Saldo.ru

Публикации

26 января 2025, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Светлана Ярошенко, аудитор
Материал предоставлен журналом "Современный предприниматель"

Коммерсант в зоне риска. Оценка вероятности проверки

Борьба с так называемыми "однодневками" набирает обороты и в последнее время принимает новые формы. Летом налоговики обнародовали критерии[1], которыми станут руководствоваться, выбирая коммерсантов для проведения у них выездных проверок (таблица 1). Показатели подготовлены на основании концепции системы планирования, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. Изучив их, вы сможете оценить, как скоро следует ждать проверяющих в гости.
Таблица 1. Критерии для оценки

N п/п Критерий Значение Примечание
1 Налоговая нагрузка Ниже среднего уровная по отрасли или по виду экономической деятельностиРассчитывается как соотношение уплаченных налогов и оборота (выручки). Средние данные по видам деятельности приводятся в приложении 1 к "Общедоступным критериям"
2 Результаты деятельностиУбытки в отчетности в течение нескольких налоговых периодовПривлечет внимание осуществление деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет
3 Налоговые вычеты Значительные суммы налоговых вычетов, заявленных в отчетности Привлечет внимание, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% от суммы начисленного налога за 12 месяцев
4 Соотношение доходов и расходов Темп роста расходов превышает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) -
5 Среднемесячная зарплата работников Ниже среднего уровня по данному виду деятельности в регионе Сведения об уровне зарплаты можно узнать, в частности, на официальных сайтах ведомств (таблица 2)
6 Применение специальных режимов Неоднократное приближение к предельному значению показателей, разрешающих применять спецрежимы Приближение (менее 5%) к предельному значению 2 и более раз в течение календарного года
7 Профессиональные вычеты В отчетности предпринимателя сумма расхода максимально приближена к сумме его дохода за календарный год Доля профессиональных вычетов в общей сумме дохода более 83%
8 Партнеры Заключение договоров с перекупщиками или посредниками Предполагается, что ИП может получать необоснованную налоговую выгоду
9 Пояснения в инспекцию Непредставление пояснений в ответ на уведомление из инспекции о наличии несоответствия в показателях отчетности -
10 Местонахождение Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в связи с изменением местонахождения ("миграция" между инспекциями) Для фирм предусмотрено ограничение - два и более случая с момента госрегистрации юрлица. В отношении предпринимателей условие не оговаривается
11 Рентабельность Значительное отклонение уровня рентабельности от уровня для данного вида деятельности по результатам статистики Отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Рентабельность показана в приложении 2 к "Общедоступным критериям"

С оглядкой на конкурентов
Под прицел налоговиков попадут коммерсанты, у кого налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности. Показатель рассчитывается как соотношение уплаченных налогов и оборота (выручки). Величина налоговой нагрузки по видам деятельности приводится в приложении 1 к Общедоступным критериям.
Не хуже, чем у других должен быть размер среднемесячной зарплаты. Инспекторы назвали источники, из которых следует черпать информацию о величине средней зарплаты. Они приведены в таблице 2.
Таблица 2. Источники информации о показателях среднего уровня зарплаты в регионе, городе, районе
N п/п Источник информации Примечание
1 Официальные интернет-сайты территориальных подразделений Росстата Информация об адресах сайтов находится на официальном сайте Росстата www.gks.ru
2 Статистические сборники, бюллетени и др. Различные материалы, публикуемые территориальными подразделениями Росстата
3 Запрос в подразделение Росстата или налоговую (инспекция по району, УФНС по субъекту) -
4 Официальные интернет-сайты УФНС (после размещения на них статистических показателей) Информация об адресах сайтов находится на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru

Сравнивать со средним значением конкурентов придется и уровень рентабельности. Он рассчитывается как соотношение финансового результата от продаж (прибыль минус убыток) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. На мысль о выездной проверке наведет уменьшение рентабельности от среднего показателя по аналогичному виду деятельности более чем на 10 процентов. Данные о рентабельности по видам деятельности есть в приложении 2 к Общедоступным критериям.
Отметим, контролеры не учли, что отклонение рентабельности возможно по вполне объективным причинам. Так, прибыльность иногда снижается в ходе рекламных акций, когда клиентам предоставляются скидки (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2005 г. по делу N А40-34656/05-118-331). Кроме того, рентабельность может иметь пониженный уровень из-за жесткой конкуренции, когда предприниматель, подняв цены, рискует потерять покупателей (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г. N А56-54/2006, Московского округа от 22 июля 2005 г. N КА-А40/6606-05).

