоплательщиков-организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса такие суммы не подлежат обложению ЕСН. Согласно п. 16 ст. 255 главы 25 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда. Пунктом 7 ст. 270 Кодекса установлено, что к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 Кодекса. Таким образом, сумма пенсионных взносов, внесенная налогоплательщиком-работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по ЕСН, а остальная часть расходов, включаемая в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не подлежит включению в налоговую базу по ЕСН. Вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при заключении договора о негосударственном пенсионном обеспечении, пенсионные взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому работнику, в пользу которого эти взносы перечисляются. В соответствии со ст. 242 Кодекса дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты). Таким образом, день перечисления взноса в негосударственный пенсионный фонд можно определить как день начисления организацией выплат в пользу конкретных застрахованных работников. При этом на суммы таких пенсионных взносов начисление ЕСН должно быть произведено организацией-работодателем с учетом положений главы 25 Кодекса в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд независимо от того, солидарный ли это пенсионный счет или именные пенсионные счета работников. Пунктом 4 ст. 243 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2002 ≤ БГ-3-05/91 утверждены форма и порядок заполнения индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета. На основании изложенного вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны учитываться отдельно по каждому работнику, в пользу которого эти взносы перечисляются, и заноситься в его индивидуальную карточку для расчета ЕСН. Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 28-11/38831 от 14.07.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.
Правомерно ли при исчислении налога на прибыль включение отчислений на оплату суммированных дней отдыха (отгулов) за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (включая выходные и праздничные дни) в состав резерва предстоящих расходов на оплату отпусков? В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Статьей 115 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 116 ТК РФ). Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами. Статьей 119 ТК РФ определено, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней. В случае когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. На основании ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. Согласно действующему трудовому законодательству, а также положениям главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае если в соответствии с коллективным и трудовыми договорами работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, дни основного и дополнительного отпусков могут суммироваться (без учета выходных и праздничных дней). Для целей исчисления налога на прибыль правомерно данные отчисления на оплату суммированных дней основного и дополнительного отпуска предусмотреть в составе отчислений в единый совокупный резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников организации в порядке, предусмотренном ст. 3241 НК РФ. При этом обязательно отражение налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения прибыли принятого способа резервирования, предельной суммы отчислений и ежемесячного процента отчислений в указанный резерв. Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая расходы на оплату суммированных дней основных и дополнительных отпусков, к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/32465 от 17.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым. |
|