МРОТ вырос до 600 рублей
1 октября 2003 года Президент РФ подписал изменения в Закон о минимальном размере оплаты труда. И с этого же дня МРОТ стал равен 600 руб. Каким образом это изменение затрагивает бухгалтерию?
Получается, что с 1 октября зарплата любого из сотрудников не может быть меньше 600 руб. в месяц. Кроме того, не может быть меньше 600 руб. в месяц и пособие по временной нетрудоспособности.
Но особенно важен размер МРОТ для предприятий на "упрощенке", "вмененке", а также для тех, кто платит единый сельскохозяйственный налог. Ведь если они не платят добровольно взносы в ФСС России, то за счет этого фонда могут возместить лишь ту часть больничных, которая не превышает 1 МРОТ в месяц. Другими словами, чтобы рассчитать сумму, которая возмещается соцстрахом, бухгалтеру надо МРОТ разделить на количество рабочих дней в месяце и умножить на дни, пропущенные работником по болезни.
А как же быть, если больничный сотрудника "открыт" в сентябре, а "закрыт" октябрем? Тогда расчет надо делать отдельно по каждому месяцу. Причем для сентябрьских дней болезни брать в расчет МРОТ, равный 450 руб., а для октябрьских - 600 руб.
Пример
Сотрудница ООО "Подмосковье" Зайцева А.Н. болела с 23 сентября по 7 октября 2003 года включительно. Сумма больничных за это время составляет 2560 руб.
С 1 января 2003 года ООО "Подмосковье" применяет "упрощенку" и не платит добровольно взносы в ФСС России. Поэтому за счет соцстраха предприятие может возместить только ту часть больничных, которая не превышает 1 МРОТ в месяц. Так как Зайцева А.Н. пропустила дни и в сентябре, и в октябре, то расчет необходимо делать отдельно по каждому из месяцев. В сентябре 22 рабочих дня, из которых сотрудница проболела 6 дней. А в октябре всего 23 рабочих дня, из них Зайцева А.Н. болела 5 дней. Бухгалтер ООО "Подмосковье" рассчитал сумму, которую можно возместить за счет средств ФСС России, следующим образом:
450 руб. : 22 дн. ? 6 дн. + 600 руб. : 23 дн. ? 5 дн. = 253,16 руб.
Тогда за счет средств ООО "Подмосковье" Зайцевой А.Н. надо выплатить:
2560 руб. - 253,16 руб. = 2306,84 руб.
Федеральный закон от 1 октября 2003 г. ≤ 217-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда""
опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 37, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 20, 2003.
Налоговики больше не считают авансами суммы, полученные за экспортированный товар после того, как оформлена ГТД
МНС России наконец-то согласилось с тем, что экспортеры не должны начислять НДС с денег, полученных от иностранного контрагента до того, как собран полный пакет документов, подтверждающих экспорт.
Напомним, что такое требование содержалось в пункте 37.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ.
Основано оно было на том, что подпункт 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса обязывает уплачивать НДС с предоплат в счет предстоящего экспорта (за исключением товаров, цикл производства которых превышает 6 месяцев). Проблема же была в том, что налоговики ошибочно полагали, что авансом считается любая сумма, полученная от иностранного покупателя прежде, чем закончится месяц, в котором предприятие собрало полный пакет документов, перечисленных в статье 165 Налогового кодекса РФ.
Теперь же из методичек к главе 21 кодекса исключен пункт 37.3, а также взаимосвязанные с ним пункты 32.2 и 44.4. А о том, как правильно платить НДС с экспортных авансов, рассказано в письме МНС России от 24 сентября 2003 г. ≤ ОС-6-03/994. Так, если вы экспортируете товар, то облагаемым НДС авансом признается валюта, полученная до того дня, в который оформлена грузовая таможенная декларация. В случае же экспорта работ или услуг предоплатой считается все, полученное до момента, когда заказчик принял эти работы (услуги), подписав соответствующий акт, приложение к контракту и т. п.
Пример
ООО "Лаэрт" заключило с датской фирмой Scandic контракт на поставку партии пива на 40 000 евро. Таможенный орган оформил грузовую таможенную декларацию на вывоз пива 10 октября 2003 года. А деньги от датской фирмы поступили в два этапа:
- 10 000 евро - 2 октября 2003 года;
- 30 000 евро - 15 октября 2003 года.
В данном случае авансом считаются только 10 000 евро, полученные до того, как была оформлена ГТД. Именно с них ООО "Лаэрт" должно начислить и уплатить в бюджет НДС. С 30 000 евро, полученных уже после того, как была оформлена ГТД, НДС начислять не нужно.
Приказ МНС России от 19 сентября 2003 г. ≤ БГ-3-03/499 опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 36, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 19, 2003.
Минфин объяснил, как заполнять новый Отчет о прибылях и убытках
Минфин России разъяснил, как заполнять Отчет о прибылях и убытках по новой форме, утвержденной приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. ≤ 67н.
Разъяснения касаются показателя "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода". Дело в том, что в приказе ≤ 67н не разъясняется, как определить этот показатель на основании данных формы ≤ 2. Обобщив требования ПБУ 18/02, финансовое ведомство предлагает использовать следующую формулу:
ЧП = БП + ОНА - ОНО - ТНП,
где ЧП - чистая прибыль организации; БП - прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета; ОНА - отложенные налоговые активы (дебетовое сальдо по счету 09); ОНО - отложенные налоговые обязательства (кредитовое сальдо по счету 77); ТНП - текущий налог на прибыль (налог на прибыль, отраженный в декларации).
Для наглядности покажем, как сделать этот расчет, на примере.
Пример
ООО "Офелия" сдает отчетность по новым формам, рекомендованным Минфином России. По итогам 9 месяцев сумма прибыли по данным бухгалтерского учета равна 54 700 руб. Эту сумму нужно показать по строке "Прибыль (убыток) до налогообложения" формы ≤ 2. Тогда условный расход по налогу на прибыль равен 13 128 руб. (54 700 руб. ? 24%).
Предположим, что за отчетный период постоянное налоговое обязательство - 2500 руб. А постоянных налоговых активов нет. В таком случае ООО "Офелия" занесет сумму 200 руб. в строку "Постоянные налоговые обязательства (активы)" раздела "Справочно" формы ≤ 2.
Счет 99 у ООО "Офелия" выглядит так:
99 "Прибыли (убытки)"
Дебет Кредит
13 128 руб.2500 руб. 54 700 руб.
15 628 руб. 54 700 руб.
39 072 руб.
Сумма отложенных налоговых активов за 9 месяцев 2003 года равна 5300 руб. Эту сумму бухгалтер ООО "Офелия" покажет по строке "Отложенные налоговые активы" формы ≤ 2.
Величина отложенных налоговых обязательств за тот же период составила 14 820 руб. Она будет отражена по одноименной строке отчета. Получается, что текущий налог на прибыль (сумма налога по декларации) равен:
13 128 руб. + 2500 руб. + 5300 руб. - 14 820 руб. = 6108 руб.
Таким образом, чистая прибыль организации будет равна:
54 700 руб. + 5300 руб. - 14 820 руб. - 6108 руб. = 39 072 руб.
Именно этот показатель и нужно отразить по строке "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" отчета.
Как видите, сумма чистой прибыли, рассчитанной в форме ≤ 2, соответствует сальдо по счету 99 "Прибыли и убытки".
Письмо Минфина России от 15 сентября 2003 г. ≤ 16-00-14/280 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 37, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 20, 2003.