ИП выдаст отчетность
Если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражается убыток, инспекторы начнут собираться с проверкой. В частности, в течение 2-х и более лет. Они твердо убеждены, что главная цель предпринимательской деятельности - прибыль, поэтому постоянные убытки их настораживают.
Негативно контролеры относятся к значительным суммам налоговых вычетов. Критический уровень для вычетов по НДС обозначен на уровне 89 процентов от суммы налога, начисленного за 12 месяцев.
Поводом для проверки может послужить и то, что темп роста расходов превысит темп роста доходов.

Налоговая нагрузка коммерсанта, а также уровень рентабельности его бизнеса должны быть не ниже средних значений по отрасли или данному виду деятельности

Как вы понимаете, это прямой путь к убыткам в будущем. Насторожит ревизоров отражение предпринимателем в отчетности суммы расходов, максимально приближенной к сумме его доходов. В частности, когда доля профессиональных вычетов составит 83 и более процента от дохода, отраженного в декларации.
Не стоит расслабляться и предпринимателям, перешедшим на применение специальных налоговых режимов ("упрощенка", ЕНВД, единый сельхозналог). Поводом для того, чтобы запланировать проверку коммерсанта станет неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных для данного спецрежима (таблица 3). Во избежание повышенного внимания со стороны налоговой инспекции такое приближение должно составить не более 5 процентов либо происходить реже, чем дважды в течение года.
Таблица 3. Предельные значения показателей для предпринимателей на спецрежимах
Показатели Значение
Упрощенная система налогообложения
средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не более 100 человек
остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб.
предельный размер доходов по итогам отчетного (налогового) периода не более 24,8 млн руб.
Единый налог на вмененный доход
площадь торгового зала, магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли не более 150 кв. м
площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания 150 кв. м
количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг не более 20 единиц
общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживаниюне более 500 кв. м
Единый сельскохозяйственный налог
доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периодане менее 70%

Общение с налоговой
При проведении камеральной проверки инспекторы могут выявить в декларации ошибки, противоречия или какие-либо несоответствия. В этом случае налоговики направят вам запрос. Лучше его не игнорировать. Дело в том, что непредставление пояснений - еще один повод прийти к вам с проверкой.
Вызовет подозрение чиновников "миграция" между налоговыми инспекциями.

Основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, поэтому постоянные убытки в отчетности привлекут внимание инспекторов
Таковой они назвали неоднократное снятие с налогового учета и постановка на него в разных инспекциях. Как правило, это связано с изменением местонахождения. Контролеров насторожат два и более случая смены места. Но этот критерий преимущественно для юрлиц. Предприниматель регистрируется по месту жительства, поэтому коммерсанту сначала нужно будет сменить прописку, потом только перерегистрироваться в налоговой. Часто подобную процедуру вряд ли удастся осуществлять.

Безосновательная выгода
В рамках ведения предпринимательской деятельности будьте предельно осторожны, привлекая перекупщиков или посредников. Одним из критериев, влияющих на назначение выездной налоговой проверки, контролеры посчитали построение так называемой цепочки контрагентов без наличия деловой цели. То есть передача ценностей посредникам для перепродажи без разумных и обоснованных причин. Дело в том, что, проходя через несколько перекупщиков товар, как правило, растет в цене. А это означает, что каждый последующий покупатель предъявит к вычету большую сумму НДС. Как вы понимаете, бюджету это не на руку. Правда, налоговые работники не пояснили, что они понимают под экономической или деловой целью. А это значит, что при проверке велика вероятность разногласий в оценке совершаемых бизнесменом сделок.
С проверкой инспекторы нагрянут к тем, кто, по их мнению, получает необоснованную налоговую выгоду. То есть использует различные вычеты, льготы, применяет более низкую ставку налога, получает зачет (возврат) налогов из бюджета.

Если в ходе камеральной проверки вам придет запрос из налоговой, его лучше не игнорировать. Отсутствие реакции на запрос является одним из поводов для визита контролеров

Посредники в рассмотренной выше ситуации, позволяющие увеличить вычет НДС, как раз и приносят коммерсанту подобную выгоду. Оценить ее, в частности, обоснована она или нет, позволит постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) от 12 октября 2006 г. N 53. В нем судьи привели обстоятельства, которые говорят о недобросовестности коммерсанта:
- невозможность реального осуществления операций (не позволяет местонахождение имущества, объем ресурсов, необходимых для производства);
- отсутствие необходимых ресурсов (персонала, оборудования, транспорта и т. д.);
- учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды;
- совершение сделок с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах по сделке.
В постановлении сформулированы также обстоятельства, которые, по словам судей, сами по себе о недобросовестности коммерсанта не свидетельствуют, однако должны быть приняты в расчет при ее оценке.
К таковым относятся: госрегистрация незадолго до проведения спорной сделки, взаимозависимость партнеров, разовый характер операции, налоговые правонарушения в прошлом, использование посредников и т. д. Кроме того, суд должен установить, была ли у сделки реальная экономическая цель.

Если предприниматель показывает в отчетности значительные суммы вычетов, ему в скором времени предстоит пообщаться с проверяющими

При этом только лишь налоговая выгода таковой не является.
Еще один важный момент. Чтобы налоговики не записали вас в ряды недобросовестных, будьте осмотрительнее при выборе деловых партнеров. Конечно, в спорах судьи не раз подтверждали: нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей не говорит о том, что партнер тоже нарушитель. Однако в указанном выше постановлении Пленум ВАС сделал немаловажную оговорку: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторы докажут, что вы действовали без осмотрительности и вам должно было быть известно о нарушениях, допущенных партнером.

Дополнительные риски
Весной прошлого года налоговики обнародовали Регламент по противодействию создания и функционирования "однодневок". В документе приводилась инструкция для инспекций о том, что делать, если бизнес заподозрен в "однодневности". Хотя регламент утвержден в отношении предприятий, не исключено, что те же подходы инспекторы применят и к предпринимателям. Например, направить запрос, а если ответной реакции не последует, может и явиться по месту регистрации бизнесмена с целью "установления отсутствия" его по этому адресу. Как известно, местом регистрации предпринимателя является его место жительства. Если контролеры обнаружат, что коммерсант по месту регистрации не живет, чиновники рекомендуют привлечь его к административной ответственности на основании пункта 3 статьи 14.25 КоАП. Напомним, эта статья предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за сообщение налоговой недостоверных сведений о предпринимателе. В данном случае, это информация о местонахождении.
При получении "нулевых" деклараций инспекторам рекомендовано направить запросы о движении денег по счету в банк, где у бизнесмена открыт счет. Как вы понимаете, если деятельность действительно не велась, расхождений между данными, полученными от банка, и декларацией не будет.
Таблица 4. Рентабельность повидам экономической деятельности в 2006 году (в процентах)





  Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг Рентабельность активов
Всего в том числе: 14 9,3
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,0 4,0
рыболовство, рыбоводство 7,4 6,5
добыча полезных ископаемых в том числе: 30,9 16,5
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 29,5 16,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41,8 16,3
добыча металлических руд 50,9 17,6
обрабатывающие производства из них: 15,9 15,1
производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 9,3 7,3
текстильное и швейное производство 3,4 2,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,5 4,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 5,3 2,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность в том числе: 13,1 11
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 15,5 11,7
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 8,2 9,1
производство кокса и нефтепродуктов в том числе: 17,9 24,3
производство кокса 13,9 19,4
производство нефтепродуктов 17,9 24,4
химическое производство 17,0 14,2
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 12,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 19,7 17,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в том числе: 31,9 25,7
металлургическое производство 36,3 27,8
производство готовых металлических изделий 7,2 7
производство машин и оборудования 8,8 6,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,9 8,3
производство транспортных средств и оборудования 6,3 3,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды из них: 3,8 3,1
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды из них: 3,8 3,3
производство, передача и распределение электроэнергии 5,8 3,0
производство и распределение газообразного топлива 3,2 11,8
строительство 5,6 4,
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
11,5 9,9
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 5,3 13,7
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 14,1 10,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 4,9 7,3
гостиницы и рестораны 16,3 12,6
транспорт и связь из них: 14,3 5,0
деятельность железнодорожного транспорта 6,7 1,4
транспортирование по трубопроводам 19,7 10,5
связь 33,5 13,4
финансовая деятельность 17,6 3,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг из них: 11,6 3,6
научные исследования и разработки115,1
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,0 8,6
образование 6,6 6,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,2 5,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг из них: 12,4 8,2
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 17,7 22,3

1Номера и даты у документа нет, его полное название "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007".


Голосов: 2 Средний бал: 4.50
Оцените статью: