НАЛОГОВЫе ВЫЧЕТы ПО НДС. ВВОЗ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Одной из особенностей налога на добавленную стоимость является то, что данный налог может взиматься в качестве косвенного налога и в качестве таможенного платежа. Статьей 143 НК РФ (Приложение N4) определено, что налогоплательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). То есть при отнесении хозяйствующих субъектов к категории плательщиков НДС на таможне необходимо руководствоваться нормами таможенного права. В соответствии с нормами ТК РФ (статья 318 ТК РФ (Приложение N5)) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, относится к таможенным платежам. Заметим, что в отличие от налогового законодательства, в котором действует принцип личной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, таможенное законодательство предоставляет такое право любому заинтересованному лицу. Лица, на которых возложена ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов, определены статьей 320 ТК РФ: "1. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 настоящего Кодекса. 2. При несоблюдении положений настоящего Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима". В соответствии со статьей 328 ТК РФ: "1. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. 2. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу". Для справки: в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 11 ТК РФ декларантом является лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары. В соответствии со статьей 126 ТК РФ (Приложение N5) в качестве декларантов имеют право выступать: - лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; - иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с таможенным законодательством (статья 126 ТК РФ (Приложение N5)) декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу, предусмотренных пунктом 2 статьи 126 ТК РФ (Приложение N5): - физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ "Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц"; - иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; - иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; - иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо. Обратите внимание! Поскольку плательщики НДС на таможне определяются по нормам таможенного права, то статьи 144 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика" и 145 "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" НК РФ (Приложение N4) в отношении плательщиков НДС на таможне не применяются. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ (Приложение N4)ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации представляет собой объект налогообложения по НДС. Особенностью этого объекта обложения налогом является то, что исчисление суммы налога, подлежащего уплате, одновременно регулируется нормами главы 21 НК РФ и нормами ТК РФ. Так как настоящая книга посвящена налоговым вычетам по НДС, то в данном разделе рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога при ввозе налогоплательщиками НДС, так как все остальные лица, осуществляющие ввоз товаров, не имеют право на вычет сумм налога, уплаченного на таможне. Это вытекает из пункта 2 статьи 172 НК РФ (Приложение N4). Отметим, что при осуществлении ввоза товаров на территорию РФ налогоплательщику НДС следует обратить внимание на статьи 150 - 152 НК РФ (Приложение N4). Статья 150 НК РФ (Приложение N4) содержит перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ освобожден от налогообложения. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России установлены статьей 151 НК РФ (Приложение N4), из положений которой следует, что порядок налогообложения ввозимых товаров зависит от вида таможенного режима, под который помещается ввозимый товар. Так если товар ввозится в таможенном режиме выпуска для свободного обращения или переработки для внутреннего потребления, то налог уплачивается в полном объеме. Если товары ввозятся в режиме временного ввоза, то налог не уплачивается, либо уплачивается только часть налога, аналогичное правило распространяется и на ввоз продуктов переработки товаров, помещенных под режим переработки вне таможенной территории. При реимпорте уплачивается налог, от которого налогоплательщик был освобожден, либо который был ему возмещен при экспорте. Отметим, что в общем случае при осуществлении операций ввоза налогоплательщик уплачивает налог на таможне. Исключением является случай перемещения товаров через границу России при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления. Мы уже отмечали, что на сегодняшний день соглашение о едином таможенном пространстве подписано только с Республикой Беларусь . в этом случае взимание налога производят налоговые органы. