Saldo.ru

Публикации

20 ноября 2017, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Ольга Евдокимова
Журнал "Двойная запись"

О балансе и не только. Взгляд налогового чиновника

- Недавно Минфин России разработал новые формы бухгалтерской отчетности. Обязаны ли все организации в октябре отчитываться по этим формам?
- Полагаю, что этот вопрос должен решать сам плательщик. Давайте вспомним приказ Минфина России от 22 июля 2003 года ≤ 67н, которым утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. В соответствии с пунктом 6 приказа их вводят начиная с отчетности за 2003 год. На первый взгляд кажется, такая фраза позволяет предположить, что впервые отчетность на измененных бланках будет представляться в марте 2004 года. Однако многие специалисты Минфина утверждают, что новый отчет о прибылях и убытках и баланс придется применять уже при составлении отчетности за 9 месяцев текущего года. Вероятнее всего, до появления официальных распоряжений Минфина бухгалтеры будут решать самостоятельно, как им сдавать отчетность. Тем более что существует ряд проблем. Изменения в отчетности в основном связаны с изданием ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", а основная масса предприятий не готова к применению вышеуказанного ПБУ. Поэтому возможно неправильное заполнение новых документов.
- Станет ли инспектор, получив отчетность, сравнивать различные показатели, в частности следить за соответствием строки "Текущий налог на прибыль" формы ≤ 2 и суммы налога, показанной в декларации по налогу на прибыль? Какие дополнительные показатели отчетности будут сравниваться?
- При камеральной налоговой проверке ИМНС обязательно сопоставляет отчетную информацию. Во-первых, мы сравниваем показатели текущей налоговой отчетности с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Значительные расхождения (допустим, существенное снижение выручки в третьем квартале по сравнению со вторым) - одна из причин для проведения дополнительного контроля. Во-вторых, мы оцениваем достоверность показателей налоговой отчетности, используя имеющуюся у нас информацию о налогоплательщике. В-третьих, сопоставляем проверяемую декларацию с показателями других отчетов. Например, при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль доходы, показанные в строке 010 декларации, могут сравниваться с общей суммой доходов, приведенной в отчете о прибылях и убытках. Такая проверка эффективна, если организация определяет прибыль по методу начисления, в этом случае разница между бухгалтерскими и налоговыми доходами обычно незначительна или ее нет вообще. Кроме того, у любой фирмы мы можем сравнить текущий налог на прибыль, показанный в форме ≤ 2, с налогом, который она начислила по декларации (строка 250). То, что такие суммы должны быть равными, следует из пункта 21 ПБУ 18/02 и примеров в приложении к этому ПБУ.
Есть и другие способы контроля. Если предприятие одинаково определяет выручку для расчета налога на прибыль и НДС, то ему "грозит" сверка доходов из деклараций по прибыли за 9 месяцев и по НДС (выручка по ним определяется нарастающим итогом).
Опять-таки подчеркну, что мы обращаем внимание только на существенные расхождения. А вот если сравнить декларацию по налогу на прибыль и расчет ЕСН, там две пары показателей часто бывают абсолютно одинаковы (опять же, из этого правила есть исключения). Во-первых, это суммы по строке 1000 расчета ЕСН и общая сумма по строкам 251 и 261 приложения 3 к листу 02. Во-вторых, суммы по строке 0100 расчета ЕСН и строке 090 приложения 3 к листу 02 (у торговых организаций эта же сумма показывается в строке 050 приложения 2 к листу 02). Замечу, что последнее равенство не будет соблюдаться, если предприятие включает в фонд оплаты труда выплаты, не облагаемые ЕСН.

Сначала принимай, потом проверяй
- Может ли инспектор отказаться принять баланс и декларацию, если, на его взгляд, там допущены явные ошибки?

- В пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса сказано, что инспектор не вправе отказаться принять декларацию и обязан проставить на ее копии отметку о принятии и дату представления документов. А потом в соответствии со статьей 88 НК РФ проводится камеральная проверка[1].
- Если инспектор предполагает, что предприятие допустило ошибки, и требует от фирмы принести дополнительные документы, то как оформляется это требование? Надо ли выполнять устные просьбы инспектора?
- Требование направляется налогоплательщику в письменной форме, примерный образец которого приведен в одной из наших внутренних инструкций. Если налогоплательщик откажется представить запрашиваемые документы или отдаст их не вовремя (установленный срок - пять дней), его оштрафуют по статье 126 НК РФ (на 5000 рублей). Для директора или главбуха предусмотрен еще один штраф - от 300 до 500 рублей по статье 15.6 КоАП РФ. Отмечу, что при проверке мы не только можем затребовать документы, но и письменным уведомлением вызвать налогоплательщика и его представителей в инспекцию [2]
- Допустим, предприятие сдало декларацию по НДС 20 октября, а дополнительные документы, которые инспектор затребовал для проверки, - 1 ноября. С какого дня будет определяться трехмесячный срок, отведенный для камеральной проверки, - с 20 октября или с 1 ноября?
- По статье 88 кодекса срок проведения камеральной проверки отсчитывается с даты представления декларации в налоговую инспекцию. Данная позиция поддерживается сложившейся арбитражной практикой. В частности, можно привести в пример обзор налоговых споров, прилагаемый к информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 г. ≤ 71.

Об отчетности подразделений
- Вправе ли ИМНС, принявшая налоговую отчетность филиала, провести камеральную проверку? Если да, то какие документы может затребовать инспекция - только подразделения или головной организации?

- Да, инспекция вправе провести такую проверку и в соответствии со статьей 88 НК РФ она выполняется на основе налоговых деклараций. Если это декларации по налогам, которые исчисляются централизованно головной организацией, то проверяют ее. При расчете налогов в децентрализованном порядке в инспекцию по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения сдаются налоговые декларации, имеющие отношение к деятельности. Следовательно, при проведении камеральной проверки этих деклараций истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов по конкретному обособленному подразделению.
- Будут ли штрафовать фирму, которая поздно сдала декларацию по налогу на прибыль в ту ИМНС, где зарегистрировано подразделение? Если да, то как рассчитываются санкции - в проценте от общей суммы налога, которую надо доплатить по декларации, или в проценте от налога, который нужно перечислить там, где находится подразделение?
- Да, штраф будет, поскольку по статье 289 Налогового кодекса декларацию по налогу на прибыль предприятия сдают по месту нахождения и головной организации, и обособленных подразделений.
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ. Хотел бы заметить, что санкции рассчитываются исходя из суммы, подлежащей к уплате на основании этой декларации. Как ее оформляет фирма, сдающая отчетность по месту нахождения подразделения, сказано в пункте 1.5 раздела 1 инструкции по заполнению декларации (утверждена приказом МНС России от 29 декабря 2001 года ≤ БГ-3-02/585. - Примеч. ред.). Декларация, сдаваемая в инспекцию, где отчитывается подразделение, включает титульный лист и расчет суммы налога, который надо заплатить по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения 5а к листу 02). В такой декларации показывается только налог подразделения, и расчет санкций будет производиться на основании этой суммы. (В приложении 5а не отражается налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и он не учитывается при расчете штрафа. - Примеч. ред.).

****

1 Отказаться принимать бухгалтерскую отчетность инспектор тоже не может (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). - Примеч. ред.

2 Чиновник не стал прямо оценивать законность устных требований, но из его слов следует, что их не должно быть. Такая позиция соответствует НК РФ, где говорится лишь о письменных требованиях и уведомлениях.


Голосов: 4 Средний бал: 3.75
Оцените статью: