В любом более или менее крупном городе киоски и ларьки по продаже печатных изданий встречаются чуть ли не на каждом шагу. Тот факт, что данная деятельность является розничной торговлей, ни у кого сомнений не вызывает. Однако, оказывается, к такому бизнесу не всегда применим ЕНВД, даже если розница решением местных властей переведена на данный спецрежим.
ЕНВД на продажу прессы
Продажа журналов, газет, и прочих печатных изданий в киосках и палатках так и норовит подпасть под "вмененку". Возможность использовать все соответствующие льготы данного "спецрежима" при реализации газет и журналов недавно прокомментировали специалисты главного финансового ведомства в письме от 1 ноября 2007 года ≤ 03-11-04/3/431. Так, Минфин указал, что торговлю печатными изданиями через киоски вполне можно рассматривать как "вмененную" деятельность, поскольку она отвечает критериям "розничного" ЕНВД главы 26.3 Налогового кодекса. Напомним, что на "вмененный" спецрежим, в частности, могут перейти фирмы, осуществляющие розничную продажу через магазины и павильоны площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, а также через киоски, палатки, лотки, не имеющие торгового зала.
Получается, в случае реализации печатной продукции "с лотка" нужно исчислять налог с использованием физического показателя "торговое место". Как подметили эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера", при определении площади торгового зала учитывают только те помещения, в которых непосредственно ведется торговля и обслуживаются посетители. Иначе говоря, различные подсобки, комнаты для хранения и подготовки товаров к продаже при расчете площади во внимание не принимаются.
Кроме того, определение масштабов торгового зала в целях исчисления физического показателя ЕНВД должно происходить на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К таковым относятся сведения, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений, а также информацию, подтверждающую право пользования этими объектами (письмо Минфина от 25 апреля 2007 г. ≤ 03-11-04/3/132). Например, договоры купли-продажи, технический паспорт, планы, схемы, экспликации, соглашение об аренде, разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и так далее.
"Невмененная" подписка
Зачастую помимо продажи печатной продукции журнальные киоски распространяют периодические издания, что называется, по подписке. Разумеется, на отнесение к "вмененной" реализации такая деятельность никак не претендует, хотя бы потому, что это вовсе и не продажа (равно как договор подписки не является соглашением о розничной купле-продаже).
Однако на основании пункта 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке (утверждены постановлением правительства от 1 ноября 2001 г. ≤ 759) можно сделать вывод о том, что деятельность организации, связанную с распространением периодических печатных изданий по договору подписки, следует рассматривать как оказание соответствующих услуг. И здесь наверняка может вникнуть идея применить к подобному распространению ЕНВД на бытовые услуги.
К сожалению, всех этих логических размышлений для обоснования применения льготного режима налогообложения совершенно недостаточно. Так, для определения возможности отнесения данных услуг к "вменненно-бытовым" нужно, прежде всего, руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 года ≤ 163 (подп. 1 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК). Как раз в этом-то нормативном акте услуги по распространению периодических печатных изданий по договору подписки в перечне бытовых услуг не поименованы. Значит, подобная деятельность организации под обложение ЕНВД не подпадает.
Аналогичное мнение было высказано и чиновниками Минфина в вышеупомянутом ноябрьском письме. Финансисты разъяснили, что доходы, полученные от издательств за организацию подписки на журналы и газеты, не подпадают под "вмененку" и облагаются налогами по общим правилам.