Командировочные расходы в виде суточных
Налогообложение поименованных выплат производится согласно п. 3 ст. 217 НК РФ, а именно: не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
До 1 февраля 2002 года
До указанной даты основным документом, регламентирующим порядок выплаты командировочных расходов, являлся КЗОТ РФ, ст. 116 которого было предусмотрено, что работникам, направляемым в служебные командировки, оплачивались суточные за время нахождения в командировке.
При этом последним абзацем указанной статьи определялось, что размеры компенсаций, порядок их выплаты и предоставления устанавливаются законодательством.
Таким законодательным актом ранее являлось постановление правительства РФ от 26.02.92 ≤ 122[1], согласно которому Минфином РФ были изданы приказы об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ от 13.08.99 ≤ 57н[2], зарегистрированный в Минюсте РФ 01.09.99 за ≤ 1880, и от 06.07.01 ≤ 49н[3], зарегистрированный в Минюсте РФ 02.08.01 за ≤ 2836, которыми были установлены нормы выплаты суточных: до 1 января 2002 года - 55 рублей за каждый день нахождения в командировке, с 1 января 2002 года - 100 рублей.
В случае превышения указанных размеров суточных у работника возникал объект налогообложения по НДФЛ.
Пример 1
Работник предприятия с 15 по 19 января 2002 года находился в командировке, при этом согласно коллективному договору, действующему на предприятии, ему были выплачены суточные в размере 300 рублей за каждый день нахождения в командировке. Сумма НДФЛ, удерживаемого по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), составит:
(300 - 100) руб. * 5 дней = 1 000 руб. * 13% = 130 рублей.
С 1 февраля 2002 года
С 1 февраля 2002 года в связи с вступлением в силу ТК РФ особенности выплат суточных регламентируются ст. 168 данного нормативного акта. Положениями части второй названной статьи установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации (например, приказом по организации).
Таким образом, размер компенсационных выплат в виде суточных должен быть оговорен в коллективном или в ином нормативном акте организации.
Учитывая изложенное, с 1 февраля 2002 года суточные, выплачиваемые работникам за время нахождения в служебной командировке, размер которых установлен в коллективном договоре (ином акте организации), не подлежат налогообложению НДФЛ в названных пределах на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Отметим, что ранее Министерство РФ по налогам и сборам высказывалось за то, что при налогообложении указанных выплат в части определения соответствующих норм следовало руководствоваться приказами Минфина РФ - такая точка зрения отражена в проекте новых Методических рекомендаций МНС России по применению главы 23 НК РФ (Минфин России в письме от 17.04.02. ≤ 04-04-06/76 предлагал с 1 января 2002 года использовать нормы, установленные постановлением правительства РФ от 08.02.02 ≤ 93[4]), однако 22 июля 2003 года Департаментом налогообложения доходов и имущества физических лиц было выпущено письмо ≤ 04-2-10/451-Ю909, в котором также подтверждено, что не подлежат налогообложению суточные в размерах, установленных работодателем в коллективном договоре или приказе.
Пример 2
Работник предприятия с 1 по 5 февраля 2002 года находился в командировке, при этом согласно коллективному договору, действующему на предприятии, ему были выплачены суточные в размере 300 рублей за каждый день нахождения в командировке. Налогообложение в данном случае не производится, поскольку указанная норма суточных установлена в соответствии с действующим законодательством.
Следует обратить внимание, что указанными разъяснениями не смогут воспользоваться организации, финансируемые из федерального бюджета, так как нормы суточных для них установлены постановлением правительства от 02.10.02 ≤ 729[5] (Указом Президента РФ от 24.11.95 ≤ 1177[6]), а также работодатели - индивидуальные предприниматели (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и детективы), поскольку право на определение норм суточных в ТК РФ установлено только для организаций; руководствуясь последним предложением ст. 168 ТК РФ, согласно которому размеры возмещения командировочных расходов не могут быть ниже размеров, установленных правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета, названным категориям работодателей надлежит выплачивать суточные в размере 100 рублей за каждый день нахождения сотрудника в командировке, как установлено пп. "б" п. 1 названного постановления правительства РФ ≤ 729.
Иные командировочные расходы
На практике возможны ситуации, когда работник в командировке производит помимо расходов на проживание и проезд иные расходы, возмещение которых впоследствии производится работодателем, например, оплата пользования сотрудником VIP-залом.
До 1 февраля 2002 года
До указанной даты ст. 116 КЗОТа РФ не предусматривала права возмещения дополнительных расходов работника в виде оплаты стоимости услуг VIP-зала, если данный сотрудник не относился к категории лиц, упомянутых в Федеральном законе от 08.05.94 ≤ 3-ФЗ[7], либо в Указе Президента РФ от 24.11.95 ≤ 1177, поэтому оплата стоимости услуг VIP-зала иным категориям физических лиц не относилась к компенсационным выплатам при оплате работникам расходов на командировки и облагалась НДФЛ на общих основаниях, что подтверждается и судебной практикой - например, Постановлением ФАС Московского округа от 07.10.02 по делу ≤ КА-А40/6482-02.
Пример 3.
Работник коммерческой организации при возвращении из командировки (с 15 по 19 января 2002 года) представил в бухгалтерию предприятия авансовый отчет, в котором наряду со стоимостью проезда и проживания указана стоимость услуг VIP-зала аэропорта. Налогообложение стоимости услуг зала официальных делегаций производится на общих основаниях.
С 1 февраля 2002 года
Как уже было упомянуто ранее, ст. 168 ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации, включая возмещение иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.
Следовательно, с 1 февраля 2002 года сумма платежа, произведенного организацией за пользование работником в рамках командировки VIP-залом, что предусмотрено в коллективном договоре (в положении о командировках, иных нормативных актах организации), подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит налогообложению.
Пример 4.
Работник коммерческой организации при возвращении из командировки (с 1 по 5 февраля 2002 года) представил в бухгалтерию предприятия авансовый отчет, в котором наряду со стоимостью проезда и проживания указана стоимость услуг VIP-зала аэропорта. Оплата пользования услугами зала официальных делегаций предусмотрена положением о командировках, действующим на предприятии. Налогообложение стоимости соответствующих услуг не производится.
Справочно отметим, что в проекте новых Методических рекомендаций МНС России по применению главы 23 НК РФ ранее высказывалось мнение, что порядок налогообложения названных выплат аналогичен порядку, действующему до 1 февраля 2002 года, то есть для категорий граждан, не упомянутых в вышеназванных Федеральном законе и Указе президента РФ, оплата данной услуги законодательством не предусмотрена. В связи с этим сумма платежа, произведенного организацией за пользование сотрудником организации в рамках командировки VIP-залом, должна облагаться НДФЛ.
Однако 23 июля 2003 года Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц в Письме за ≤ 04-2-07/510-Я358 высказал противоположную точку зрения, проиллюстрированную нами в примере ≤ 4.
У предприятий может возникнуть вопрос: если в коллективном договоре, действующем на предприятии, предусмотрено, что работнику во время командировки возмещаются расходы на питание, можно ли такие расходы не учитывать при налогообложении НДФЛ?
По мнению автора, данный вид расходов, предусмотренный в коллективном договоре (локальном акте организации), также подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ в качестве иных расходов, произведенных с разрешения работодателя (после 1 февраля 2002 года). Кроме того, указанные выплаты можно отнести к суммам, не подлежащим налогообложению, на основании п. 1 ст. 217 НК РФ как иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, в данном случае - со ст. 168 ТК РФ.
Возмещение расходов при использовании личного имущества работника
Некоторые вопросы могут возникать у бухгалтерских служб работодателей при выплате работникам компенсаций за использование личного имущества в служебных целях.
До 1 февраля 2002 года
Основным нормативным актом, регулирующим порядок выплат соответствующих компенсаций, являлась ст. 117 КЗОТа РФ, согласно которой работники, использующие свои инструменты для нужд предприятия, учреждения, организации, имели право на получение компенсации за износ (амортизацию) своих инструментов.
Размер и порядок выплаты этой компенсации определялся администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с работником и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации, если размер и порядок выплаты компенсации не установлены в централизованном порядке.
Пример 5.
Бухгалтер организации использовал в служебных целях (необходимость составления бухгалтерских отчетов и иных документов) принадлежащий ему компьютер. Поскольку в централизованном порядке не были утверждены какие-либо нормативные акты, регулирующие вопросы выплат компенсаций за использование личных компьютеров, то в соответствии с соглашением между работником и работодателем бухгалтеру ежемесячно выплачивалось 900 рублей. Данные выплаты подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежат налогообложению.
Справочно отметим, что указанный подход также подтверждается арбитражной практикой - постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.06.02 по делу ≤ А56-4646/02.
Отдельного рассмотрения требует вопрос налогообложения компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях. Размер и порядок соответствующих выплат ранее были установлены постановлениями правительства РФ от 20.06.92 ≤ 414[8], от 24.05.93 ≤ 487[9], приказом Минфина России от 04.02.00 ≤ 16н[10] и письмом Минфина России от 21.07.92 ≤ 57[11]. Несмотря на то что указанные акты регулировали вопросы затрат предприятия по включению их в себестоимость продукции, в сложившейся практике налогообложения правоприменителем использовались положения данных актов для определения норм компенсаций в части НДФЛ.
Пример 6.
Работнику организации, использующему в работе личный автомобиль ГАЗ-31029, ежемесячно выплачивалась компенсация в размере 1 000 рублей. Норма выплаты согласно приказу Минфина России составляла 221 рубль в месяц. Налогообложению подлежала сумма 779 рублей (1 000 - 221), с которой удерживался НДФЛ в сумме 101 рубль (779 * 13%).