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров установлен статьей 160 НК РФ (Приложение N4). Исходя из положений указанной статьи, общая формула, согласно которой налогоплательщик НДС исчисляет сумму налога, подлежащую уплате на таможне, выглядит следующим образом: С ндс = (С т + П с + A c) x H, где: С ндс - сумма налога на добавленную стоимость; С т - таможенная стоимость ввозимого товара; П с - сумма ввозной таможенной пошлины; A c - сумма акциза; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. Естественно, что если ввозится товар, например, освобождаемый от уплаты таможенных пошлин, то сумма ввозной пошлины исключается из скобок, если не является подакцизным, то исключается сумма акциза, если товар не облагается акцизом и освобождается от уплаты пошлины, то исключается и то и другое. Обратите внимание! Пунктом 3 статьи 160 НК РФ (Приложение N4) определено, что налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Аналогично налоговая база определяется и в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации отменен таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых товаров, то налоговая база при ввозе определяется как сумма стоимости ввозимых товаров (в том числе затраты на доставку приобретенных товаров до границы Российской Федерации) и подлежащих уплате акцизов. Как мы уже отметили, пока такой порядок распространяется только на отношения с Белоруссией. Обратите внимание! Положения статьи 160 НК РФ (Приложение N4) применяются именно для определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, поэтому она не применима в отношении реализации импортированных товаров. На это указано в Письме ФНС РФ от 1 декабря 2004 года N03 - 3 - 06/2423/35 "О налоге на добавленную стоимость" (Приложение N88). На это указывает и арбитражная практика, в частности Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 2006 года NФ03 - А51/06 - 2/3307 по делу NА51 - 4240/2006 - 20 - 138 (Приложение N217). Как указано в пункте 5 статьи 164 НК РФ (Приложение N4) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки 10% и 18% в зависимости от вида ввозимого товара. Так как при операциях ввоза НДС выступает в качестве таможенного платежа, то порядок его уплаты регулируется нормами ТК РФ. Согласно пункту 1 статьи 329 ТК РФ: "При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия". В отношениях с Белоруссией налогоплательщик руководствуется нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 года "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение). Согласно пункту 5 указанного Соглашения: "Косвенные налоги уплачиваются не позднее 20 - го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров". Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ (Приложение N4) суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу России без таможенного контроля и таможенного оформления, подлежат вычету. Как видим, Налоговый Кодекс прямо предусматривает уплату налога в качестве особого условия для предоставления вычета. При этом все остальные условия, выдвигаемые НК РФ, также сохраняются - ввозимые товары должны использоваться в операциях, облагаемых налогом, либо для перепродажи, и должны быть приняты налогоплательщиком к учету. Как мы уже отметили, в предыдущем разделе основанием для получения вычета в данном случае выступает таможенная декларация и платежные документы, свидетельствующие об уплате налога на таможне. При ввозе товаров из Белоруссии основанием выступает заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, что сумма налога уплачена и платежные документы. Пример 18. Организация "А" импортирует из Гамбурга партию запасных частей, необходимых для ремонта оборудования, их стоимость составляет 10 000 Евро. Условия поставки МПЗ . CIF Гамбург (МПЗ переходят в собственность покупателя в момент фактического перехода материалов через поручни судна в указанном порту отгрузки (2 апреля)). Таможенная декларация была подана 10 апреля. Ставка таможенной пошлины составляет 10 процентов. МПЗ не облагаются акцизами и облагаются НДС по ставке 18 процентов. Задолженность перед иностранным поставщиком погашена 15 апреля. Учетной политикой организации "А" определено, что фактические расходы на приобретение материалов, транспортные расходы и таможенные пошлины отражаются на счете 10 "Материалы". Сбор за таможенное оформление составляет 1 000 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (Приложение N12)). В данном примере налоговая база по НДС равна сумме таможенной стоимости импортируемого товара и уплачиваемой при ввозе таможенной пошлины (статья 160 НК РФ). Предположим, что курс Евро составляет (условно): - на 2 апреля . 34,60 рубля/EUR; - на 10 апреля . 34,50 рубля/EUR; - на 15 апреля . 34,40 рубля/EUR. Рабочим планом организации предусмотрено, что к балансовому счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыты следующие субсчета: 76 - 1 "Расчеты по таможенным пошлинам"; 76 - 2 "Расчеты по таможенным сборам". В бухгалтерском учете организации "А" сформированы следующие записи: Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | Дебет | Кредит | 2 апреля | 10 | 60 | 346 000 | Отражена стоимость материалов, находящихся в пути, на основании полученной накладной (10 000 EUR х 34,60 рубля/EUR) | 10 апреля | 10 | 76 - 1 | 34 500 | Отражена сумма таможенной пошлины (10 000 EUR х 34,50 рубля/EUR х 10%) | 10 | 76 - 2 | 1 000 | Отражена сумма сбора за таможенное оформление | 19 | 68 | 68 310 | Отражена сумма НДС, уплаченная на таможне ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%) | 68 | 51 | 68 310 | Уплачен НДС на таможне ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%) | 76 - 2 | 51 | 1 000 | Перечислен таможенный сбор | 76 - 1 | 51 | 34 500 | Перечислена таможенная пошлина | 68 | 19 | 68 310 | Принят к вычету НДС, уплаченный на таможне и относящийся к принятым на учет импортным материалам ((10 000 EUR + 1 000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18%) | 15 апреля | 60 | 52 | 344 000 | Погашена задолженность перед иностранным поставщиком (10 000 EUR х 34,40 рубля/EUR) | 60 | 91 - 1 | 2 000 | Отражена положительная курсовая разница по задолженности иностранному поставщику на дату совершения операции (346 000 рублей . 344 000 рублей) | Окончание примера.
|
|