С 1 января 2002 года вступило в силу также постановление правительства РФ от 08.02.02 ≤ 92[12], регулирующее вопросы налогообложения прибыли организаций (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Ранее, по мнению МНС России, изложенному в проекте новых Методических рекомендаций по применению гл. 23 НК РФ, не подлежали налогообложению суммы, выплачиваемые в пределах вышеуказанного приказа Минфина России ≤ 16н. По мнению же Минфина России, изложенному в Письме от 14.03.2003 г. ≤ 04-04-06/42, организациями, финансируемыми из бюджета, должны применяться нормы приказа Минфина ≤ 16н, а коммерческими организациями - нормы постановления правительства РФ ≤ 92.
C 1 февраля 2002 года
Статьей 188 ТК РФ установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. То есть положения приведенного примера ≤ 5 действительны и с вступлением в силу ТК РФ.
Что касается компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях, то необходимо учитывать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению компенсационные выплаты в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (в данном случае со ст. 188 ТК РФ). Приказ Минфина России ≤ 16н устанавливал предельные нормы для предприятий и организаций по включению в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на соответствующие компенсации, постановление правительства РФ ≤ 92 регулирует вопросы налогообложения налога на прибыль. Следовательно, компенсация за использование работником для выполнения им своих трудовых обязанностей с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества, выплачиваемая работодателем в соответствии со ст. 188 ТК РФ в размере, определенном соглашением сторон трудового договора, подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и налогообложению не подлежит.
Справочно: Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России придерживается аналогичной точки зрения - письмо МНС России от 23.07.03 ≤ СА-6-04/814.
Пример 7
Работнику организации, использующему в работе личный автомобиль ГАЗ-31029, ежемесячно выплачивается компенсация в размере 1 000 рублей. Налогообложение данной выплаты не производится.
Обратите внимание: до 1 февраля 2002 года выплаты названных компенсаций трудовым законодательством были предусмотрены только для работодателей - организаций и предприятий, при осуществлении указанных выплат работодателями - индивидуальными предпринимателями налогообложение производилось в общеустановленном порядке. С 1 февраля 2002 года положения ст. 188 ТК РФ и, соответственно, режим налогообложения одинаковы для всех категорий работодателей - физических и юридических лиц.
Единый социальный налог
По вопросу налогообложения единым социальным налогом, к сожалению, главное налоговое ведомство (несмотря на очевидность изложенных выше доводов) не спешит менять свою точку зрения: в неофициальной беседе с представителем Департамента ЕСН МНС России нам было заявлено, что работодателям надлежит руководствоваться положениями п. 9.1.7.1 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 24 НК РФ[13], в соответствии с которыми с 1 января 2002 года по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, нормы по компенсационным выплатам определяются в соответствии с постановлением правительства РФ от 08.02.02 ≤ 93, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в соответствии с постановлением правительства РФ от 26.02.92 ≤ 122 с учетом приказа Минфина России от 06.07.01 г. ≤ 49н (с 1 января 2003 года - постановлением правительства РФ от 02.10.02 ≤ 729).
Компенсации за использование личного имущества, на которые не утверждены законодательные нормы, выплачиваемые работодателем в размере, определённом сторонами трудового договора, не подлежат налогообложению; компенсации, превышающие установленные законодательством нормы, подлежат налогообложению в части их превышения.
Таким образом, в отношении "автомобильных" компенсаций, по мнению МНС России, следует руководствоваться п. 9.1.8.1 названных Методических рекомендаций, а именно: по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы по указанным компенсациям определяются в соответствии с постановлением правительства РФ от 08.02.02 ≤ 92, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в соответствии с постановлением правительства РФ от 20.06.92 ≤ 414 с учетом приказа Минфина России от 04.02.00 ≤ 16н.
[1] Постановление правительства РФ от 26.02.92 ≤ 122 "О нормах возмещения командировочных расходов".
[2] Приказ Минфина РФ от 13.08.99 ≤ 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ".
[3] Приказ Минфина РФ от 06.07.01 ≤ 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ".
[4] Постановление правительства РФ от 08.02.02 ≤ 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
[5] Постановление правительства от 02.10.2002 г. ≤ 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
[6] Указ Президента РФ от 24.11.95 ≤ 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах РФ".
[7] Федеральный закон от 08.05.94 ≤ 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ".
[8] Постановление правительства РФ от 20.06.92 ≤ 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях".
[9] Постановление правительства РФ от 24.05.93. ≤ 487 "О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
[10] Приказ Минфина России от 04.02.00 ≤ 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
[11] Письмо Минфина России от 21.07.92 ≤ 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок".
[12] Постановление правительства РФ от 08.02.02 ≤ 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
[13] Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога утверждены приказом МНС России от 05.07.02 ≤ БГ-3-05/344.